Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Сонатная форма - При возникновении С.  формы,  до  XVII  ст.,  каждая
пьеса,  предназначавшаяся  для  исполнения  на  инструменте,  называлась
сонатой (от sonare или suonare  -  звучать),  а  для  пения  -  кантатой
(cantare - петь). Вокальные пьесы, переложенные на орган или  клавикорд,
носили тоже название. В таких пьесах  украшение  фиоритурами  составляло
необходимый  прием.  Кроме  того,   для   оживления   их   прибегали   к
сопоставлению контрастов их, причем одна часть мелодии  инструментальной
пьесы разукрашивалась фиоритурами, а другая  часть  сопровождалась  лишь
сдержанными аккордами. Для контраста прибегали иногда к исполнению одной
части forte, а другой piano. С. форма с двумя  самостоятельными  темами,
контрастирующими   между   собой,   является   у   Доменико   Скарлатти,
считающегося основателем С. формы, получившей в конце XVIII  ст.  полное
развитие. Установившаяся С. форма начинается с главной партии (период) в
главной тональности, побочной  партии  с  новой  темой  (преимущественно
период), в тональности по квинтовому направленно вверх с  главной.  Если
главная  партия  в  миноре,  то  нередко  побочная  партия   пишется   в
параллельной  мажорной  тональности.  За  побочной  следует  в  той   же
тональности заключительная партия (предложение, реже  период),  с  новой
темой.  Этим  заканчивается  первый  отдел   сонатной   формы,   который
повторяется. Второй отдел состоит из разработки тем первого отдела.  Вся
тема или ее часть (мотив) повторяется на разных ступенях. В  этот  мотив
вносится  новый  элемент.  Мотив  дополняется,  немного   видоизменяется
ритмически, иногда расширяется, затем переходят к  другой  теме  первого
отдела, прибегают к полифоническим приемам,  делая  имитацию  из  мотива
темы. Нередко в разработке прибегают к  секвенциям.  Вообще,  разработка
скорее должна  напоминать  тематический  материал  первого  отдела,  чем
представлять  точное  его  повторение.  Принцип   разработки   -   новое
музыкальное строение на основании предыдущего  материала.  В  разработке
преобладают  модуляции  в  тональности  преимущественно  по   квинтовому
направление вверх от  главной  тональности  первого  отдела,  причем  не
касаются  тональностей  тем  первого  отдела  или  долго   на   них   не
останавливаются. В  конце  разработки  пользуются  органным  пунктом  на
доминанте главной тональности, после чего переходят к  третьему  отделу,
составляющему повторение первого, с той только  разницей,  что  все  три
партии - главная, побочная и заключительная - пишутся в той  же  главной
тональности. В С. форме в минорной тональности побочная партия пишется в
третьем отделе или в главной тональности, или в одноименном  мажоре.  То
же делают и с заключительной  партией.  С.  форме  предшествует  нередко
вступление  в  медленном   темпе,   состоящее   из   цепи   ходообразных
предложений, модулирующих в тональности  близкие,  а  иногда  более  или
менее удаленные от главной тональности сонатной формы. Цель вступления -
подготовить слушателя к главной тональности. В конце приписывается  кода
- род  тематической  разработки  (преимущественно  в  темпе  С.  формы),
модулирующей в тональности по квинтовому направлению вниз от  главной  и
многократно  возвращающейся  к  ней.  Кода   заканчивается   в   главной
тональности.  С.  форма  расширяется  вставкою,  партии  так  называемой
переходной или связующей между главной  и  побочной  партиями,  а  также
между побочной и заключительной. В первой части  эта  переходная  партия
может иметь новое тематическое  содержание.  Находясь  между  главной  и
побочной партиями, она не пишется в тональности квинтой выше главной.  В
третьей части переходные партии  являются  весьма  полезными,  так  как,
модулируя в ближайшие тональности, они вводят освежающий  элемент  между
тремя партиями, написанными в той же главной тональности.  Иногда  после
побочной партии как в первом, так и в третьем отделах ставится еще новая
побочная партия, в тональности предшествовавшей  побочной.  Такой  прием
применяется,  если  первая  побочная  партия  недостаточно   развита   и
содержательна, Сонатинная форма есть уменьшенная  сонатная:  все  партии
менее развиты и имеют более  легкое  содержание.  Разработка  во  втором
отделе очень малая или ее  заменяют  небольшим  ходом  в  ритме  первого
отдела. Нередко второй отдел в сонатине вовсе  выпускается.  Характерный
признак сонатины заключается в том, что побочной партии в первом  отделе
предшествует половинная каденция в главной тональности и побочная партия
начинается с того же трезвучия, каким закончилась  половинная  каденция.
Как сонатная, так и сонатинная формы пишутся обыкновенно в скором темпе,
гораздо реже - в медленном. Сонатинная форма развилась благодаря  трудам
Джованни Самартини (первая половина XVIII стол.), Боккерини (конец XVIII
стол.), Моцарта, Гайдна и в особенности  Бетховена.  С.  форма  -  самая
совершенная  и  обширная;  она   составляет   принадлежность   наилучших
инструментальных произведений как для фортепиано, так для скрипки и  для
оркестра. В фортепианных сонатах, струнных квартетах,  трио,  секстетах,
октетах, симфониях, увертюрах, концертах эта форма встречается в  первой
части этих сочинений, нередко в последней и  реже  в  средней  части  (в
медленном темпе). С. форма применялась и в вокальной музыке при Моцарте,
Бетховене, но в  сокращенном  виде,  напр.  в  операх  Моцарта  "Свадьба
Фигаро". Н. Соловьев Сони - (Myoxidae) - семейство млекопитающих  отряда
грызунов  (Rodentia  s.  Glires)  подотряда  Simplicidentata.  Небольшие
животные, напоминающие белок по своему образу жизни на деревьях.  Голова
вытянутая  с   заостренной   мордой,   большими   глазами   и   широкими
закругленными ушами. Ноги короткие и тонкие; передние имеют 4  пальца  и
бородавку со сплющенным когтем вместо пятого, задние - 5 пальцев.  Хвост
длинный и большего частью густо покрытый длинными волосами. Мех пушистый
и мягкий. Череп без заднеглазничных отростков и сужен в лобной  области;
по форме приближается к черепу крыс. Нижняя челюсть отличается длинным и
узким венечным отростком. Резцов 1/1, ложнокоренных 1/1,  коренных  3/3.
Коренные и ложнокоренные зубы имеют ясно выраженные корни и  жевательная
поверхность их покрыта невысокими поперечными складками эмали.  Защечных
мешков нет. Ключицы хорошо  развиты.  Большая  и  малая  берцовые  кости
отчасти срастаются друг с другом. Слепой кишки вовсе нет, в  отличие  от
всех остальных  грызунов.  Ведут  большею  частью  ночной  образ  жизни.
Питаются  преимущественно   растительной   пищей,   но   более   крупные
представители истребляют яйца птиц и нападают на птенцов. Зимой  впадают
в глубокую спячку. Населяют палеарктическую и эфиопскую области. К этому
семейству относятся 5  родов:  Муоxus  (Европа),  Eliomus  (эфиопская  и
палеарктическая  область),  Graphiurus  (эфиопская  область),  Claviglis
(зап.  Африка),  Muscardinus  (Европа),  из  которых  только   последний
безусловно самостоятелен, тогда как остальные 4 могут быть  соединены  в
один  род  Myoxus.  Наиболее  известны:   1)   полчок   (Муоxus   glis).
Распространен по всей южн. Европе до Волги  и  Кавказа.  Длина  тела  16
стм., хвоста - 13 стм. Мех сверху пепельно-серого цвета; на  животе,  на
внутренней стороне ног, на нижней  части  морды,  на  щеках  и  горле  -
белого. Перистый  с  пробором  посредине  пушистый  хвост,  переносье  и
верхняя губа буроватосерого цвета. Ложнокоренной и задний коренной  зубы
меньше обоих передних коренных. В конце апреля полчки спариваются. После
6-недельной беременности самка мечет 3 - 6  голых  и  слепых  детенышей.
Гнезда свои полчки устраивают в скрытых местах, в дуплах  деревьев  и  в
расщелинах скал и т. п. Отличаясь чрезвычайной прожорливостью, полчки  к
осени сильно жиреют. В горных странах уже в августе они устраивают  себе
на зиму гнезда и собирают туда пищевые запасы. Во время периода  спячки,
который длится 6 -  8  месяцев,  они  изредка  просыпаются  и  едят.  За
полчками охотятся как ради меха, так и ради их мяса. Римляне разводили и
откармливали их. Садовая С. (Eliomys nitella) водится в умеренной полосе
зап.  и   средн.   Европы   и   в   русских   прибалтийских   губерниях,
преимущественно в лесах гористых местностей. Длина тела 14 стм.,  хвоста
9, 5 стм. Мех сверху красноватосеро-бурый, брюшко белое. Хвост  у  корня
покрыт короткой  прилегающей  шерстью  серо-бурого  цвета,  а  на  конце
длинной, с верхней стороны черной, а с нижней белой.  Гнезда  строит  на
открытых местах или пользуется старыми гнездами ворон, дроздов и  белок.
Беременность длится 24 - 30 дней; детенышей 4 - 6. Наносит страшный вред
фруктовым садам. 3) Лесная С. (Eliomys dryas), быть может, разновидность
садовой   С.   Родиной   ее   считается   южная   Россия,   откуда   она
распространилась на запад до Венгрии, южной  части  Австрии  и  Силезии.
Длина тела с хвостом 17  стм.  Цвет  меха  сверху  красновато-бурый  или
буровато-серый,  на  животе  белый.  4)  Орешниковая  С.  или   мушловка
(Muscardinus avellanarius). Водится в средней Европе от Швеции и  Англии
до Тосканы и северной Турции; Галиция и Венгрия  представляют  восточную
границу ее  распространения.  Общая  длина  тела  14  стм.,  из  которых
половина приходится на хвост. Цвет меха желтовато-рыжий, только грудь  и
брюхо белого цвета. Держится преимущественно в ореховых  рощах.  Искусно
строит  гнезда  из  листьев,  мха,  травы,  шерсти  и  т.  п.  в  густых
кустарниках на высоте 1 метра над землей. Спариваются в  середине  лета.
После 4-недельной беременности самка мечет 3  -  4  детенышей,  голых  и
слепых. Для зимовки устраивают гнезда в  норах  под  сухими  листьями  и
располагаются здесь целыми семьями. Д. Педашенко.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz