Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Теории Канта. С физиологической точки зрения под  Т.  нужно  разуметь
телесную  конституцию  (слабое  или  крепкое  строение)  и   комплекцию,
обусловленную, главным образом, качеством, составом и движением крови. С
психологической  стороны  выражения,  характеризующие  свойства   крови,
применимы к душевным явлениям лишь по аналогии, существующей между игрой
чувствований и желаний и движениями телесными (в  которых  кровь  играет
главную роль). Т. разделяются на Т. чувства и  активности,  Возбудимость
чувства и активности в свою очередь зависит от повышенной или пониженной
возбудимости жизненных сил  (intensio  и  remissio).  Отсюда  получаются
четыре Т. Человек  сангвинического  Т.  поражает  беззаботностью,  легко
увлекается  надеждами,  придает  всякому  впечатлению  в  первую  минуту
большую важность, но  затем  быстро  забывает  о  нем.  Он  охотно  дает
обещание, но не держит слова; он приятный собеседник,  нередко  не  злой
человек, но грешник  неисправимый,  хотя  и  способный  к  сильному,  но
непродолжительному раскаянию. Труд утомляет его. Склонный к  меланхолии,
наоборот, придает всему, что  затрагивает  человека,  большое  значение;
везде он усматривает источники забот и  трудности;  в  противоположность
сангвинику, меланхолик вдумчив. Холерик пылок; он быстро  воспламеняется
и сгорает, как зажженная солома. Честолюбие - одна из его  особенностей;
он любить  господствовать,  принимать  знаки  почета,  слушать  похвалы,
играть общественную роль. Противодействие его  стремлениям,  вызывает  в
нем страдание. Холерический Т. -  наименее  счастливый,  потому  что  он
всего более сталкивается с препятствиями. Флегматик - человек со  слабой
эмоциональною возбудимостью и слабой  наклонностью  к  действию.  В  тех
случаях, когда эта медленная восприимчивость все же связана с  известной
способностью  к  действию,  флегматик  является   трудновозбудимым,   но
способным дольние сохранять впечатления; он с трудом может быть  выведен
из равновесия; легко сживается с другими, не задевая их самолюбия.
   Интеллектуализм  Гегеля  в  очень  яркой  форме  отражается  на   его
замечаниях о Т. Желая, чтобы "все действительное было разумным",  Гегель
в своих взглядах на Т. придает  чрезмерное  значение  все  нивелирующему
влиянию образования. Различие Т. - говорит он, - теряет свое значение  в
то время, когда общее образование  подводит  под  один  уровень  внешние
особенности поступков и действий. "По мере  того,  как  распространяется
образование, сглаживаются случайные особенности приемов и  действии,  т.
е. различия Т.; точно также становятся реже  и  ограниченные  характеры,
осмеянные в комедиях менее образованных  эпох  -  напр.  легкомысленные,
рассеянные, скупые". Усматривая сущность темперамента  в  исключительных
особенностях,  в  которых  проявляется  деятельности  человека   и   его
отношение  к  окружающим,  Гегель  забывает,  что  эти  особенности   не
преходящи   и   случайны,   а   обусловлены    постоянными    свойствами
физико-психической   организации   человека,   не   легко   поддающимися
изменениям под влиянием воспитательных воздействий. См. "философия духа"
395 (русск. пер. Чижова, стр. 73). В классификации Т. Гегель примыкает к
Канту. Вундт устраняет некоторые неясности в  кантовской  классификации,
характеризуя особенности темпераментов следующей табличкой:
   Активность Восприимчивость   Сильная Слабая Быстрая   Холерик         Сангвиник
Медленная Меланхолик Флегматик

   Проф. Ф. Лесгафт предлагает анатомо-физиологическое  обоснование  для
классификации Канта и Вундта. Он определяет Т. как степень  возбудимости
организма от внешних и внутренних стимулов и  продолжительности  реакций
на последовавшее возбуждение и изучает зависимость  развития  организма,
как в эмбриональный, так и в последующий  период,  от  физико-химических
условий, в особенности от питания. Обмен веществ при питании может  быть
более  или  менее  деятельным,  в  зависимости  от  состава   пищи,   от
деятельности образовательных элементов, приносимых кровью, и от  влияния
внешних, посредственных (свет, механические  и  психические  деятели)  и
внутренних, непосредственных (тепловых) возбудителей.  Сверх  того,  при
питании играет важную  роль  сила  и  быстрота,  с  которой  питательная
жидкость  прогоняется  в  теле,  что  зависит   также   и   от   органов
кровообращения, как центрального, так и периферических, т. е.  сердца  и
сосудов. Сила и слабость, медленность и быстрота, проявляемые  человеком
в его восприимчивости и активности, находятся, таким образом, в  сильной
зависимости от строения и формы сердца  и  сосудов.  Геффдип  вносить  в
понятие Т., сверх элементов быстроты и силы, возбудимости и  активности;
еще  элемент  врожденной  наклонности   к   чувству   удовольствия   или
неудовольствия и, установив три пары противоположностей: удовольствие  -
неудовольствие, сила - слабость,  быстрота  -  медленность,  насчитывает
восемь Т.: 1) светлый, сильный и быстрый; 2) мрачный, сильный и  быстрый
(почти соответствует холерическому 1.); 3) светлый, сильный и медленный;
4) мрачный, сильный и медленный  (почти  соответствует  меланхолическому
Т.); 5) светлый, слабый и быстрый (почти  соответствует  сангвиническому
Т.); 6) мрачный, слабый и быстрый; 7) светлый, слабый и медленный (почти
соответствует флегматическому  Т.);  8)  мрачный,  слабый  и  медленный.
Фуйллье исходит в своих  взглядах  из  "протопласматической  теории".  И
анатомическое  строение,  и  физиологические  функции  всякого  существа
необходимо рассматривать как "созидательные и  разрушительные  изменения
самой живой  материи"  -  ее  интеграцию  и  дезинтеграцию.  От  вида  и
соотношения этих обоих процессов и зависит Т.:  он  служит  динамической
характеристикой лица, как строение -  статической  его  характеристикой.
Изменения интегральные мы наблюдаем, напр., в росте, дизинтегральные - в
размножении, первые - в ассимиляции,  вторые  -  в  диссимиляции.  Таким
образом,  для  классификации  Т.   надо   выяснить   соотношение   между
интеграцией и дезинтеграцией в  организме  и,  в  частности,  в  нервной
системе.  Т.  с  преобладанием  интеграции  -  Т.   сбережения,   Т.   с
преобладанием дезинтеграции - Т. траты. Это противоположение совпадает с
кантовским делением Т. на чувствительные  и  активные.  Несомненно,  что
чувствительные и двигательные функции заключают в себе элементы траты  и
накопления,   но   чувствительная   функция   в   главных    результатах
благоприятствует более накоплению, между тем как созидательные  процессы
"преобладают в ощущении  и  восприятии",  а  также  и  в  чувствованиях.
Наоборот, "хотение и мускульная работа  явно  представляют  собой  трату
энергии".   Отсюда   главное   направление:    чувствительных    Т.    -
центростремительное, активных  -  центробежное.  Исходя  из  этих  общих
соображений, Фуйллье  устанавливает  следующую  классификацию  Т.:  "для
сангвинического   (чувствительного,   живого   и   легкомысленного)    -
преобладание интеграции благодаря избытку питания, с  реакцией  быстрой,
мало интенсивной и мало продолжительной; для нервного  (чувствительного,
глубокого  и  страстного)  -  преобладание  интеграции  при   недостатке
питания, с реакцией более медленной, интенсивной и продолжительной;  для
желчного  (или  деятельного  и  пылкого)  -  дезинтеграция,  быстрая   и
интенсивная;  для  флегматического  (или  деятельного  и  холодного)   -
дезинтеграция медленная и менее интенсивная. Из  вышеприведенных  теорий
особенного  внимания  заслуживает  теория  Лесгафта:  она   представляет
попытку  объяснить  различия   темперамента   путем   исследования   тех
особенностей в строении человеческого организма,  которые  обусловливают
особенность физиологических отправлении, характерных для данного  Т.,  и
психических  функций,  связанных  с  последними.   Воззрения   Геффдинга
являются только попыткой дать новую классификацию Т., не  заключающую  в
себе никаких дедуктивных соображений, которые содействовали бы выяснению
причин различия Т.  Учение  Фуйллье,  не  смотря  на  стремления  автора
обосновать свои взгляды на широком базисе общих физиологических  законов
интеграции и дезинтеграции, представляет ошибку "ложного обобщения". Его
недостатки  обстоятельно  выяснены  в  "Revue  philosophique"  (т.   II,
624-633,  1895),  в  статье  Cypio.   Cypio   указывает   на   то,   что
противоположение Т. "сбережения" и Т. "траты"  несостоятельно.  Активные
Т. - Т.  траты  по  терминологии  Фуйллье  -  следовало  бы  назвать  не
активными,  а  обремененными  непосильной  работой  (surmenes).   Равным
образом совершенно произвольно утверждение, что чувственные Т.  суть  Т.
сбережения.  В  книге  Фуйллье  заслуживают  внимания  только  отдельные
интересные замечания. Тигенер, в  своих  "Очерках  психологии",  вводить
понятие "интеллектуальных Т.", чем  весьма  затрудняет  понимание  этого
термина;  но  у  него  есть  удачные   литературные   примеры   типичных
представителей  различных  Т.,  заимствованные  у  Шекспира:  "Гамлет  -
меланхолик, Лаэрт - холерик, Фальстаф - сангвиник, молодой Нерси (Генрих
IV, 1 часть) - холерик"  ("Очерки  психологии",  стр.  185).  На  важное
педагогическое  значение  изучения  Т.  указал  впервые  Лекк.  Различие
быстроты и силы восприимчивости  и  активности  детей,  обусловленное  в
значительной  мере   прирожденной   конституцией   ребенка,   необходимо
принимать  в  расчет,   чтобы   сообщить   педагогическим   воздействиям
надлежащую гибкость и умело индивидуализировать общие положения. Дэгальт
Стюарт предлагал даже разделение школьных классов на четыре части, чтобы
группировать вместе детей с одинаковым Т. и применять к ним  специальные
методы - но это, несомненно, слишком прямолинейный взгляд на дело.

   Литература. "О темпераментах",  статья  А.  А.  Токарского  ("Вопросы
филос. и психологии", 1896, январь; автор настаивает, подобно Геффдингу,
на необходимости в вопросе о классификации Т. принимать  преимущественно
во  внимание  роль  чувственного   тона),   Siebeck,   "Geschichte   der
Psychologie" (I, 2. 278-289); Локк, "Мысли о воспитании" (стр. 294-295);
Кант, "Антропология" (пер. Соколова, 88); Вундт, "Physiol. Psych. " (II,
422); Геффдинг, "Очерки психологии" (1888, стр. 293); Зибберн, "Psychol.
Patologie"  (§ 55);   Herz,   "Temperamentslarens   Historie"   (датская
монография по истории понятия о Т.). Немецкая литература о  Т.  прошлого
века  указана  и  обстоятельно   характеризована   в   книге   Дессуара,
"Geschichte  der  neueren  deutschen  Psychologie"  (т.  I,  стр.   391,
"Temperamentenlehre", 1897). См. еще Дурдик (чех), "О letoruck"  (1880);
Генр. Струве, "О temperamentach" (1864); Лесгафт,  "Семейное  воспитание
ребенка  и  его  значение"  (ч.  II)  и  "Основные  проявления  ребенка;
темперамент"  (стр.  139-165,  1900);  Альфр.  Фуйллье,  "Темперамент  и
характер" (перевод  Линда,  1896);  Nicolas  Seeland,  "Le  Temperament"
(Congres international d'Anthropologie). Можно найти отдельные  указания
в сочинениях по психологии, напр. у  Лэдда,  Тигенера  (пер.  Чепинской,
60), Фонсегрива (пер. Соколова). О влиянии Т. на  страсти  см.  Летурно,
"Физиология страстей", стр. 133.
   И. Лапшин.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz