Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Силуэт- изображение предмета, подражающее тени,  производимой  им  на
плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в
котором обозначается только очертание предмета, а он сам  представляется
однообразным черным пятном. С. обыкновенно рисуются  черной  краской  на
белой бумаге или вырезываются из тонкой  черной  бумаги,  которая  потом
наклеивается  на  светлую.   Изображения   подобного   рода   с   давних
Существовали в Китае (так  наз.  китайские  тени)  и,  вероятно,  оттуда
проникли в Европу, прежде всего во Францию, где  в  половине  XVIII  ст.
сильно распространилась мода на силуэтные  портреты,  в  которых,  кроме
профильного контура физиономии, на  черном  грунте  головы  лишь  иногда
намечались белыми чертами глаза, ноздри, унии и волосы.  Самое  название
С. родилось во Франции; оно происходит от Этьена  Силуэтта  (1709-1767),
бывшего  в  1759  г.  государственным  министром.   Стараясь   поправить
расстроенные финансы страны реформами и бережливостью, он, своими мерами
относительно  последней,  возбудил   насмешки   элегантного   парижского
общества: именем его стали называть  все  мишурно-ничтожное  и  дешевое,
между прочим и нового рода портреты (portraits  u  la  Silhouette),  как
мизерные в сравнении с настоящими, живописными. Тем не  менее,  любители
С. и искусники их делать расплодились не  только  во  Франции,  но  и  в
других  странах.  В  Петербурге,  в  девяностых  годах  ХVIII  столетия,
славился приезжий из Парижа силуэтист  Сидо  (Sideau),  портретировавший
императрицу Екатерину II, членов ее фамилии и многих из представителей и
представительниц тогдашней русской знати. С. его работы,  то  рисованные
пером и китайской тушью, то гравированные на меди, по большей  же  части
вырезанные   из   черной   бумаги   и    вклеенные    в    гравированные
орнаментированные рамки, сохранились доныне во многих  домах.  Целая  их
коллекция, состоящая из 180 листов и принадлежащая его выс.  герцогу  Г.
Г.  Мекленбург-Стрелицкому,  недавно  издана  в  фототипических  снимках
("Двор Императрицы Екатерины II, ее  сотрудники  и  приближенные",  СПб.
1899).  Соперником  Сидо  явился   некий   полковник   Фр.   Антинг,   а
подражателями  -  очень  многие,  так  что   силуэтное   портретирование
сделалось одним из любимых развлечений  петербургской  аристократии.  Но
через несколько лет интерес к нему исчез  как  у  нас,  так  и  повсюду:
вырезывание С. обратилось в профессию странствующих артистов, добывающих
себе этим  искусством  скудный  кусок  хлеба  на  публичных  гуляньях  и
ярмарках, из людей же хорошего круга лишь изредка  кое-кто  находил  для
себя забаву в этом деле. Заброшенное таким образом рисование С.  было  в
недавнее время введено снова в почет талантливым немецким художником  А.
Коневкой , изменившим и расширившим  круг  задач  этого  мастерства;  он
рисовал в виде С. не профильные портреты, а целые фигуры в разных  позах
и сложные сцены, то комичные, то идиллически-милые, и его С. этого рода,
появляясь в иллюстрированных изданиях и отдельными сборниками, приводили
в восторг и  взрослых,  и  детей.  Успех  Коневки  увлек  многих  других
художников на  путь  подражания  ему,  в  том  числе  даровитую  русскую
рисовальщицу сцен детской и народной жизни.
   А. С-в Сильвестр  -  священник  московского  Благовещенского  собора,
политический  и  литературный  деятель  XVI  в.  Происхождение  его  нам
неизвестно; первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541
г., когда он, будто бы, ходатайствовал об освобождении  князя  Владимира
Андреевича;  но  это  известие  не  подтверждается  показаниями   других
источников, и появление С. в Москве с большим основанием можно отнести к
промежутку времени между 1543  и  1547  гг.  :  он  или  был  вызван  из
Новгорода  митр.  Макарием,  знавшим  его  как   человека   книжного   и
благочестивого, или же прибыл в Москву вместе с митрополитом. При  такой
постановке вопроса совсем исчезает ореол таинственности, которым окружил
появление С.  в  Москве  кн.  Курбский:  увлеченный  библейским  образом
пророка Нафана, обличающего царя Давида,  он  рисует  эффектную  картину
исправления молодого царя под влиянием С. еще более усилил краски  своим
риторизмом Карамзин, изобразив С.  являющимся  перед  Иоанном  в  момент
московского  пожара  1547  г.  "с  подъятым,  угрожающим  перстом"  и  с
пламенной обличительной речью. В этой  речи  С.,  по  словам  Курбского,
указывал Иоанну на какие-то "чудеса и аки-бы явления от Бога",  при  чем
Курбский замечает об  этих  чудесах:  "не  вем,  аще  истинные  або  так
ужасновения пущающе буйства его ради и для детских неистовых его  нравов
умыслил был  себе  сие".  К  подобному  "благокознению"  С.  прибег,  по
объяснению Курбского, с тою же целью,  с  какой  отцы  иногда  стараются
подействовать на  своих  детей  "мечтательными  страхами".  Каковы  были
чудеса, о которых рассказывал С., мы не знаем, но что это педагогическое
средство им было действительно применено, нам подтверждает и сам  Иоанн,
упоминая в письме к Курбскому о "детских страшилах". Д. П. Голохвастов и
арх. Леонид полагают, что указанными "страшилами" могли быть те  примеры
из библейской, византийской  и  русской  истории,  которые  приведены  в
послании С. к Иоанну, находящемся в так наз.  Сильвестровском  сборнике.
Как бы то ни было, влияние С.  на  молодого  царя  началось  с  1547  г.
Духовником царя С. не был, так как за время  его  близости  к  царю  эту
должность занимали другие  лица;  официального  участия  в  церковных  и
государственных реформах лучшей поры деятельности Иоанна С. не принимал;
воздействие его было неофициальное, через других, выдающихся  по  своему
положению людей. Благодаря его связям, оно могло быть сильным: не  даром
же и для Иоанна, и  для  Курбского  С.,  на  ряду  с  Адашевым,  являлся
передовым вождем "избранной рады". В 1553 г. начинается "остуда" царя  к
С., из-за дела о престолонаследии, возникшего во время болезни Иоанна; в
1560 г. С. окончательно удаляется от двора,  так  как  царь  уже  вполне
утвердился в подозрении, что бояре  "подобно  Ироду,  грудного  младенца
хотели погубить, смертью  света  сего  лишить,  и  воцарить  вместо  его
чужаго". Мотивом к такому окончательному  повороту  была  смерть  царицы
Анастасии, происшедшая, по мнению царя, также по вине бояр. Когда друзей
С. постигла опала, он сам удалился в Кирилло-Белозерский монастырь,  где
и постригся с именем Спиридона. Курбский утверждает в  своей  "Истории",
что С. был сослан в заточение в Соловецкий монастырь, но это известие не
подтверждается  другими   источниками.   Год   смерти   С.   неизвестен:
Голохвастов принимает дату 1566 г.,  но  прочных  оснований  для  ее  не
указывает. Умер С. в Кирилловом монастыре, а  не  в  Соловках,  судя  по
тому, что его "рухлядь" пошла  на  помин  его  души  именно  в  Кириллов
монастыре, После С. в этих двух монастырях остались некоторые  рукописи,
пожертвованные им еще до опалы. Такого рода  пожертвования  подтверждают
известие о любви С. к просвещению. Из собственных его сочинений известны
два послания к князю Александру Борисовичу  Шуйскому-Горбатому,  одно  -
разъясняющее  ему  обязанности   царского   наместника,   а   другое   -
утешительное после опалы, а  также  упомянутое  выше  послание  к  царю,
отличающееся яркостью образов и энергией увещания. Важнейшим  трудом  С.
Следует признать редакцию "Домостроя". В  этом  замечательном  памятнике
литературы XVI века несомненно С. принадлежит 64-я  глава,  "Послание  и
наказание от отца к сыну", называемая "Малым Домостроем" и  отличающаяся
преимущественно практическим характером,  С.  старается  внушить  своему
сыну житейскую мудрость, доходя в этом отношении  иногда  до  крайности.
Это было причиной весьма сурового отзыва Соловьева, указавшего, что  все
христианские добродетели  понимаются  С.  с  точки  зрения  материальной
пользы и в его советах сквозит человекоугодничество,  которое  не  может
быть осуществлено без сделок с  совестью.  Что  касается  предшествующих
глав "Домостроя", то они вероятно, не были собственным произведением С.,
а  явились  результатом  постепенного  накопления   правил,   касавшихся
обязанностей  религиозных  и  семейно-общественных,  а  также  домашнего
хозяйства. По мнению проф. Некрасова, "Домострой" сложился в Новгороде и
изображает жизнь богатого человека. Это мнение встретило довольно веские
возражения со стороны г. Михайлова, который указал в  "Домострое"  много
черт  чисто  московских,  а  те  особенности,  которые  признавались  г.
Некрасовым исключительно новгородскими, наметил в сильной  степени  и  в
московском быту. Такое же разногласие существует и относительно редакций
"Домостроя": г. Некрасов признает древнейшей редакцией  список  общества
истории  и  древностей,   а   список   Коншинский   считает   московской
(принадлежащий   С.)   переделкой   памятника;   г.   Михайлов   считает
первоначальной  (принадлежащий  С.)  редакцией  Коншинский  список,  как
представляющий большую стройность и внешнюю, и  внутреннюю,  чем  список
общества,  который  является  в  некоторых  частях  не   совсем   умелой
компиляцией. Во всяком случае участие С. в  составлении  "Домостроя"  не
отвергается исследователями, но  вопрос  о  степени  этого  участия  еще
нельзя  считать  окончательно  решенным;  указания   г.   Михайлова   на
сравнительную  древность  редакций  памятника  более   обоснованы,   чем
заключения г. Некрасова, но требуют еще дальнейшей разработки. Не  решен
также вопрос, как понимать "Домострой": есть ли это  идеал,  к  которому
стремилась русская жизнь XVI в., или прямое  отражены  действительности?
Из источников "Домостроя"  многие  указаны  г.  Некрасовым:  это  -  Св.
Писание, творения отцов церкви, "Стослов" Геннадия и др.  Г.  Некрасовым
рассмотрены  также  и  аналогичные  "Домострою"  произведения  литератур
западных и  восточных;  но  в  сущности  такие  сравнения,  указывая  на
сходство или различие отдельных черт,  ничего  не  дают  для  объяснения
происхождения самого  памятника.  Тоже  надо  сказать  и  о  попытке  г.
Бракенгеймера  провести  параллель  между  нашим  "Домостроем"  а  одним
византийским  литературным  произведением.  По  содержанию   "Домострой"
делится на три части: 1) "о строении духовном"; здесь излагаются правила
религиозного характера, рисуется аскетический идеал "праведного  жития";
наставлении регламентируют малейшие подробности духовной жизни, так  что
указывается даже, как содержать иконы в чистоте; 2) "о строении мирском"
- ряд правил о том, как обращаться с женой, детьми, домочадцами, в  этих
правилах отражается грубость нравов,  развившаяся  у  нас  под  влиянием
татар, хотя не следует забывать, что в эту эпоху плетка по  отношению  к
жене и сокрушение ребер младенцев, как воспитательное  средство,  совсем
де были чужды и западноевропейским нравам; 3) "о строении  домовитом"  -
множество  мелочных  наставлений  по  части  домашней  экономии.  -  См.
Голохвастов и арх. Леонид, "Благовещенский иерей С. и его писания"  (М.,
1874); еп. Сергий (Соколов), "Московский  благовещенский  священник  С.,
как государственный деятель" (М., 1891); "Сборник госуд. знати",  т.  II
(статья     Замысловского,     СПб.,     1875);     Некрасов.      "Опыт
историко-литературного  исследования  о   происхождении   древнерусского
"Домостроя" (М., 1873); "Журн. Мин. Нар. Просв. ", т. 261,  262,  263  и
270 статьи г.  Михайлова  и  ответ  г.  Некрасова);  Бракенгеймер,  "  В
сравнении  с  русским  Домостроем"  (Одесса,  1893);  Ключевский,   "Два
воспитания"  ("Рус.  Мысль",  1893).  Издания  Домостроя  -  1849  т.  в
"Временнике" Моск. Общ. Ист. и Древн. (Голохвастова), 1867 г. (Яковлева,
СПб.) и 1887 (Одесса). Послания С. изданы Н. И. Барсовым в "Христ. Чт.",
1871 г. Важна  также  статья  И.  Н.  Жданова,  "Материалы  для  истории
Стоглавого собора" ("Журнал Мин. Народн. Пр.", 1876).
   А. Бороздин.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz