Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Сковорода (Григорий Саввич, 1722 -  94)  -  украинский  философ,  сын
простого казака; учился  в  киевской  духовной  академии,  а  потом  был
отправлен в СПб. в придворную  певческую  капеллу;  в  1744  г.  получил
увольнение от должности певчего,  с  званием  придворного  уставщика,  и
остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к
духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был  исключен
из бурсы. Желая пополнить свои познания, С. решил побывать за  границей,
куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском.  Пешком
странствуя по Венгрии, Австрии,  и,  вероятно,  по  Польше,  Германии  и
Италии, С. знакомился с учеными и приобретал  новые  познания:  так,  он
изучил языки латинский, греческий, немецкий и  еврейский.  Вернувшись  в
Россию, С. занял место  учителя  поэзии  в  Переяславле  и  написал  для
училища "Руководство о поэзии", в котором проводил много новшеств; когда
же переяславский епископ потребовал,  чтобы  С.  преподавал  предмет  по
старине, С. не согласился, вследствие чего был  уволен.  В  1759  г.  С.
приглашен  на  место  учителя  поэзии  в  харьковском  коллегиуме,   но,
назначенный преподавать правила благонравия,  С.,  вследствие  некоторых
мыслей,  выраженных  им  во  вступительной  лекции  и  истолкованных   в
превратном смысле, был присужден к отрешению от должности (в  1766  г.).
После этого С. большую часть жизни проводил в постоянных странствованиях
пешком по Слободской Украине, останавливаясь по  дороге  в  крестьянских
избах и отказываясь от предлагаемых ему должностей и занятий и  посвящая
свое время поучению  людей  нравственности,  как  словом,  так  и  своим
образом жизни. К этому же периоду относится  и  составление  философских
сочинений С., которые, впрочем, при его жизни не  были  напечатаны.  Что
касается значения философского учения С., то одни считают С. мистиком  и
масоном, последователем мартинистов, другие называют  С.  рационалистом.
Причиной такого разногласия является то, что сочинения С. до  последнего
времени  не  были  собраны;  напечатаны  были  лишь  некоторые  из   его
трактатов. Только с появлением собрания сочинений  С.,  изданного  проф.
Багалеем (Харьк., 1894), явилась возможность приступить к  их  изучению.
С. - философморалист: он  действовал  и  живым  словом,  и  сочинениями;
понимая значение западноевропейской цивилизации,  он  вооружался  против
утилитарного направления умов, заглушавшего  все  высшие  запросы  духа;
ответ на эти высшие запросы он нашел в Библии и в  древней  классической
философии, которая предохранила С. как от мистицизма, к которому он  был
склонен по природе, так и от рационализма XVIII в. Взгляд С.  на  Библию
представляет  собою  нечто  среднее   между   чисто   ортодоксальным   и
рационалистическим  ее  толкованием.  С.  смотрел  на  Библию,  как   на
поэтическое творение, которое скрывает  истину  под  внешними  образами.
Черпая   философские   идеи   из   древнеклассической   философии,    С.
перерабатывал их согласно собственному настроению и тенденциям. В  сфере
религиозной С. вел борьбу против бездушной обрядности  и  внешности;  он
протестовал против узкого понимания православия и  христианства.  С.  не
признавал необходимости чудес, так  как  для  познания  Бога  достаточно
естественных источников, в которых он открывает себя обильно и очевидно.
На философию С. смотрит, как на фундамент и  центр  образования  вообще:
она есть жизнь духа, постоянное искание истины.  В  своей  умозрительной
философии С. находился под  сильным  влиянием  Платона,  у  которого  он
заимствовал определение души, ее природы  и  жизни.  Изречение  Сократа:
"познай самого  себя"  С.  объясняет  в  смысле  познания  своей  высшей
природы, духа, разума. Дуализм, по учению С., распространяется не только
на человека, но и на весь мир: везде является материя и форма или  идея.
В учении о вечности мира и его бесконечности в пространстве и времени С.
отступил от  Платона  и  находился  под  влиянием  Филона.  Практическая
философия С. находится в  тесной  связи  с  умозрительной:  для  истинно
счастливой жизни нужно знание и мудрость;  счастье  состоит  в  душевном
мире и сердечном веселии, для достижения  его  нужно  отдаться  на  волю
Божию, что значит жить согласно с природой.  Для  достижения  и  личного
счастия человека, и общественного  блага  С.  советовал:  не  входить  в
"несродную стать", не несть должность, природе противную, не обучаться к
чему не рожден; все это носит у С. название "несродности". Указать  свою
сродность - одна  из  важнейших  задач  самопознания  и  раскрытия  воли
Божьей, пребывающей в человеке; вне  удачного  решения  этой  задачи  не
может быть для человека и речи о счастье. В своих философских сочинениях
С.,  между  прочим,  выступал  проповедником  идеи  национальности.   С.
старался сочетать разум и веру:  разум  должен  стремиться  к  отысканию
истины, которая не дана человеку Богом, а постепенно открывается им - но
наряду с разумом видное место занимает и вера. Весь мир состоит из  трех
миров:  большого,  малого  и  символического:  большой  (космос)  -  это
природа; малый (микрокосмос) - человек; символический - Библия. В каждом
мире существуют два начала: Бог или вечность и материя или временное; во
всей природе дух господствует над материей. Как богослов,  С.  находился
под влиянием восточных отцов и учителей церкви, в особенности  писателей
александрийской школы - Климента и Оригена, которые для  постижения  Св.
Писания не довольствовались буквальным его  толкованием,  а  посредством
аллегорических объяснений стремились открыть внутренний его  смысл.  Еще
больше, чем сочинениями, С. имел для Украины значение всею своею жизнью:
он  был  человек  свободолюбивый,  с  большою  стойкостью   нравственных
убеждений, смелый  в  обличении  местных  злоупотреблений.  Несмотря  на
некоторый свой мистицизм и семинарский, топорный и нередко неясный слог,
С. умел на практике быть совершенно понятным и вполне народным человеком
во  всей  Украине  тогдашнего  времени.  В  С.  как  бы   олицетворилось
умственное пробуждение украинского общества конца XVIII  в.  Повсеместно
на Украине во многих домах висят портреты С.;  его  странническая  жизнь
служит предметом рассказов и анекдотов, странствующие певцы усвоили  его
песни.
   Многочисленные   сочинения   С.   делятся,   по   форме   своей,   на
философскобогословские      и      литературные      труды.      Первыми
богословско-философскими сочинениями С. были трактаты "Наркис, разглагол
о том: узнай себе" и "Асхань, или симфония о познании себя самого":  они
посвящены вопросу о  самопознании,  который  является  исходным  пунктом
всего мировоззрения С. К этим  двум  трактатам  примыкают  "Разглагол  о
древнем мире" и "Беседа двое" (1772); в последнем сочинении говорится  о
двух мирах - ветхом и новом, о двух началах - тленном и вечном. Наиболее
просто, удобопонятно и вместе  с  тем  систематически  С.  изложил  свои
взгляды на религию и  христианство  в  сочинении:  "Начальная  дверь  ко
христианскому благонравию"  (1766):  это  -  конспект  курса,  читанного
молодым дворянам в харьковском коллегиуме. Специальными  исследованиями,
посвященными Библии, являются сочинения С. : "Израильский змий"  (1776),
"Жена Лотова"  (1780)  и  "Потоп  змиин"  (напис.  в  конце  80-х  гг.).
"Дружеский разговор о душевном мире" и "Алфавит мира"  (1775)  -  лучшие
сочинения  С.,  посвященные  вопросу  практической  философии  -  в  чем
заключается  счастие  человека.  Сочинения  С.  :  "Борьба  архистратига
Михаила с сатаною" (1783) и "Пря бесу с Варсавой" являются  мистическими
и  аллегорическими:  основная  тема  их  -  "легко   быть   благим".   К
литературным сочинениям С. принадлежат "Харьковские  басни"  (1774  г.);
каждая басня состоит из фабулы и силы, т.  е.  указания  ее  внутреннего
смысла. К басням примыкают притчи: "Благодарный  Еродий"  (трактуется  о
воспитании) и "Убогий жаворонок" (о спокойствии; написаны  в  1787  г.).
Наконец, С. написал ряд стихотворений, большую часть которых  он  назвал
"Садом божественных песней, прозябшим из зерн Священного  Писания":  все
они написаны  на  библейские  тексты;  некоторые  представляют  из  себя
похвальные  оды  различным  лицам.  Не  вошли  в  состав  "Сада"  басни,
эпиграммы, изречения.  Некоторые  стихотворения  написаны  на  латинском
языке. Кроме того, С. принадлежат несколько переводов.
   Первым трудом С., появившимся  в  печати,  был  трактат  "Наркис  или
познай себя", напечатанный  без  имени  автора,  под  загд.  "Библиотека
духовная" (СПб., 1798); затем были напечатаны его  "Начальная  школа  по
христианскому добронравию" ("Сион. Вестн. ", 1806, с кратким введением о
его жизни), "Дружеский разговор о  душевном  мире"  (М"  1837),  "Беседа
двое" (М., 1837), "Убогий жаворонок" (1837), "Харьковские басни" (1837),
"Брань архистратига Михаила с сатаною" (1839),  "Сочинения  в  стихах  и
прозе" (СПб., 1861: 5 трактатов С.,  стихотворения,  переписку  и  др.).
Наконец, по случаю столетия со дня смерти С., были изданы под  редакцией
проф. Д. И. Багалея "Сочинения Г. С. С. "  (Харьков,  1894),  в  которых
собраны по возможности все сочинения С. : по цензурным условиям не вошли
в это издание "Жена Лотова", "Потоп змиин", а из  трактата  "Израильский
змий" напечатан лишь отрывок. Литература о С. довольно обширна.  Впервые
появились в печати сведения о С. в статьях Гес-де-Кальве  и  Вернета  (в
журн. "Украинский Вестник",  1817,  ч.  VI),  затем  следуют  статьи  И.
Снегирева (в  "Отеч.  Записках",  1823,  ч.  16),  И.  И.  Срезневского,
"Отрывки из записок о старце С." ("Утрен.  Звезда",  Харьк.,  1833),  А.
Хиджеу, "Григорий Варсава С."  ("Телескоп",  1835,  №  5  -  6);  архим.
Гавриила, "История философии в России" (ч. 6, 1840); Г. П.  Данилевского
("Основа", 1862, № 8, 9; перепеч. в "Украинской Старине", X, 1866,  и  в
"Сочинениях" Данилевского, т. 8; наиболее обстоятельная биография С.). В
1886 г. было напечатано  в  "Киевской  Старине"  (IX  кн.)  "Житие"  С.,
составленное его ближайшим учеником, М. И. Ковалинским,  с  предисловием
профессора Н.  Ф.  Сумцова.  Юбилейное  издание  сочинений  С.  снабжено
обширною критико-библиографической статьей профессора Д. И. Багалея, где
подробно рассмотрена вся литература  о  С.  и  сделан  библиографический
разбор его сочинений. Ср. также ст. А. Я. Ефименко, "Философ из  народа"
("Неделя", 1894, № 1); ее же,  "Личность  С.  как  мыслителя"  ("Вопросы
философии и психологии", 1894, № 5); О.  Зеленогорский,  "Философия  С.,
украинского философа XVIII в." ("Вопросы философии", 1894, № 3 - 4);  А.
С. Лебедев, "С. как богослов"  ("Вопросы  философии",  1895,  №  2);  Д.
Багалей, "Украинский философ С." ("Киев. Старина", 1895, №,  2,  3,  6);
ст. Л. Н. Майкова в "Ж. М. Н. Пр." (1894, № 12).

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz