Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Факт (от латинск. facere делать, нем. Thatsache) - логический термин,
имеющий обширное и не всегда определенное значение. В  противоположность
общему, идее, Ф. есть всегда нечто единичное. Ф. есть то  основание,  на
котором строится теория, то, что требует объяснения,  даваемого  наукою.
Он должен быть твердо установлен и в таком случае  является  инстанцией,
которую   замолчать   или   обойти   нельзя.   Достаточно   одного   Ф.,
противоречащего теории, для того, чтобы признать ее ложною. Клод  Бернар
в своем введении в экспериментальную медицину говорит, что  "Ф.  сам  по
себе есть ничто: он имеет значение лишь поскольку с ним связана идея или
поскольку он служит доказательством чего-либо. Когда новый  Ф.  называют
открытием, то открытие составляет не Ф. сам по себе, но новая  идея,  из
него вытекающая; точно также если Ф. что-либо доказывает, то не  Ф.  сам
по себе служит доказательством, а лишь разумное  отношение,  которое  он
устанавливает между явлением и его причиною. Эта связь или  отношение  и
составляет научную истину". Все это справедливо; если смотреть на Ф. как
на нечто случайное; но Ф. есть выражение общего закона,  и  без  точного
описания и установки Ф. самый закон найден быть не может; поэтому всякий
Ф. имеет безусловное значение,  как  точка  отправления  для  теории.  В
словаре Болдвина ("Dictionary of philosophy", 1901) мы находим следующее
определение Ф.: "Ф. есть объективно  данное,  установленное  опытом,  но
рассматриваемое независимо от того пути,  которым  оно  установлено".  В
этом определении понятию опыта придано самое широкое,  а  понятно  Ф.  -
самое  узкое  значение,  ибо  под  Ф.  обыкновенно  разумеют  не  только
объективно данное, т. е. предмет, но и субъективно данное в сознании, т.
е. явление. Мы говорим о фактах сознания на ряду с  фактами  физического
мира;  давно  прошедшие  события  мы  называем  Ф.   истории,   и   даже
мифологические представления или измышления спиритов готовы  назвать  Ф.
интеллектуальной или нравственной жизни, хотя бы  и  патологической.  Из
этого явствует, что под  понятием  Ф.  подводится  весьма  разнообразное
содержание, имеющее лишь два общих признака: Ф. обозначает всегда  нечто
единичное  и  с  представлением  о  Ф.  связана  всегда  уверенность   в
действительном,    реальном    существовании    содержания    известного
представления.  Так,  для  спирита  материализованный  дух  есть  Ф.,  в
реальность  которого  спирит  верит,  в  то  время  как  для   неспирита
материализация есть лишь Ф. сознания верующего, реальным же Ф.  является
производимый  спиритом  обман.  Понятие  опыта  в  определении  Болдвина
употреблено в значении, противоположном умозрению, т. е.  Ф.  признается
то, что найдено нашими чувствами, внутренними или внешними, а  не  путем
длинного ряда умозаключений. Э. Р.
   В  истории  фактами  называются  главным  образом  отдельные  события
(прагматические Ф.). но то же название распространяется и на все явления
исторической  жизни,  которые  могут  быть  констатированы.  Битва   при
Бородине - Ф., но Ф. может  быть  названо  и  существование  крепостного
права в России до 1861 г. В этом смысле  фактам  противополагаются  мифы
или легенды. Все фактическое содержание истории сводится к прагматизму и
культуре,  т.  е.   к   событиям   и   состояниям,   имевшим   место   в
действительности. О многих Ф. мы знаем непосредственно  из  исторических
источников, свидетельствующих о их существовании, раз достоверность этих
источников не подлежит сомнению. Есть и такие Ф.,  о  которых  источники
молчат, но о существовании которых  мы  догадываемся  или  существование
которых должны предполагать, заключая от фактически известных  следствий
к неизвестным их причинам или судя по аналогии  с  тем,  что  находим  в
других местах. Некоторые называют такие несомненно или  предположительно
существовавшие, но  неизвестные  нам  Ф.  -  скрытыми.  Наука  не  может
отказаться от их исследования, тем  более,  что  многие  Ф.  могут  быть
названы скрытыми лишь отчасти, когда, напр., мы не знаем только важных и
существенных подробностей.  Теория  исследования  скрытых  Ф.  входит  в
состав исторической методологии ,  но  разработана  она  очень  мало.  В
русской литературе попытку методологии скрытых Ф. сделал С. А.  Муромцев
, в "Очерках общей теории гражданского права". Одним из способов  такого
исследования является метод сравнительно-исторический . Н. К Факториал -
есть выражение вида х(х - h) (х - 2h)... (х - nh).
   Здесь х и h  могут  иметь  произвольные  значения,  а  n  есть  целое
положительное число. Такого рода  выражения  имеют  большое  значение  в
исчислении конечных разностей . Для того, чтобы  напр.  вычислить  сумму
f(1)+f(2)+f(3)+...f(n),  где  f(x)  целая  функция  от  х,  то   сначала
разлагают f(x) по Ф., а потом производят суммирование. Д. С.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz