Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Творчество - в прямом смысле есть созидание нового. В таком  значении
это слово могло бы быть  применено  ко  всем  процессам  органической  и
неорганической жизни, ибо  жизнь  -  ряд  непрерывных  изменений  и  все
обновляющееся или вновь зарождающееся в природе есть продукт  творческих
сил.  Но   понятие   творчества   предполагает   личное   начало   -   и
соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в  применении  к
деятельности человека. В этом общепринятом смысле Т.
   - условный термин для обозначения психического акта, выражающегося  в
воплощении, воспроизведении или комбинации  данных  нашего  сознания,  в
(относительно) новой и оригинальной форме, в области отвлеченной  мысли,
художественной и практической деятельности (Т. научное, Т.  поэтическое,
музыкальное,  Т.  в  изобразительных  искусствах,   Т.   администратора,
полководца и т. п.). Широкое значение, придаваемое термину, едва  ли  не
составляет отличительного свойства русского  языка.  Др.  греч.  poihsiV
имело специальное применение к области словесного.  В  зап.  европейских
яз. сливаются термины Т. и творения, созидания (creation, Schopfung),  в
различных специальных приурочениях. Отчасти  понятию  Т.  отвечает  нем.
Schaffen (dichterisches Sch.), франц.  invention  (не  в  смысле  только
изобретения), genie createur и т. п. Термин invention  уже  в  лат.  яз.
(inventio) выражал  понятие  сочинять,  творить  и  в  области  риторики
(трактат Цицерона "De inventione") и в поэтиках  Возрождения  оно  имело
специальное значение - композиции, сочинения, вымысла, прикрась  ("belle
invenzioni" у Торквата Тассо, "Discorsi dell'Arte роеtica").  Различение
Т. научного от Т. художественного и от Т. в области жизненных отношений,
т. е. то различение деятельностей, которое  может  быть  усмотрено  и  в
приемах, и в конечных целях каждого  вида  Т.,  приводило  Аристотеля  к
различному обозначению  3  основных  свойства  разума:  созерцательного,
действенного и творческого в тесном смысле слова (Никомахова Этика;  ср.
Em. Egger, "Essais sur l'histoire de la critique chez les Grecs", 1887).
Распространяя значение творческого акта даже на ремесла, -  стало  быть,
при несколько  внешнем  понимании  термина,  -  Аристотель  все  же  дал
прекрасную, хотя и не  исчерпывающую  формулу  художественного  Т.,  как
способности обдуманного  или  сознательного  воплощения  истинного,  при
отожествлении истины и красоты.  В  настоящее  время  принято  различать
двоякого рода Т.: непроизвольное, бессознательное, непосредственное -  и
продуманное,  сознательное,  художественное;  первое  характеризует   по
преимуществу произведения первобытного, народнособирательного искусства,
а  второе   относится   к   области   высшего   искусства,   в   котором
непосредственность вдохновения  идет  рука  об  руку  с  размышлением  и
проверочной    аналитической    работой.    Народно-собирательное     Т.
характеризуется  также  эпитетами  безличного  и  безыскусственного,   в
противоположность Т. индивидуальному и сознательному.  Последний  эпитет
имеет несколько условное значение  и  не  исключает  непроизвольности  и
непреднамеренности,  составляющих  характерные   особенности   процессов
творчестве. Когда все предусмотрено  и  предрешено  заранее,  тогда  нет
места  для  творческой  мысли  и  является  то,  что  принято   называть
сочинительством. Впрочем, отношение сознания к творческой  работе  мысли
представляется сложным и далеко еще не решенным  вопросом.  В  житейском
смысле "сознание" понимается по преимуществу как оценка значения -  и  с
этой точки зрения Белинский, по прочтении "Бедных  Людей"  Достоевского,
мог выразить сомнение, чтобы автор сам понимал  то,  что  он  создал.  С
психологической точки зрения вне нашего сознания нет высшей  психической
жизни,  а  могут  быть  лишь  психические  состояния;  но  в  вопросе  о
сознательном или бессознательном Т. имеется в виду большая  или  меньшая
координация различных функций  психического  организма  человека.  Затем
вопрос сводится к метафизической проблеме о первоисточниках  творческого
вдохновения. Различное отношение к этой проблеме двух великих  философов
древности, Платона и Аристотеля, является характерным  показателем  двух
различных  мнений  о  сущности   Т.,   который   поддерживаются   поныне
представителями    разных    миросозерцаний.    Великолепное    описание
поэтического экстаза, данное Платоном в "Федре", в  связи  с  теорией  о
предсуществовании идей, со стремлением души освободиться от оков  плоти,
чтобы созерцать духовными очами вечную красоту и истину - представляется
основой позднейших теорий  о  творческом  прозрении  невидимого  в  мире
реальных отношений. К этому взгляду примыкают и  новейшие  теории  о  Т.
бессознательном   или   интуитивном.   Аристотель,   останавливаясь   на
определении  искусства,  как  подражании  природе  (определении,   между
прочим,  высказанном  и   Платоном),   является   представителем   более
реалистического понимания процессов Т. С этой точки зрения Т. сводится к
простой комбинации данных нашего  сознания,  восприятии  внешнего  мира.
Взгляды на Т., в исторической преемственности эстетических и философских
учении,  разделяют  судьбу  этих  учении  и  тесно  связаны  с  решением
метафизических проблем о красоте и истине; еще ближе вопрос о Т.  входит
в круг задач современной психологии, в связи с  проблемами  о  процессах
мышления и зарождении идей. Поэты и художники не раз обращались  сами  к
определению  сущности  творческого  акта   (опыт   циркулярного   опроса
современных писателей по этому вопросу см. в "Аnnee  psychologique",  ч.
1); но в показаниях о процессах Т. обыкновенно ускользает самое главное,
по-видимому  неуловимое  и  не  поддающееся  определению  в  психическом
аффекте, обусловливающий творческий процесс. Историки и критики, пытаясь
проникнуть в тайники Т., обыкновенно ограничиваются  (по  необходимости)
собиранием и сопоставлением  внешних  форм,  в  которые  последовательно
выливались  психические   состояния,   предшествовавшие   окончательному
воплощению творческого замысла,  разлагая  последний  на  его  составные
части и подвергая оценке произведение в его целом.  Если,  по  проверке,
всякое "новое слово" художника  и  мыслителя  имеет  лишь  относительное
значение и абсолютно новое не представляется  уделом  человеческого  Т.,
если, с другой стороны,  в  невыясненном  еще  окончательно  вопросе  об
отношении   сознательной   и   бессознательной   душевной   деятельности
первоисточник Т. характеризуется бессознательностью и непроизвольностью,
то во всяком случае акт Т.  есть  процесс  прояснения  нашего  сознания,
продукты Т. - показатели расширение горизонта сознания, и  "новыми"  они
представляются, прежде всего опять таки по отношению к нашему  сознанию.
"Человеческий ум - замечает Сеаль  (Grabriel  Seailles,  "Essai  sur  le
genie dans l'art", П., 1897)  -  не  есть  простое  зеркало,  отражающее
природу...  Он  не  получает  своих  познаний,  а  приобретает  их;   не
подчиняется им, а создает их (l'esprit ne subit pas  ses  connaissances,
il les cree)". В этом смысле,  Т.  е.  по  отношению  к  индивидуальному
сознанию, Т. вполне  законно  приобретает  широкое  применение,  и  если
Алексей Толстой - тот из наших поэтов, который  всего  резче  высказался
против придания слишком  безусловного  значения  художественному  Т.,  -
возражал против мнения, что художник - создатель своих творений,  то  им
же вполне верно сказано:
   Много в пространстве невидимых
   форм и неслышимых звуков, Много чудесных в нем есть сочетаний
   и слова и света, Но передаст их лишь тот, кто умеет
   и видеть и слышать.
   В этом умении воспринимать и в  воплощении  воспринятого  -  основные
атрибуты Т.
   О. Батюшков.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz