Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Сионизм - так называется в последнее время движение,  направленное  к
национальному  возрождению  евреев  в  Палестине.  Тяготение  туда,  где
протекла с лишком 1000-летняя история еврейского народа и  где,  по  его
верованиям, должны  исполниться  обетования  пророков,  не  прекращалось
среди евреев  в  течение  всего  18-векового  периода  их  рассеяния.  В
ежедневных молитвах евреи не  перестают  молить  Бога  о  восстановлении
града Давида в прежнем величии и о  возвращении  рассеянного  народа  на
старую родину. Как в произведениях народной лирики и эпоса, в псалмах  и
талмудических сказаниях, так и в творениях еврейских  поэтов  (Особенной
славой пользуются в этой области  песни-сиониды  Иегуды  Галеви,  частью
вошедшие в  состав  молитв.)  тоска  по  Палестипе  выражается  в  ярких
образах. Она обнаруживается также в непрерывном ряде массовых  движений,
паломничеств и эмиграций в Палестину. В первые века по разрушении  храма
стремление евреев  в  Палестину  носит  характер  военно-политический  и
заканчивается массовым  истреблением  евреев  при  подавлении  римлянами
восстания Баркохбы. Позже не проходит почти ни одного  века,  в  который
где-нибудь среди евреев не возникло бы  палестино-мессианское  движение,
иногда охватывающее значительную часть народа. Особенно широкие  размеры
приняло в XVII в. мессианское движение Саббатая-Цеви, распространившееся
среди евреев Малой Азии, Европейской Турции и Польши и коснувшееся  даже
евреев  Голландии.  Несмотря  на  опасности,  с  которыми  было  связано
путешествие в  Святую  землю,  евреи  не  только  совершали  непрерывные
паломничества в Палестину (Палестина до наших дней называется  у  евреев
"Erezlsrael", т. е. земля Израиля.), но и  стремились  к  основанию  там
хотя бы незначительных еврейских поселков и к поселению там хотя бы  под
старость. В XIX в. тоска по Палестине, в связи с  верой  в  национальное
возрождение, остается неизменной в народе, но принимает  новые  формы  в
слоях,    проникнутых    европейским    просвещением.    Под    влиянием
национально-освободительных движений  первой  половины  XIX  в.  в  Зап.
Европе  раздались  первые  одинокие  голоса  в   пользу   восстановления
политического бытия еврейского народа.  В  1862  г.  М.  Гесс,  редактор
"Rheinische Zeitung" и горячий поборник идей "Молодой Германии", в своей
книге: "Rom und Jerusalem. Die letzte Nationalitatsfrage", настаивает на
необходимости  особой  территории  для  свободного  развития   еврейской
национальной индивидуальности и на невозможности  разрешения  еврейского
вопроса иным путем, как возвращением евреям прав  политической  нации  в
Палестине. Одновременно с этим Эрнест Лагаранн в брошюре:  "La  question
orientale" горячо призывает евреев восстановить свою национальную  жизнь
в Палестине и обращается ко всем европейским народам  -  и  французам  в
особенности - с призывом помочь евреям в этом  великом  для  цивилизации
Востока деле. В 1861 г. пользовавшийся среди евреев высоким  авторитетом
торнский раввин Г. Калишер, в 3  части  своей  книги:  "Emuno  Jischoro"
(Праведная вера) и отдельно в  книге  "Drischath-Zion"  (искание  Сиона,
1865), развивает мысль о необходимости, не  выжидая  пришествия  Meccии,
теперь же приступить к основанию в Палестине земледельческих колоний. На
еврейском  митинге  в  Мельбурне  (в  Австралии),  в   1861   г.,   было
постановлено  учредить  комитет  для   сбора   пожертвований   на   дело
земледельческой  колонизации  Палестины.  Первые  практические  шаги   к
возрождению еврейского земледелия  в  Палестине  были  сделаны  в  конце
1860-х годов Моисеем Монтефиоре и  представителем  парижского  "Alliance
Israelite", Шарлем  Неттером.  М.  Монтефиоре  приобрел  для  этой  цели
участок  земли  близ  Яффы;  но  попытка  его  не  удалась,   вследствие
неподходящего состава лиц, избранного для  устройства  колонии.  Гораздо
более  успеха  имела  основанная  в  1869  г.,  по  инициативе  Неттера,
агрономическая школа "Микве-Израиль", близ Яффы; школа эта  должна  была
служить рассадником  агрономов,  которые  могли  бы  обучить  земледелию
палестинских  евреев.  После  смерти  Неттера  сочувствие  "Аллианса"  к
насаждению еврейского земледелия в Палестине охладело и  до  1890-х  гг.
яффская  школа,  дав  агрономическое   образование   нескольким   сотням
питомцев, на развитие собственно еврейского земледелия  в  Палестине  не
имела заметного влияния. В конце 1870-х годов среди палестинских  евреев
стремление к земледелию  начинает  пробуждаться,  и  несколькими  лицами
приобретается (1878) близ Яффы участок земли, на котором ныне  находится
колония Песах-Тикво. Новая  эпоха  в  национальном  и  связанном  с  ним
колонизационном движении евреев в Палестину начинается с первой половины
1880-х гг. В 1881 -  82  гг.  на  юге  России  произошел  ряд  еврейских
погромов. Лишенные крова и средств к  существованию  и  не  уверенные  в
своей безопасности, евреи образовали эмиграционный поток, направившийся,
главным образом, к нашей западной границе, оттуда  разлившийся  по  всем
крупным городам зап. Европы и отхлынувший затем в Сев. Америку. Во главе
движения стала интеллигентная  молодежь.  В  Киеве,  Харькове  и  Одессе
многие евреи покидали университеты и  гимназии  и  образовывали  группы,
которые должны были направиться в Палестину или другую страну, где будет
приобретена особая территория для еврейского народа. В  то  же  время  в
России,  Галиции,  Румынии  и  Болгарии  возникают  кружки  так   назыв.
"Ховове-Цион" (друзей Сиона) или "палестинофилов",  с  целью  содействия
основанию  в  Палестине  еврейских  земледельческих  колоний  и  подъему
национального самосознания евреев посредством изучения еврейской истории
и литературы и превращения древнееврейского в живой разговорный язык ( В
еврейских начальных школах в Яффе и соседних с нею колониях преподавание
всех предметов ведется в настоящее время на библейском языке.). И в Зап.
Европе, где с 1880-х годов особенно  усилилось  антисемитское  движение,
возникают  с  той  же  целью  студенческие  союзы  -  в  Вене,  Берлине,
Гейдельберге,  Париже  и  других  университетских   городах.   Еврейское
национальное  движение  встретило  сочувствие  и   в   некоторой   части
христианского общества, особенно в Англии. Известный  путешественник  по
Востоку и дипломат, сэр  Лауренс  Олифант,  в  1882  -  88  гг.  всецело
посвятил себя ходатайству  пред  турецким  правительством  о  разрешении
евреям основывать колонии в Палестине, где он и умер, оказывая еврейским
колонистам всевозможную поддержку.  Мысль  о  необходимости  объединения
многочисленных палестинофильских  кружков  России,  Румынии,  Галиции  и
друг.  стран,  появившаяся  в  самом  начале  движения,   была   впервые
осуществлена в 1884 г. на  съезде  представителей  кружков,  в  прусском
городке (близ русской границы) Каттовице. Здесь было положено  основание
обществу "Друзей Cиона" имени М. Монтефиоре,  с  временным  комитетом  в
Одессе. В 1887 - 89 гг., на съездах в  Варшаве,  Друскениках  и  Вильне,
продолжалась  объединительная  и  организационная  деятельность  русских
палестинофилов.   В   1890   г.   был    утвержден    устав    "Общества
вспомоществования  евреям-земледельцам  и  ремесленникам   в   Сирии   и
Палестине", с комитетом в Одессе и подчиненным последнему управлением  в
Палестине. Цель общества - поощрение  евреев,  поселившихся  в  Сирии  и
Палестине,  к  производительному  (преимущественно  -  земледельческому)
труду. Общество не в праве ни оказывать поддержку лицам,  намеревающимся
поселиться в Палестине, ни содействовать  вообще  переселению  евреев  в
Палестину  (за  9-ти  летнее  существование  общество  израсходовало  на
поддержку еврейских колонистов в Палестине около 150 тыс.  руб.).  Таким
образом в круг  деятельности  официально  утвержденного  общества  могла
войти лишь часть задач кружков "Друзей Сиона", число которых  продолжало
расти. Свободнее могли организоваться заграничные кружки "Друзей Сиона",
объединенные в начале 1890-х гг. парижским центральным комитетом. В 1890
- 91 гг. эмиграционное движение  евреев  в  Палестину  достигает  своего
апогея и вызывает со стороны турецкого правительства запрещение въезда в
Палестину русских евреев массами и на  продолжительный  срок;  несколько
сотен семейств бедных евреев не были  пущены  с  пароходов  на  берег  и
возвращены на тех же пароходах обратно.  Под  влиянием  этих  событий  и
медленных успехов палестинской колонизации (в течение первых  10-ти  лет
основано около 18 колоний, с населением до 5000 чел.;  затем  дальнейшее
расширение  колонизации  приостановилось),   в   лагере   палестинофилов
начинают обрисовываться различные течения. Особенное  значение  получает
направление, известное под именем духовного палестинофильства ( Во главе
его стоит О.  Гинцберг,  известный  в  еврейской  литературе  публицист,
пишущий под псевдонимом Ахад-Гаом.). По убеждению  представителей  этого
направления, деятельность палестинофилов в настоящее время  должна  быть
направлена не к колонизации Палестины, а к культурному развитию народа и
к созданию новой системы национального воспитания ( В  последние  5  лет
сионисты  во  многих  городах  усердно  занялись  изданием  для   народа
просветительных книг, устройством библиотек, народных чтений,  субботних
школ, начальных школ и т п.). Палестина, впредь до возможности  открытой
и широкой колонизации, должна служить лишь духовным  центром  еврейства;
пока достаточно образовать  там  хотя  немногочисленное,  но  образцовое
еврейское земледельческое население, которое служило  бы  ядром  будущей
колонизации. В противоположность  духовным,  практические  палестинофилы
выдвигают на первый план колонизацию Палестины, причем они  не  задаются
никакими широкими проектами,  а  надеются  на  постепенное  естественное
усиление еврейской эмиграции  в  Палестину  и  колонизации  этой  страны
(колонизационная  система  практических  палестинофилов   известна   под
названием системы инфильтрации). В середине 1890-х гг. возникает  третье
направление - так назыв. политический  С.  (С  этих  пор  название  "С."
вытесняет из употребления название "Палестинофильство";  под  С.  вообще
разумеется все еврейское национальное движение последних 18 лет,  причем
различают религиозный С., духовный или культурный С. и политичекий  С.),
- обязанное  своим  развитием  деятельности  венского  журналиста  Теод.
Герцля и его книге  "Judenstaat"  (1896;  есть  русск.  перев.).  Герцль
категорически заявляет, что основание  еврейского  государства  есть  не
только насущная потребность евреев, но  и  всего  цивилизованного  мира;
средства для этого он видит в объединении всех  евреев  в  одном  союзе,
который, путем международного соглашения, добился бы уступки со  стороны
Турции территории в Палестине для  образования  еврейского  государства.
Систему  инфильтрации  практических  палестинофилов  Герцль   решительно
отвергает. В 1897 г. в Базеле собрался первый конгресс сионистов  (около
200 представителей кружков из всех частей света) для выработки программы
деятельности и организации сионистской лиги. Конгресс  принял  следующую
программу: С.  стремится  создать  для  еврейского  народа  обеспеченное
публичным правом убежище (Heimstatte) в Палестине.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz