Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Сумароков (Александр Петрович)- известный писатель. Род. в 1718 г., в
Финляндии, близ Видьманстранда. Отец его,  Петр  Панкратьевич,  крестник
Петра Вел., был человеком по тому времени образованным, в особенности по
части литературы, и принадлежал к искренним  сторонникам  реформаторской
деятельности Петра.  По  заключении  Ништадского  мира  он  сам  занялся
воспитанием своих детей и пригласил к ним  иностранца  Зейксна  (бывшего
одно  время  учителем  имп.   Петра   II),   для   преподавания   "общей
словесности", 14-ти лет С. был  отдан  в  Сухопутный  Шляхетный  корпус,
только что устроенный по прусскому  образцу  Минихом.  Здесь  С.  вскоре
выделился серьезным  отношением  к  научным  занятиям  и  в  особенности
влечением к литературе. Первыми, произведениями С.,  написанными  еще  в
корпусе, были переложение псалмов, любовные песни и оды;  образцами  для
них служили французские поэты и вирши  Тредьяковского.  Систематического
знакомства с французской литературой у С. не было; даже Расина он прочел
уже по выходе из корпуса. Воспитанники корпуса читали  друг  другу  свои
сочинения и переводы. Из них С. образовал "общество любителей российской
словесности"; в числе участников его были известные впоследствии  И.  П.
Елагин, И. И. Мелисисно, А. П. Мельгунов.  Сочиненные  С.  в  это  время
сентиментальные песни были  положены  на  музыку  Белиградским  и  имели
большой успех даже при дворе. К этому  же  времени  относятся  и  первые
драматические опыты С. Впечатления театра были знакомы С. еще  в  раннем
детстве; по его словам, когда ему не  было  еще  и  двенадцати  лет,  он
"бывал на комедиях", исполнявшихся заезжими актерами немцами. Не заявив,
по окончании ученья, желания служить в полку, С. был сначала причислен к
военной канцелярии гр. Миниха, со  званием  адъютанта,  затем  продолжал
службу у гр. Г. И. Головкина и гр. А. Г. Разумовского  и  дослужился  до
чина бригадира. Служба при  гр.  Разумовском  доставила  С.  возможность
бывать в высшем обществе столицы  и  привела  к  знакомству  с  наиболее
выдающимися лицами того времени. Но честолюбие С. было направлено в иную
сторону: он неутомимо работал на литературном поприще. В октябре 1747 г.
С.  обратился  к  президенту  канцелярии  академии  наук,  брату  своего
начальника, гр. К. Г. Разумовскому, с просьбой о  разрешении  напечатать
трагедии "Хорев": Уже в этом прошении  определенно  высказана  мысль  об
общественном значении его авторства: "к тому, чтоб она была  напечатана"
- говорит С. - "меня ничто не понуждает, кроме одного искреннего желания
тем, чем я могу, служить моему отечеству". Трагедия  была  напечатана  в
том же году. Успех, выпавший на её долю, содействовал распространение  в
русском обществе более правильного взгляда на  театральное  искусство  и
оказал несомненное влияние на  основание  постоянного  русского  театра.
Приглашению в Петербург  знаменитой  ярославской  труппы  предшествовала
постановка пьес С. в корпусе и во дворце: в 1750 г.,  кроме  "Хорева"  -
трагедий "Гамлет", "Синав и Трувор",  "Артистона",  комедии  "Чудовищи",
"Трессотинеус",  в  1751  г.  -  "Семира";  актерами  являлись   кадеты.
Существование театра было упрочено указом императрицы сенату 30  августа
1756 г., и тогда же С. был определен директором его. Для облагораживания
в глазах малообразованной публики звания актеров он выхлопотал последним
дворянское отличие - право носить  шпагу.  Иногда  придирчивый  в  своих
требованиях, он с любовью следил за развитием талантов и навыков к сцене
и был  искренним  другом  талантливейших  представителей  своей  труппы;
известна,  например,  его  трогательная  элегия  на  смерть  Шумского  и
Троепольской. Несмотря на недоброжелательство  литературных  противников
С., старавшихся подорвать значение С. как драматурга, слава его росла  с
каждым новым произведением. Постоянный театр, с актерами, смотревшими на
сцену как на свое единственное  и  высокое  призвание,  дал  новую  пищу
творчеству С., встречавшему, притом,  неизменное  одобрение  со  стороны
императрицы. Продолжая работать  для  театра,  он  в  тоже  время  писал
многочисленные оды, элегии, басни, сатиры,  притчи,  эклоги,  мадригалы,
критические статьи и т. д., стараясь завоевать прочное положение во всех
родах  и  видах  русской  литературы.  В  1759  г.  С.  основал   журнал
"Трудолюбивую пчелу", наполнявшуюся большей частью произведениями своего
издателя. Он имел успех, но скоро прекратился по недостатку  средств.  В
1755 г. С. поставил на сцену первую русскую оперу: "Цефал  и  Прокриса",
музыка  к  которой  была  написана,  в   лирическом   духе,   придворным
капельмейстером Арайя. К 1757 г. относится драма С. "Пустынник", к  1758
г. - трагедия "Ярополк и Димиза", где  двое  из  действующих  лиц  носят
имена "Крепостата" и  "Силотела",  по-видимому  имевшие  целью  сообщить
трагедии  отсутствовавший  в   ней   национально-исторический   колорит.
Quasi-исторические сюжеты имеют и следующие трагедии  С.:  "Вышеслав"  -
(1768), переносящий действие в  языческую  старину  Новгорода,  "Дмитрий
Самозванец" (1771), "Мстислав" (1774). К 1768 г.  относятся  комедии  С.
"Опекун", "Лихоимец", "Три брата совместники", "Ядовитый",  "Нарцис",  к
1769 г. - "Пустая ссора", "Рогоносец по воображению", "Мать  совместница
дочери". С. сочинял и балеты, в которые вводил драматический  элемент  и
намеки  на  современные  события.  Изящные  декорации,  музыка,   пение,
фантастическая   обстановка-   все   это   обеспечивало   успех    таким
аллегорическим пьесам С., как "Новые лавры"  (на  победу  над  Фридрихом
1759 г.) или "Прибежище добродетели", или таким операм,  как  "Альцеста"
(1759),  с  музыкой  Раупаха.  Быстрота,  с  которой  С.  создавал  свои
произведения,  может  быть  охарактеризована  его  пометкой  на  комедии
"Трессотиниус": "зачата 12 января 1750 г., окончена января 1З-го  1750".
Крайне самолюбивый и строптивый нрав С.  служил  источником  бесконечных
ссор  и  столкновений,  даже  с  ближайшими   его   родными.   Подорвать
литературный авторитет С. врагам его не удавалось,  но  в  отношениях  к
нему  многих  лиц  из  высшего  и  литературного   круга   было   немало
несправедливого. У вельмож его дразнили  и  потешались  его  бешенством;
Ломоносов и Тредьяковский донимали его  насмешками  и  эпиграммами.  Они
жестоко напали на И. П. Елагина, когда тот в своей "сатире на  петиметра
и кокеток" обратился к С. в таких выражениях:
   "Наперсник Буалов, российский наш Расин,
   Защитник истины, гонитель, бич пороков."
   С., с своей стороны, не оставался в долгу:в своих вздорных одах -  он
пародировал высокопарные строфы Ломоносова, а Тредьяковского изобразил в
"Трессотиниусе", в лице тупого педанта, то читающего неуклюжие и смешные
стихи, от которых все бегут, то  рассуждающего  о  том,  какое  "твердо"
правильные  -  о  трех-ли  ногах  или  об  одной.  Противниками  С.   на
литературном поприще  были  еще  Эмин  и  Лукин,  но  Херасков,  Майков,
Княжнин, Аблесимов склонялись перед его авторитетом и были его друзьями.
С  цензурой  С.   вел   постоянную   борьбу.   В   большинство   случаев
непримиримость С. объяснялась его неуклонным стремлением к  истине,  как
он ее понимал. С сильнейшими вельможами своего времени С. так же  спорил
и горячился, как и с своими собратьями по перу, и ни  шутом  у  них,  ни
льстецом не мог быть уже по самой своей; натуре. Отношения С.  к  И.  И.
Шувалову были проникнуты искренним и  глубоким  уважением.  С.  управлял
театром  не  особенно  долго:  из-за  каких-то  в  точности  неизвестных
столкновений с артистами и недоразумений или, вернее, интриг, С. был,  в
1761 г., уволен от звания директора театра. Хотя это не охладило  в  нем
страсти к сочинительству, но он был очень огорчен и с особенной радостью
встретил воцарение Екатерины II. В похвальном слове, написанном по этому
поводу, он в  сильных  выражениях  нападал  на  невежество,  укрепленное
пристрастием и силой, как  на  источник  неправды  в  жизни;  он  умолял
государыню исполнить то, что смерть  помешала  исполнить  Петру  Вел.  -
создать  "великолепный  храм   ненарушимого   правосудия".   Императрица
Екатерина знала и ценила С. и, не смотря на необходимость подчас  делать
этой "горячей голове" внушения, не лишала его своего  расположения.  Все
сочинения  его  печатались   на   счет   Кабинета.   Любопытно   и   для
характеристики времени и нравов, и для определения взаимных отношений С.
и императрицы, дело его с  содержателем  московского  театра  Бельмонти,
которому он запретил играть свои  произведения.  Бельмонти  обратился  к
главнокомандующему Москвы, фельдмаршалу гр. П. С. Салтыкову, и  тот,  не
вникнув хорошенько в дело, разрешил  ему  играть  произведения  С.  "Мои
трагедии - писал по этому поводу С.  -  моя  собственность...  Я  уважаю
фельдмаршала, как знаменитого градоначальника древней столицы, а не  как
властелина моей музы; она не зависит от него. По чреде, им занимаемой, я
его почитаю; но на поприще поэзии я ставлю себя выше его". Вместе с  тем
С. пожаловался  императрице  на  Салтыкова.  "Вы  лучше  всех  знаете  -
отвечала ему Екатерина, - какого уважения достойны  люди,  служившие  со
славой в убеленные сединами. Вот  почему  советую  вам  избегать  впредь
подобных  прений.  Таким  образом   вы   сохраните   спокойствие   души,
необходимое для произведений вашего пера. а мне  всегда  приятнее  будет
видеть представление страстей в ваших драмах, нежели в  ваших  письмах".
Этот ответ немало подбавил горечи к последним годам жизни С., омраченной
периодами  тяжкого  запоя.  Враги  смеялись  над  ним,  дирекция  театра
отказывала ему в праве иметь  бесплатное  место  на  представлениях  его
пьес, сочинения его перепечатывались с целью  искажения.  Богач  Демидов
преследовал его по долговому обязательству в 2000 руб. и забавлялся  его
стесненным положением, требуя уплаты не только капитала, но и  неустойки
за просрочку. Не был счастлив С. и в семейной жизни. Он  был  женат  три
раза. Из четырех сыновей один умер в  молодости;  трое  других  утонули,
стараясь спасти друг друга. С 1771 г. С. жил то в Москве то  в  деревне,
изредка наезжая в Петербург, по делам или по вызову императрицы. С. умер
в Москве, 59 лет от роду, и похоронен  в  Донском  монастыре.  При  всех
слабостях и странностях, С. имел доброе сердце  и  готов  был  последним
поделиться с бедняком. Он  никогда  не  упускал  случая  заступиться  за
гонимого,  выразить  резкий  протест  против   поругания   человеческого
достоинства в крестьянине. Самомнение его было  чрезвычайно  велико:  он
называл Вольтера единственным, вместе  с  Метастазием,  достойным  своим
совместником. Стихотворения С.  вышли  в  свет  в  1769  г.;  затем  все
сочинения его были изданы Н. И. Новиковым дважды,  в  1781  и  1787  гг.
Всего больше выдаются из них  драматические  произведения,  которыми  С.
стяжал у современников славу  "отца  российского  театра"  и  "северного
Расина". Конечно, серьезно сравнивать С. с франц.  трагиком  нельзя;  он
уступал ему и по силе таланта, и  по  оригинальности.  Образцом  для  С.
служили  Расин  и  Вольтер.  Его  трагедии  отличаются  всеми   внешними
свойствами ложноклассической  французской  трагедии  -  ее  условностью,
отсутствием живого действия, односторонним изображением характеров и  т.
д. С. не только  перерабатывал,  но  прямо  заимствовал  из  французских
трагедий план, идеи, характер, даже целые сцены и монологи. Его Синавы и
Труворы, Ростиславы и Мстиславы были лишь  бледными  копиями  Ипполитов,
Британников и Брутов французских  трагедий.  Современникам  трагедии  С.
нравились   идеализацией   характеров   и   страстей,   торжественностью
монологов,   внешними   эффектами,   яркой   противоположностью    между
добродетельными   и   порочными   лицами;    они    надолго    утвердили
ложно-классический   репертуар   на   русской   сцене.   Будучи   лишены
национального и исторического колорита, трагедии С. имели воспитательное
значение для публики  в  том  отношении,  что  в  уста  действующих  лиц
влагались  господствовавшие  в  то  время   в   европейской   литературе
возвышенные идеи  о  чести,  долге,  любви  к  отечеству  и  изображения
страстей облекались в облагороженную и  утонченную  форму.  О  характере
переделок С. может дать понятие хотя бы  следующее  место  из  "Гамлета"
(действие 1, явл. 2), где датский принц говорит:
   Я бедствием своим хочу себя явить,
   Что над любовию могу я властен быть.
   Люблю Офелию; но сердце благородно
   Быть должно праведно, хоть пленно, хоть свободно...
   В 1-м явл. II действия Клавдий восклицает:
   Когда природа в свет меня производила,
   Она свирепствы все мне в сердце положила.
   Во мне искоренить природное мне зло,
   О воспитание! и ты не возмогло,
   Се в первый раз во мне суровый дух стонает
   И варварством моим меня изобличает... Интересен  разговор  Полония  и
Гертруды, в котором поставлен и разрешен в духе времени вопрос о царской
власти.
   Полоний.
   Кому прощать царя? - народ в его руках.
   Он Бог, не человек, в подверженных странах.
   Когда кому даны порфира и корона,
   Тому вся правда власть, и нет ему закона.
   Гертруда.
   Не сим есть праведных наполнен ум царей:
   Царь мудрый есть пример всей области своей;
   Он правду паче всех подвластных наблюдает,
   И все свои на ней уставы созидает,
   То помня завсегда, что краток смертных век,
   Что он в величестве такой же человек,
   Рабы его ему любезные суть чады,
   От скипетра его лиется ток отрады.
   Комедии С. имели меньший успех, чем трагедии. И они, большей  частью,
переделки и подражания иноземным  образцам;  но  в  них  гораздо  больше
сатирического элемента, обращенного к русской действительности.  В  этом
отношении комедии С., из которых лучшая - "Опекун", вместе  с  сатирами,
баснями  и  некоторыми  эклогами,  представляют  богатый  материал   для
изучения духа эпохи и общества. Цель комедии С.  определил  в  одном  из
своих стихотворений; ее назначение-"издевкой  править  нрав;  смешить  и
пользовать  прямой  ее  устав".  В  его   комедиях   богатейший   подбор
"презрительных вещей", которые безобразили русскую жизнь  и  происходили
или от  невежества,  или  от  ложно  понятого,  поверхностно  усвоенного
европейского образования. Не стесняясь в выражениях падал С. и на темные
стороны старого русского общества  -  на  дворянскую  спесь,  ханжество,
бездельничанье, самовластие помещиков, любовь к  угодничеству  и  лести.
Особенно же досталось от С. "крапивному семени", "хамову  отродью",  как
он  называл  подъячих.  и  судей:  их  он  без  пощады  преследовал   за
лицеприятиe, взяточничество, казнокрадство.  Сам  С.  много  страдал  от
подъячих, еще в детстве ему пришлось однажды лично отвезти одному из них
взятку в 50 руб., и он на всю жизнь не  мог  отделаться  от  впечатления
этого визита. "Слово чернь - говорит он в одной из своих филиппик против
московской публики - принадлежит  низкому  народу,  а  не  слово  подлый
народ, ибо подлый народ суть каторжники и прочие презренные твари, а  не
ремесленники и земледельцы. У нас сие имя всем тем  дается,  которые  не
дворяне. Дворянин! великая важность! Разумный  священник  и  проповедник
величества Божия, или кратко богослов, естество слов,  астроном,  ритор,
живописец, скульптор, архитектор и проч. по сему глупому положению члены
черни. О несносная дворянская гордость,  достойная  презрения!  Истинная
чернь суть невежды хотя бы они и великие чины имели, богатство Крезово и
влекли бы свой род от Зевса и Юноны, которых никогда не бывало". Большую
часть своих комедий С. написал в Москве, и нападки  его  на  современные
нравы относятся преимущественно к московской публике. По его  выражению,
невежеством в Москве "все улицы вымощены толщиной аршина  на  три".  Для
исправления своего Москва не одного, а "ста Мольеров требует",  -  писал
он Екатерине. Во всяком случай, общественная и критическая мысль С.  шла
впереди поэтического чувства: в его поэзии  гораздо  более  рассудочного
элемента, чем истинного вдохновения. Лучшая из его песен - та, где нашло
себе выражение опятьтаки сатирическое чувство автора: "Хор к превратному
свету". Оды С.  напыщенны,  вялы  и  лишены,  в  противоположность  одам
Ломоносова, исторического и общественного  содержания.  Но  в  баснях  и
эпиграммах живая, насмешливая, задорная натура С. сказалась  вполне;  не
отличаясь высоким художественным  достоинством,  они  любопытны  по  тем
бесчисленным штрихам живой  современности,  которые  рисуют  эпоху  ярче
самых  обстоятельных  описаний.  Новиков  считал  басни  С.  "сокровищем
российского Парнаса". Забота о внешней форме и об аллегории стояла в них
на последнем плане; мораль также отступала  перед  широким  сатирическим
содержанием, взятым из условий окружающей жизни. Крылов не только знал и
изучал басни С., но иногда заимствовал основные черты их сюжетов.  Ябеды
и крючкотворства С. не мог не задать даже в своих  эклогах,  посвященных
"прекрасному российского народа женскому полу", где, в  духе  Фонтенеля,
изображал перипетии сентиментальной любви, на лоне природы, при  участии
Аврор и Диан, нимф и зефиров. К эклогам близки  идиллии  С.,  в  которых
воспевается тоска любовников, изнывающих друг по другу. Те же мотивы и в
песнях романсах С., которые он тщетно  пытался  подделать  под  народный
лад. В тяжелые минуты душой С.  овладевало  религиозное  чувство,  и  он
искал утешение от скорбей в псалмах; он переложил  псалтырь  в  стихи  и
писал духовные сочинения, но в них столь же мало  поэзии  как  и  в  его
духовных одах. Его критические статьи и  рассуждения  в  прозе  имеют  в
настоящее время лишь историческое значение.

   Литература. Н. Булич, "Сумароков и современная  ему  критика"  (СПб.,
1854); важные дополнения и поправки к этому труду в статье В. Гаевского,
"Ж. М. Н. Пp. "(1854, № 7); см. также разбор А. Пыпина ("СПб. Ведом.  ",
1854, № 83); Александр Петрович С. ", Владимира Стоюнина  (СПб.,  1856);
"Русская  поэзия",  под  ред.  С.  А.  Венгерова,  вып.  II   (избранный
сочинения, вступительные статьи М. Д. Хмырова и Н. Н. Булича).
   Евг. Ляцкий.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz