Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Станкевич  (Николай  Владимирович)  -  глава  знаменитого  в  истории
новейшей русской литературы "кружка Станкевича". Род. в  1813  г.  в  с.
Удеревке, Острогожского у., Воронеж. губ., в богатой  помещичьей  семье.
Окончил  курс  на  словесном  факультете   москов.   унив.   Время   его
студенчества (1831-34)  совпадает  с  переворотом  во  внутренней  жизни
московского университета, когда с профессорской кафедры, вместо прежнего
монотонного   чтения   старых   тетрадок,   послышалось   живое   слово,
стремившееся удовлетворить  нарождающимся  потребностям  жизни.  Большая
перемена происходила и  в  московском  студенчестве:  студент  из  бурша
превращался в  молодого  человека,  поглощенного  высшими  стремлениями.
Прежние патриархальные нравы,  когда  московские  студенты  более  всего
занимались пьянством, буйством, задиранием прохожих, отходят  в  область
преданий.  Начинается  образование  среди  московских  студентов   тесно
сплоченных  кружков,  желающих  выяснить  себе   вопросы   нравственные,
философские, политические. Студенчество нового типа  сгруппировалась  по
преимуществу в двух кружках - Станкевича и Герцена. Оба кружка,  хотя  и
одушевленные одним и тем же жаром высоких и чистых стремлений, почти  не
имели между собой общения и отчасти даже  враждебно  относились  друг  к
другу. Они были  представителями  двух  направлений.  Кружок  Станкевича
интересовался  по  преимуществу  вопросами  отвлеченными  -  философией,
эстетикой, литературой - и был  равнодушен  к  вопросам  политическим  и
социальным. Кружок Герцена, тоже много занимавшийся философией,  отдавал
свое  внимание  не  столько  литературе,  сколько  вопросам  социального
устройства. В состав кружка С., первоначально  чисто  студенческого,  но
продолжавшего жить в теснейшем духовном общении и после того, как  члены
его в 1834-1835 гг. оставили университет, входили:  талантливый  историк
Сергей  Строев,  поэты  Красов  и  Ключников,   известный   впоследствии
попечитель кавказ. округа Неверов; цвет сообщали кружку прежде всего сам
С., затем Константин Аксаков и Белинский. Из не студентов весьма  близок
был к С. его земляк Кольцов, талант которого С.  первый  оценил;  он  же
издал первый сборник стихотворений Кольцова. Несколько  позже  к  кружку
теснейшим образом примыкают Михаил Бакунин,  Катков,  Василий  Боткин  и
Грановский.  Это  были   люди   различных   темпераментов   и   душевных
организаций, но всех их соединяло обаяние необыкновенно светлой, истинно
идеальной личности  главы  кружка.  С.  представляет  собою  чрезвычайно
редкий пример литературного деятеля, не  имеющего  никакого  значения  в
качестве писателя и тем не менее наложившего свою печать на целый период
русской литературы. С. - автор  очень  плохой  quasi-исторической  драмы
("Скопин-Шуйский"), слабой  повести,  двух-трех  десятков  стихотворений
второстепенного значения и нескольких отрывков  философского  характера,
довольно интересных, но найденных только после смерти С. в бумагах его и
напечатанных целых 20 лет спустя. Очень  замечательна  его  переписка  с
друзьями, полная блестящих мыслей, метких определений  и  представляющая
собой летопись его глубоко искреннего стремления познать  истину;  но  и
эта переписка была собрана в одно целое только 20 лет после его  смерти.
Весь этот литературный багаж С., вместе с переводами и перепиской, занял
небольшой томик (М.. 1857; 2е изд.. без переписки, М., 1890), и не в нем
источник первостепенного значения С.  Не  обладая  крупным  литературным
дарованием, он был  очень  талантливой  личностью  просто  как  человек.
Одаренный тонким  эстетическим  чутьем,  горячей  любовью  к  искусству,
большим и ясным умом, способным разбираться в самых отвлеченных вопросах
и глубоко вникать в их  сущность,  С.  давал  окружающим  могущественные
духовные импульсы и будил лучшие силы ума и чувства.  Его  живая,  часто
остроумная беседа была необыкновенно плодотворна. Всякому спору он  умел
сообщать высокое направление; все мелкое и недостойное как-то само собой
отпадало  в   его   присутствии   С.   представлял   собой   удивительно
гармоническое  сочетание  нравственных  и   умственных   достоинств.   В
идеализме С. не было ничего напускного  или  искусственно  приподнятого;
идеализм органически проникал все его существо, он мог легко и  свободно
дышать только на горных высотах духа. Этот высокий душевный строй  С.  и
его   кружка   раньше   всего   сказался   в   восторженном    понимании
шеллингианства, принявшего  в  кружке  С.  окраску  скорее  религиозного
воззрения, чем сухой схемы, тем более, что шеллинговский пантеизм и  сам
по себе больше заключал элементов поэтических, чем чисто философских.  В
вопросах искусства настроение С. и его кружка сказалось в  необыкновенно
высоких  требованиях,   предъявленных   к   современной   литературе   и
современному театру, и в вытекавшей отсюда ненависти ко всему фальшивому
и пошлому. При нелюбви самого С. к журнальной, да и вообще  литературной
деятельности, в текущей литературе  выразителем  духовной  жизни  кружка
явился не он, а Белинский. Параллельное изучение переписки С.  и  первых
томов соч.  Белинского,  обнимающих  1834  -  37  гг.,  показывает,  что
великому искателю истины принадлежит несравненный блеск его вдохновенных
статей, но самое содержало новых  идей,  во  имя  которых  он  выступил,
раньше было формулировано С. в письмах к друзьям и кружковых беседах.  В
1837 г. начинающаяся чахотка и  жажда  приложиться  к  самому  источнику
философского знания вызвали отъезд С. за границу.  Он  подолгу  живал  в
Берлине,  где  вступил  в  тесное  общение  с  душевно  полюбившим   его
профессором философии, гегельянцем Вердером. В это  время  в  сферу  его
обаяния попал Тургенев. В  1840  г.  27-летний  С.  умер  в  итальянском
городке Нови. Ранняя смерть его  произвела  потрясающее  впечатленье  на
друзей его, но вместе  с  тем  она  необыкновенно  гармонично  завершила
красоту его образа. Et rose, elle a vecu се que vit une rose -  l'espace
d'un matin, сказал французский поэт про умершую  в  цвете  дет  девушку.
Душевная красота С. была тоже своего рода благоуханным цветком,  который
мог бы и  выдохнуться  при  более  прозаических  условиях,  как  выдохся
позднее идеализм иных членов его кружка. Теперь же,  благодаря  трагизму
судьбы С.  и  цельности  оставленного  им  впечатления,  имя  его  стало
талисманом для всего поколения 40-х годов и создало желание приблизиться
к нему по нравственной красоте. Ср. Герцен, "Былое  и  Думы";  Анненков,
"Николай Владимирович С. и его переписка" (М., 1857); Добролюбов, "Соч."
(т. 2); А. Станкевич, "Т.  Н.  Грановский";  К.  Аксаков,  "Воспоминания
студентства", в "Дне" 1862 г., №№ 39 и 40;  Тургенев,  "Первое  собрание
писем"; Барсуков, "Жизнь и труды Погодина"; Пыпин, "Белинский";  "Полное
Собр. Соч. Белинского" под ред. С. А. Венгерова, примечания к  I  и  III
тт.
   С. Венгеров.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz