Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Случевский (Константин Константинович) - известный поэт. Род. в  1837
г. в дворянской семье. Окончив курс в 1-м кадетском  корпусе,  служил  в
гвардии, затем поступил в академию генерального  штаба,  но  в  1861  г.
оставил военную службу и отправился за границу. Несколько лет  учился  в
Париже, Берлине и Гейдельберге, где в 1865 г.  получил  степень  доктора
философии. Вернувшись в Россию, служил по минист. внутр.  дел  и  госуд.
имуществ. С 1891  г.  главный  редактор  "Правительственного  Вестника".
Состоит также членом совета главного управл. по  делам  печати  и  имеет
придворное  звание  гофмейстера.  Литературную  деятельность   начал   в
"Общезанимательном  Вестнике"   1857   г.,   затем   помещал   стихи   в
"Иллюстрации", а в 1860 г. появляется  с  целым  рядом  стихотворений  в
"Современнике" и "Отеч. Записках". Они сразу обратили  на  себя  большое
внимание.  Мнение  критики  в   оценке   произведений   молодого   поэта
разделились. Таких выдающихся эстетических  ценителей,  как  Тургенев  и
Аполлон Григорьев, они привели в восторг. Эти восторги  вполне  понятны,
потому  что  к  числу  первых  стихотворений  С.  принадлежат  "Статуя",
"Весталка", "Мемфисский жрец" и  др.,  до  сих  пор  остающиеся  лучшими
произведениями С. Звучный, красивый стих, пластичность образов,  ясность
настроения давали основание надеяться,  что  из  дебютанта  выработается
серьезная  поэтическая  сила.  Аполлон  Григорьев,  с  свойственным  ему
отсутствием  меры,  превозносил  талант  С.   в   таких   преувеличенных
выражениях, что вызвал столь же неумеренные  нападки  влиятельной  тогда
"Искры", которая начала выуживать у С. неудачные выражения и сделала его
мишенью  злых  и  остроумных  насмешек.   Гонение   "Искры"   болезненно
подействовало на поэта: он исчезает со страниц журналов и только в  1866
г. выпускает три полемические  брошюры  против  теорий  Чернышевского  и
Писарева,  под  общим  заглав.:  "Явления  русской  жизни  под  критикою
эстетики" (СПб., 1866 - 67). На  стихотворное  поприще  С.  возвращается
только в 1878 г., выпустив особым приложением к  новогоднему  №  "Нового
Времени" поэму: "В Снегах". Успех поэмы, в которой есть красивые  места,
(встреча 12 витязей-месяцев у костра), поднял настроение  автора,  и  он
деятельно начинает печатать в разных журналах лирические  стихотворения,
поэмы, мистерии, баллады и др., которые были собраны в 4 книжках  (СПб.,
1881 - 90), а затем вошли в состав "Сочинений К. К.  Случевскаго",  изд.
А. Ф. Марксом, в 6 т. (СПб., 1898). С.  написал  также  ряд  повестей  и
рассказов, собр.. в  книжках  "Виртуозы"  (СПб.,  1882),  "Застрельщики"
(СПб., 1883), "33 рассказа" (СПб., 1887), "Профессор бессмертия"  (СПб.,
1892), "Историч. картинки" (СПб., 1894) и в 5 и 6 т. "Собр.  Сочинений".
Наиболее известен  "Профессор  бессмертия"  -  смесь  беллетристики,  не
особенно яркой, и чистоотвлеченных рассуждений на религиозно-философские
темы. Совершив несколько поездок по России в свите  вел.  кн.  Владимира
Александровича, С. описал их в соч.: "По северу России.  Путешествие  Их
Имп.  высоч.  вел.  кн..  Владимиpa  Александровича  и  вел.  кн.  Марии
Павловны" (СПб., 1888) и "По  северозападу  России"  (СПб.,  1897).  Для
сцены С. написал "Город упраздняется" (в сотруд. с  В.  А.  Крыловым)  и
"Поверженный Пушкин" (1899). Кроме того он напеч. "Книжки  моих  старших
детей" (М., 1890 - 92), брошюры: "Историч.  значение  св.  Сергия"  (М.,
1891), "Государств. значение св.  Сергия  и  Троицко-Сергиевской  лавры"
(М., 1889 и СПб., 1892) и др. Поэзия С. до сих  пор  вызывает  такое  же
разделение мнений, как и сорок лет тому назад. Группирующийся  около  С.
кружок  поэтов  (редакция  юмористич.  листка   "Словцо"   и   альманаха
"Денница") ставит  его  очень  высоко,  называет  "королем"  современной
русской поэзии (Платон Краснов), посвящает  ему  особые  книги  (Аполлон
Коринфский, "Поэзия  К.  К.  Случевского",  СПб.,  1900)  и  т.  д.;  но
значительная часть журналистики относится  к  С.  холодно,  а  подчас  и
насмешливо.  При  присуждении  в  1899  г.  Пушкинских  премий   Н.   А.
Котляревский,  которому  II   отд.   академии   наук   поручило   разбор
стихотворений С., высказался за назначение маститому поэту награды  1-го
разряда - полной премии, но большинство голосов постановило ограничиться
почетным  отзывом.  Неодинаковому  отношению   критики   к   С.   вполне
соответствует неровность поэтических достоинств его стихотворений. Ни  у
одного  из  наших  поэтов  с  именем  нет   такого   количества   слабых
стихотворений. Недостатки доходят подчас до  курьезов  (хор  в  мистерии
"Элоа",  начинающийся  словами:  "Была  коза  и  в  девушках  осталась";
введение в русскую речь французского апострофа - "Ходят уши  настр'жа  и
мн. др.). Самый стих Случевского, в начале его  деятельности  звучный  и
красивый, с  годами  стал  тяжел  и  неуклюж,  в  особенности  в  стихах
полуюмористического и  обличительного  характера,  (напр.  "Из  дневника
одностороннего  человека").  В  стихотворениях  и  поэмах   мистического
характера ("Элоа" и др.) символизм и отвлеченность  переходят  иногда  в
непонятность. Но вместе с тем,  у  С.  есть  несомненные  и  незаурядные
достоинства. Первое место в ряду их занимает полная самостоятельность. У
С. почти нет перепевов; все, что он пишет, носит  отпечаток  собственной
его душевной жизни. Стихотворением, поставленным во главе  собрания  его
сочинений, он сам называет себя  поэтом  "неуловимого",  которое  "порою
уловимо". В этом отношении  он,  в  наиболее  удачных  из  своих  "дум",
напоминает Тютчева. Он ищет в "земном творении" "облики незримые,  глазу
незаметные, чудеса творящие"; он убежден, что "не все в природе цифры  и
паи, мир чувств не раб законов тяготенья, и у мечты законы  есть  свои".
Это дает ему в лучшие моменты творчества истинную внутреннюю  свободу  и
поднимает на большую высоту его лирическое настроение. В ряду лирических
стихотворений С. выдаются последние по времени произведения его музы
   - "Песни из уголка", интересные по свежести чувства и бодрости  духа,
черпающего свою бодрость именно в том, что "жизнь прошла", что поэт  "ни
к чему теперь негоден", что "мгла" "своим могуществом жестоким" его не в
силах сокрушить, что "светом внутренним, глубоким" он  может  "сам  себе
светить".
   С. Венгеров.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz