Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Социальная психология. - В классификации абстрактных наук,  созданной
Контом  и  исправленной  Миллем  и  Спенсером,  место  психологии  между
биологией и социологией. Если, с  одной  стороны,  новейшая  психофизика
является наукой, стоящей на рубеже между психологией и биологией, то,  с
другой стороны, также должна  существовать  особая  научная  дисциплина,
которая равным образом  представляла  бы  собой  связующее  звено  между
психологией и социологией.  Индивидуум,  как  таковой,  есть  не  только
организм, но и продукт общества, членом которого он является перед нами.
Отдельное я получает извне  впечатления  не  только  от  окружающей  его
физической среды, но и от других таких же я, т. е. от общества,  которое
является для него тоже своего рода средою. В настоящее  время  в  разных
социальных науках даже особенно сильна тенденция сводить  индивидуум  на
среду и видеть в индивидуальной психике лишь своего рода продукт психики
коллективной. Но и  эта  последняя  понимается,  конечно,  не  в  смысле
"народного  духа"  романтиков,  которые  противополагали  народный   дух
индивидуальной душе,  как  нечто  от  нее  отличное  и  независимое.  С.
психика, как явление реального мира, не существует вне  той  или  другой
совокупности  индивидуумов  и  является  лишь   продуктом   психического
взаимодействия  единиц.  Каждый  из  нас  испытывает  на  себе   влияние
коллективной  психики,  приобщаясь  к  ней  чрез  непосредственное   или
посредственное общение с другими людьми, но в то же время такое  общение
наше с другими оказывает на них свое влияние и тем самым  производит  то
или другое  действие  на  С.  психику,  хотя  бы  это  действие  и  было
минимальным. Первичным элементом всех явлений, подлежащих изучению в  С.
психологии, следует считать психическое действие одного  индивидуума  на
другой, которое само может быть весьма многообразным по  своим  способам
(жесты, мимика, речь  и  т.  п.)  и  не  менее  разнообразным  по  своим
результатам. Один из первых, начавших систематически изучать этот вопрос
- Н. К. Михайловский; он с особым вниманием отнесся к той стороне такого
психического движения, которая  может  быть  выражена  словом  внушение.
Помимо того особого значения, какое этот термин  получил  в  гипнотизме,
внушение  играет  громадную  роль  в  психической  жизни  человека.  Сам
психический процесс действия индивидуума на индивидуум именно  в  том  и
состоит, что мы постоянно бессознательно или сознательно внушаем  другим
то или другое  из  нашего  внутреннего  мира  и  подвергаемся  таким  же
внушениям со стороны других. Правда, многие внушения проходят совершенно
бесследно для нашей психической жизни, но другие вызывают к себе то  или
другое отношение, т. е. или отрицательное, или положительное.  Последнее
мы называем подражанием, которое Тард даже делает таким  же  законом  С.
жизни, каким является наследственность в жизни  органической.  Некоторые
специальные случаи внушения и подражания давно уже  сделались  предметом
научного исследования, каковы эпидемии морального характера у психиатров
и  преступления  толпы  у   криминалистов.   Результатами   психического
взаимодействия являются основные  отличительные  черты,  кладущие  общий
отпечаток на лиц, находящихся  между  собой  в  постоянном  общении  или
вообще вращающихся в той или другой  среде.  Так  создаются  и  народные
характеры, что даже дало  повод  создать  особое  направление  в  науке,
известное под названием психологии народов.  С.  психология  разработана
еще крайне мало.
   Н. К.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz