Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Фишер (Куно Fischer) - известный немецкий историк философии,  род.  в
1824 г. в Силезии. В 1850 г. открыл курс в  Гейдельберге,  но  ему  было
запрещено чтение лекций, без объяснения причин. Это распоряжение вызвало
всеобщее  негодование;  только  дармштатский   клерикальный   орган,   в
анонимной статье, пытался оправдать образ действия правительства. С 1856
до 1872 г. Ф. состоял профессором иенского  унив.,  а  затем  перешел  в
Гейдельберг,   где   и   в   настоящее   время   продолжает   привлекать
многочисленную   аудиторию   своими   блестящими   лекциями.    Наиболее
замечательные из его сочинений: "Diotima; die Idee des Schonen"  (1849),
где в форме писем излагаются основные начала гегельянской эстетики; "Die
Logik und Metaphysik oder Wissenschaftslehre" (2-е изд., 1865),  где  Ф.
излагает  свою  систему  логики   и   метафизики,   чрезвычайно   близко
придерживаясь  Гегеля,  хотя  и  претендует  на  самобытную   разработку
философских проблем; "Geschichte  der  neueren  Philosophie"  (3-е  изд.
1898) - превосходный труд, охватывающий историю  рационализма  XVIII  в.
(Декарт, Спиноза, Лейбниц - первые два тома), философию Канта (III и  IV
т.), учения ближайших последователей Канта и  философию  Фихте  (V  т.),
философию Шопенгауэра (VI т.), философию Шеллинга (VII т.)  и,  наконец,
систему Гегеля (VIII и IX тт.). Фишера, при изложении истории философии,
занимает  главным  образом  не  история  проблем  (ван  Виндельбанда,  в
"Geschichte  der   Philosophiе",   и   Ренувье,   в   "Esquisses   d'une
classification des  systemes  philosophiques"),  не  историко-культурное
изучение условий возникновения  и  развития  философских  учений  (Бенн,
Гомперц)  и  не  экономическое  истолкование  философии  (Элейтеропулос,
Паттен). У Ф. на первом  плане  три  задачи:  1)  усвоение  духа  данной
системы, 2)  выяснение  связи  данной  системы  с  личностью  ее  творца
("Lebensauffassung") и 3)  выяснение  связи  данной  системы  с  другими
системами мысли. Особенно  крупны  заслуги  Ф.  в  разъяснении  значения
философских систем Канта и Гегеля. Вместе с Целлером, он в начале 1860-х
гг. указал  на  необходимость  обратиться  от  материализма  к  изучению
критической философии.  Недавно  вышедшие  два  последних  тома  истории
философии, посвященные Гегелю, представляют  бесспорно  самое  лучшее  и
полное  изложение  гегелевской  системы.   Ф.   обладает   неподражаемым
искусством входить  в  дух  изучаемого  мыслителя  и  истолковывать  его
становясь на его точку зрения; в подобной имманентной критике он как  бы
придерживается   принципа,   установленного   еще    Гердером:    "einen
Schriftsteller aus sich  selbst  zu  erklaren  ist  die  honestas  jedem
honesto  schuldig".  При  изложении  различных  философских  систем  ему
случалось попутно затрагивать глубокие и интересные вопросы,  вызывавшие
оживленный спор в  литературе.  Ф.  разъяснил  ошибочность  истолкования
"атрибутов- в системе Спинозы в духе  субъективных  "форм  познания";  в
споре, возникшем между Ф. и Трендеденбургом о "третьей возможности",  Ф.
отрезал путь к догматическому истолкованию "трансцендентальной эстетики"
Канта; говоря о Фихте, Ф. пытается, наперекор мнению  других  историков,
показать,  что  философское  миросозерцание  Фихте  второго  периода  не
находится в противоречии с его первоначальной точкой зрения. Ф. высказал
сомнения  относительно  связи  пессимизма  Шопенгауэра  с  его  судьбою,
замечая, что Шопенгауэр  "рассматривал  трагедии  мирового  несчастия  в
бинокль из весьма удобного  кресла,  а  затем  уходил  домой  с  сильным
впечатлением, но в тоже время вполне удовлетворенный";  этот  взгляд  на
Шопенгауэра оспаривается  в  настоящее  время  Фолькельтом  (см.  "Артур
Шопенгауэр", стр. 33). Взгляды Ф. на историю философии, даже  когда  они
ошибочны, интересны и возбуждают мысль. Первые четыре тома его философии
переведены на русский язык под редакцией  Страхова.  В  настоящее  время
готовится издание нового перевода I, II и IV томов и  переводятся  тома,
посвященные Фихте и Шеллингу. Недавно вышел в свет  III  том  (Кант),  в
новом переводе Полилова, Жуковского и Лосского, и VIII-й т.  (первый  из
двух, посвященных Гегелю, в переводе Лосского);  вскоре  выйдут  в  свет
IV-й т. (Кант) и IХ-й т. (Гегель). Кроме того, имеются  на  русском  яз.
VI-й т., посвященный Шопенгауэру, и отдельная книга Ф., вне девятитомной
серии "История новой философии" -  "Бэкон  Вэруламский  и  век  реальной
философии", а также  брошюра  "О  свободе  человека"  и  ряд  интересных
литературных  очерков:  "Шиллер",   "Фауст"   Гёте,   "Лессинг".   Кроме
упомянутых  сочинений  Ф.   написал   еще   брошюры:   "Entstehung   und
Entwickelungsformen    des    Witzes"     (1871)     и     "Shakespeares
Charaсterentwickelung Richard III" (1868). О системе логики и метафизики
Ф. см. статью Kym'a  в  его  "Metaphysische  Untersuchungen"  и  заметку
Siebert'a в его книге: "Geschichte  der  neueren  deutschen  Philosophie
seit  Hegels"  (1898,  стр.  60  -  62);  подробности  о  споре   Ф.   с
Тренделенбургом - в "Kommentar zu Kant's  Kritik  der  reinen  Vernunft"
Vaihinger'a. Реплику Ф. на возражения Файингера по  этому  и  по  другим
вопросам кантовой  теории  познания  -  см.  в  первом  из  двух  томов,
посвященных Канту (стр. 334 - "Критические прибавления"). Здесь же  дана
справедливая    оценка     схоластическим     приемам     представителей
"кантофилологии" - этих начетчиков кантовского толка.
   И. Лапшин.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz