Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Струве (Петр Бернгардович) - публицист, внук астронома В. Я. С.; род.
в 1870 г.; вскоре по окончании  курса  на  юридическом  факультете  спб.
унив. выпустил книгу: "Критические заметки к  вопросу  об  экономическом
развитии России" (СПб., 1894), давшую первое в русской печати  изложение
той программы, которая с средины 1890-х  годов  господствует  в  молодых
кружках   русской   журналистики.   В   этих    "Заметках",    характера
полемического, С., объявив себя  учеником  Маркса,  противопоставил  его
доктрину экономического  материализма  "социологическому  мировоззрению,
традиционно господствующему в нашей прогрессивной литературе" и имеющему
"два основных источника:  1)  определенное  учение  о  роли  личности  в
истории и 2) непосредственное  убеждение  в  специфическом  национальном
характере  и  духе  русского  народа  и  в  особенных  его  исторических
судьбах".  По  мнению  С.,  идеалы  создаются  действительностью,  а  не
действительность - идеалами; нравственность, право и общественные  фирмы
являются надстройками над экономической базой; поэтому, социология может
игнорировать  личность,  как  величину  ничтожную.  Сводя   исторический
процесс  к  смене  экономических  форм  и  рассматривая  капитализм  как
неизбежную ступень этого развития, С. утверждал, что этот  фазис  должна
пережить и  Россия,  что  "отделение  обрабатывающей  промышленности  от
земледелия" (а вместе с тем и отделение рабочих, занимающихся в сельском
хозяйстве, от рабочих, занятых  в  обрабатывающей  промышленности)  есть
формула экономического  роста  России,  отдельными,  частными  моментами
которого  явятся  неотвратимые  обезземеливание  части  крестьянства   и
разложение общинного землевладения. Отвергая вообще личные идеалы, сводя
значение личности к роли бесстрастного  наблюдателя,  С.  закончил  свои
"заметки" призывом: "признаем нашу некультурность и пойдем на  выучку  к
капитализму". Уже в  первом  своем  труде,  однако,  С.  признал  теорию
экономического материализма философски не обоснованной и  фактически  не
проверенной. В силу этого признания. С., при  свойственном  ему  нервном
искании истины, не мог застыть в  доктринерском  марксизме.  Попытавшись
найти философское обоснование экономического материализма в  критической
теории познания, С. вскоре убедился в противоречии между социологической
и экономической формулами  Маркса,  отказался  от  его  теории  трудовой
ценности, отверг фатальную  необходимость  падения  капитализма  в  силу
естественных законов экономики и признал  в  "социальных  противоречиях"
движущую  силу  общественных  преобразований.   Последним   и   наиболее
характерным пунктом в этой эволюции идей является небольшая замётка С. о
Лассале, по поводу 75-летия со дня его рождения ("Мир Божий", 1900 г., №
11). Указав, что задачи государства Лассаль  усматривал  в  сознательном
устроении всей человеческой жизни на основе свободно признаваемого  и  в
тоже время общеобязательного морально-общественного идеала, С.  признает
необходимость "создания положительного миросозерцания  на  новых,  более
широких, т. е., в сущности, на старых идеалистических основах".  Недавно
еще восклицавший: "вперед, наука!" (т. е. экономический материализм), он
заканчивает свою последнюю замётку  призывом:  "назад  к  Лассалю"!  Под
редакцией С. вышло много переводных книг, которые он обыкновенно снабжал
предисловиями. Из журнальных статей его особенно выдаются:  "Австрийское
крестьянство и его бытописатель" ("Вестн. Европы", 1893, № 7); "Немцы  в
Австрии  и  крестьянство"  (там  же,  1894,  №  2);  "Основные   понятия
политической экономии" ("Мир Божий", 1896, № 2); "Свобода и историческая
необходимость" ("Вопросы философии и психологии", 1897,  №  1);  "Еще  о
свободе и необходимости"  ("Новое  Слово",  1897);  "Очерки  из  истории
общественных идей и отношений в Германии" (там же,  за  подписью  С.  Т.
P.). С марта по декабрь 1897 г. С. был  фактическим  редактором  "Нового
Слова" (вместе с М. И. ТуганомБарановским),  в  котором  вел  внутреннее
обозрение ("Текущие вопросы внутренней жизни"), а под псевдонимом  Novus
поместил   ряд   статей   "На   разные   темы",    между    прочим,    и
критико-литературные. В 1899 г. С.  был  фактическим  редактором  (также
вместе с М.  И.  Туган-Барановским)  журнала  "Начало",  в  котором  вел
внутрен.  обозрение  и  напеч.  ст.   "Попытки   артельной   организации
крепостных крестьян". После закрытия "Начало" С.  стал  писать  в  "Мире
Божьем" ("Основные моменты в развитии крепостного хозяйства в  России  в
XIX в.", 1899 и др.), в "Жизни" ("К критике некоторых основных проблем и
положений  политической  экономии",  1900)  и   в   "Северном   Курьере"
("Усложнение жизни", "Высшая ценность жизни" и др.). С.  поместил  также
ряд ст. в "Arch. f. soz. Gesetzgebang und Statistik"  Брауна  (важнейшая
"Die Marxische Theorie der soz.  Entwickelung",  1899),  в  "Neue  Zeit"
("Zwei unbekannte Aufsatze von K. Marx aus d. 40 J.", 1896) и в  "Sozial
polit. Zentralblatt"  (позже  "Soz.  Praxis"),  в  последнем  статьи  об
экономич. развитии  в  России.  В  настоящем  словаре  С.  поместил  ст.
Заработная плата, Картели, Лассаль, Маркс, Рабочий класс и др.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz