Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Суворин (Алексей Сергеевич)- известный журналист. Род. в 1834 г. в с.
Коршеве Бобровского у., Воронежской губ. Отец  его  был  государственный
крестьянин того же села, отданный  по  набору  в  солдаты,  раненый  при
Бородине и получивший затем офицерский чин; он дослужился  до  капитана,
что в то время давало потомственное дворянство. С. учился в  воронежском
Михайловском кадетском корпусе и в специальных классах Дворянского полка
(ныне Константиновское военное училище), откуда выпущен в саперы. Вскоре
он вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училища
и отдался  педагогической  деятельности,  сначала  в  Боброве,  затем  в
Воронеже, где сблизился с М. Ф. Де-Пуле и поэтом Никитиным.  В  изданной
Де-Пуле "Воронежской Беседе" (1861) С. поместил, между  прочим,  рассказ
из народной жизни "Гарибальди", получивший большую известность благодаря
тому, что его часто  читал  на  литературных  вечерах  знаменитый  актер
Садовский. С 1858 г. С. стал помещать переводные стихи и мелкие статейки
в "Вазе", "Москов. Вестн.", "Весельчаке" и "Русск. Дневнике".  Несколько
корреспонденций из Воронежа (под псевд. Василий Марков)  в  "Рус.  Речи"
(1861) обратили на себя внимание  издательницы  этого  журнала,  графини
Сальяс, которая предложила С. переселиться в Москву и принять постоянное
участие в "Рус.  Речи".  Когда  "Рус.  Речь"  прекратилась,  С.  занялся
составлением книжек для  народного  чтения,  для  московского  "Общества
распространения полезных  книг"  ("Ермак,  покоритель  Сибири",  "Боярин
Матвеев",  "История  смутного  времени";  последняя  не  была  пропущена
цензурою). Тогда же он напечатал в "Современнике" (1862,  №  2)  повесть
"Солдат и солдатка", в "Ясной Поляне" Л. Н. Толстого-  "Жизнь  патриарха
Никона" (есть отд.  издание),  в  "Отеч.  Зап."-  рассказ  "Отверженный"
(1863, № 1) и повесть "Аленка" (1863; №7 и 8). В 1863 г. С.  переселился
в Петербург, где писал обозрение журналов в "Русск. Инвал." (за подписью
А. И-н) и сделался секретарем и ближайшим сотрудником "С. Петерб. Вед.",
занявших, после перехода к В. Ф. Коршу, одно  из  первых  мест  в  рядах
умеренно-либеральной печати. Здесь С., под  псевдонимом  А.  Бобровский,
поместил ряд полу беллетристических  очерков  текущей  жизни,  собранных
затем  в  отдельной  книжке  под  заглавием   "Всякие"   (СПб.,   1866).
Прибавленные главы послужили поводом к возбуждению против С., в 1866  те
судебного преследования. Окружный суд  приговорил  автора  к  2  месяцам
тюремного заключения; судебная палата заменила это наказание 3  неделями
содержания  на  гауптвахте.  Сама  книга  была  сожжена  (изложение   ее
содержании см. в "Сборнике сведений по книжно-литератур.  делу  за  1866
г.", Черепина, М., 1867). Широкую  известность  С.  приобрел  во  второй
половине 60-х годов, когда он под псевдонимом Незнакомец, стал писать  в
"Спб. Вед." воскресный фельетон ("Недельные очерки и картинки"). Крупное
значение в газетном деле этому фельетону впервые  дал  блестящий  талант
С., соединявший в себе тонкое остроумие с искренностью чувства и уменьем
к каждому предмету подойти со стороны  его  общественного  значения.  С.
расширил рамки воскресного фельетона,  введя  в  него  обсуждение  самых
различных   сторон   современной   государственной,    общественной    и
литературной  жизни.  Это  были  лучшие  опыты  русского   политического
памфлета, не стеснявшиеся нападать очень  резко  на  отдельных  лиц,  но
вместе с тем только  на  общественную  сторону  их  деятельности.  Самые
сильные удары  С.  наносил  представителям  реакционной  журналистики  -
Каткову, Скарятину, кн. Мещерскому и др.  По  своим  убеждениям  С.  был
умеренно-либеральный   западник,   исходивший   из   принципов   широкой
политической свободы, терпимости и протеста против узкого  национализма.
Это сближало его, между прочим, с "Вестником Европы", где он  в  1869  -
1872 гг. помещал заметки о новых книгах и ряд критических и  др.  статей
(более крупные из них: "Новый роман  Виктора  Гюго",  1869,  №  6  и  7;
"Французское общество в новом романе Флобера", 1870, № 1 и 2; "В  гостях
и дома [Заметки о Германии]", 1870, № 9 и 10; "Русская драматич. сцена",
1871, № 1; "Историческая сатира ["История одного города" Щедрина], 1871,
№ 1). Огромный успех фельетонов Незнакомца сделал его имя ненавистным  в
известных кругах, и когда в 1874 г. В.  Ф.  Корш  и  его  редакция  были
устранены от "С. Петер. Вед" (см. Б.  Маркевич,  Корш,  СПб.  Вед.),  то
одним из главных к тому мотивов были выставлены фельетоны С. Вынужденный
уход С. из "СПб. Вед." вызвал  всеобщее  сожаление,  сказавшееся  весьма
ярко, когда С., в начале 1875 г., выпустил две книжки  своих  "Недельных
очерков и картинок". Очерки, большей частью писанные  на  злобу  дня,  в
значительной  степени  уже  утратили  интерес,  но  тем  не  менее  были
раскуплены в несколько дней- факт  для  книжной  торговли  того  времени
почти небывалый. В конце 1875 г. С. стал писать воскресные  фельетоны  в
"Биржевых Bедомостях" Полетики, а в начале 1876 г. приобрел, вместе с В.
И. Лихачевым, "Новое Время". В роли официального  редактора  он  не  мог
выступить  по  цензурным  причинам  и  считался  только  издателем,  чем
остается и по настоящее время. Ожидания, возбужденные переходом  "Нового
Времени" к С., были большие; никто не сомневался в том,  что  воскресают
Коршевские "СПб. Вед."; Салтыков и Некрасов дали свои  произведения  для
первых №№. Но этим ожиданиям не  суждено  было  сбыться.  Став  наиболее
яркой выразительницей  симпатий  к  восставшим  славянам,  газета  имела
огромный успех не только среди прежних поклонников таланта С.,  но  и  в
публике совсем иного сорта.  Это  повело  к  тому,  что  чрез  1-2  года
духовный облик издателя становится до  неузнаваемости  иным.  Лично  С.,
впрочем, не может быть всецело слит  с  его  газетой.  Литературная  его
манера осталась, в общих чертах, та же, какая была у него в  "С.-Петерб.
Ведом."; она большею частью свободна от грубого задевания  личности,  от
вульгарных   издевательств.   Публицистическая   деятельность    С.    с
приобретением  "Нового  Времени"  в  общем  ослабевает.  От  воскресного
фельетона он себя освободил и только изредка пишет  "Маленькие  письма",
Последние годы С. усердно занялся театром, к которому издавна был близок
как театральный рецензент, и  стал  во  главе  литературноартистического
кружка (Малый театр). Как драматург, С.  известен  пользующеюся  большим
успехом драмою "Татьяна Репина" (отд. СПб., 1889, 3  изд.  СПб.,  1899);
такой же успех имела и драма "Медея", написанная С. в  сотрудничество  с
В. П. Бурениным (СПб., 1883, 3 изд., СПб., 1892). Кроме того, С. написал
шутки и  комедии:  "Биржевая  горячка",  "Не  пойман,  не  вор",  "Он  в
отставке",  "Честное  слово",  "Женщины  и   мужчины"   и   др.   Другие
литературные произведения С.: роман "В конце века Любовь" (СПб., 1893, 3
изд., 1898), вступительный этюд к изданию "Горя от ума" (СПб.,  1886)  и
подробный анализ подделки пушкинской "Русалки" (СПб., 1900). С  1872  г.
С.   издает   весьма   распространенный   "Русский   Календарь".   Почти
одновременно с приобретением "Нового Времени" С. основал книжный магазин
и издательскую фирму, занимающую одно из первых мест в  русской  книжной
торговле.  В  ряду  его  многочисленных  изданий  особенного  сочувствия
заслуживает  "Дешевая  Библиотека"  (образцом  для  нее  послужили  нем.
"Universal-Biblothek"  Реклама  и  франц.   "Bibliotheque   Nationale"),
выпустившая уже несколько сот книжек классических произведений русских и
иностранных писателей. Ср. "Библиограф", 1893 г.
   С. Венгеров.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz