Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Синагога (греч. sunagwgh, соответ. еврейскому  kenesset  -  собрание,
beth hakenesset - дом собрания) - так называются у евреев  богослужебные
здания, предназначенные для общественных молитв и  чтения  и  толкования
Священного Писания, но не для жертвоприношений. Точно  определить  время
появления общественных молитв и С. у евреев  нельзя:  некоторые  относят
его ко времени первого храма и даже еще более раннему, большинство -  ко
времени вавилонского плена  или  ближайшему  за  ним.  Введенный  Ездрой
порядок  чтения  закона   является   основою   современного   еврейского
общественного богослужения: Ездра установил общественное  чтение  отдела
из Пятикнижия, а затем из пророков, по  субботним  и  праздничным  дням,
впоследствии же и по понедельникам и четвергам, а также в  ярмарочные  и
судебные дни. Ко времени И.  Христа  С.  распространились  по  всем  тем
местам, где жили евреи, и  не  только  в  Палестине,  но  и  вне  ее.  В
Иерусалиме, как говорят, было 480 С.; особенно богата была ими  Галилея,
которая называлась "страной синагог"; вне  Палестины  упоминаются  С.  в
Александрии, Дамаске, Aнтиохии, Солуни, Ефесе, Коринфе, Афинах,  Риме  и
т. д.; в Кесарии славилась С. восстания, подавшая повод к  войне  против
римлян. Весьма часто при С. находилась школа для  изучения  закона,  или
это изучение  происходило  в  самой  С.,  почему  она  часто  называется
"школой". После разрушения Иерусалимского храма С. сделалась  хранилищем
идеи иудейской национальности и необходимой принадлежностью каждой, даже
самой незначительной еврейской общины.  При  постройке  С.  наблюдается,
чтобы сторона, противоположная входу, была обращена к  тому  месту,  где
был  прежде  храм  Иерусалимский.  Общий  план   синагогального   здания
представляет, в большинстве случаев, прямоугольный четырехугольник;  при
входе портик, за ним следует самая  С.,  разделенная  рядами  колонн  на
несколько нефов (от 3 до 5). Синагоги, сооруженный европейскими евреями,
носят отпечаток того времени, когда они были выстроены: так, пражская  и
вормская  С.  построены  в  византийском  стиле;  в  мавританском  стиле
сооружены С.  в  Толедо  (IX  и  XIV  в.),  Вене,  Берлине,  Франкфурте;
мюнхенская и бреславльская  С.  построены  в  романском  стиле  и  своею
конструкцией напоминают древния римские  базилики;  в  готическом  стиле
построены некоторые С. в Польше, а также синагога в Кельне.  В  середине
синагоги  находится  эстрада,   называемая   алмемор   или   бима,   где
производится чтение Священного Писания; у восточной стены - ковчег,  где
хранятся свитки завета с их принадлежностями; этот ковчег  соответствует
находившемуся  в  Иерусалимском  храме  ковчегу.  Помещение  для  женщин
совершенно отделено  от  помещения  для  мужчин.  К  принадлежностям  С.
относятся:  светильник,  сделанный  по  модели  храмового  семисвечника,
кружки для сбора пожертвований, трубные рога,  употреблявшиеся  в  новый
год, валторны (chazozroth), в  которые  трубили  в  дни  новомесячия,  в
праздники и т. д. Для  выполнения  специально  синагогальных  функций  -
чтения Священного Писания. произнесения молитв, проповеди -  при  С.  не
было сначала отдельных лиц, так как все эти действия могли  отправляться
кем-либо из общины; тем не менее при С. существовал целый ряд официалов,
а при некоторых С. - синагогальный совет, состоявший  из  лиц  ученых  и
уважаемых. Во  главе  С.  стояло  особое  лицо,  смотревшее  за  внешним
порядком при  богослужении,  заботившееся  о  содержании  синагогального
здания и вообще управлявшее делами С. Существовали еще особые собиратели
милостыни. Исполнение низших  служебных  обязанностей  в  С.  лежало  на
служителе; он же  по  субботам  обучал  детей  чтению.  Для  отправления
синагогального  богослужения   требуется   присутствие   не   менее   10
совершеннолетних (не моложе 13 лет)  евреев.  Общественное  богослужение
заключается в чтении трех  отрывков  Пятикнижия,  которые  каждый  еврей
обязан читать утром и вечером; затем  следуют  евлогии  (благословения),
молитвы и чтения из Пятикнижия и пророков. Все пятикнижие  прочитывалось
в трехгодичный цикл, для чего было разделено на 154 отдела, по одному на
каждую субботу; лишь к  VIII  в.  относится  происхождение  современного
обычая прочитывать закон моисеев в течение одного года и разделение  его
для  этой  цели  на  54  части.  Чтение  закона  Моисеева   и   пророков
производилось непременно на еврейском языке; когда же этот язык сделался
непонятным для народа, то к чтению еврейского текста стали  присоединять
перевод  прочитанного  на  народный   арамейский   язык.   С   переводом
соединялось назидательное объяснение прочитанного или  проповедь,  право
произносить которую представлялось каждому члену общины, сведущему в Св.
Писании. Синагогальное богослужение оканчивалось обрядом священнического
благословения   или   воздеяния   рук.   Этот   синагогальный    ритуал,
установившийся уже ко времени разрушения второго храма, в  общих  чертах
сохранился в еврейском богослужении до  настоящего  времени;  но  теперь
произнесение  молитв  и  чтение  Св.  Писания   обыкновенно   лежат   на
обязанности особых лиц, а проповеди  произносятся  раввином  или  особым
проповедником.  В  новейшее  время  в  некоторых  С.  введен  орган  при
богослужении, а  также  употребляется,  наряду  с  еврейским  языком,  и
местный. Ср. Zunz, "Der Ritus des  synagogalеn  Gottesdienstes"  (Берл.,
1859); А. Никитин, "С. Иудейские, как места общественного  богослужения"
(Киев, 1891); Н. Зезюлинский, "Еврейская С. и ее  функции"  ("Жур.  Мин.
Нар. Просв.", 1887, № 1). Слово синагога употребляется  иногда  также  в
значении Иудейства как религии, в противоположность  церкви  (ecclesia),
т. е. христианству.  Великой  С.  (kenesseth  hagdolah)  называется,  по
талмудическим  источникам,  собрание  еврейских  ученых,  которые,   под
председательством Ездры, привели в порядок религиозные дела евреев.  Под
именем "мужей великой С.  "  подразумеваются  также  ученые,  жившие  от
времен Ездры до времени Симона Праведного (ум. ок. 292 г. до  Р.  X.)  и
занимавшиеся приведением в порядок библейских  книг  и  отчасти  устного
закона.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz