Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Сенека: 1) Луиций Анней С., известный также  под  прозванием  ритора,
отца и старшего, уроженец Кордубы (родился около  54  до  Р.  Хр.,  умер
около 39 г. по Р. Хр.); происходил из богатой всаднической семьи; в Риме
изучал красноречие под руководством Ареллия  Фуска,  Пассиена,  Альбуция
Сила, Луция Цестая, Папирия Фабиана и др., готовясь сделаться адвокатом.
О деятельности его нам почти ничего неизвестно.  Во  время  междоусобных
войн 1 в. он стоял на стороне Помпея  и  недоброжелательно  относился  в
Цезарю, что отразилось на Лукане и С. младшем. В зрелых годах он женился
на уроженке Кордубы Гельвии, от которой у него  были  три  сына:  Галлюн
Новат, С. младший и Мела (Мелас), отец  поэта  Лукана.  С.  старший  был
римлянин старого закала; в  красноречии  он  был  поклонник  Цицерона  и
противник  крайностей  послецицероновского  ораторского  искусства.   Не
будучи профессиональным ритором, он был известен как  автор  руководства
по риторике, которое он написал для своих сыновей. Это был сборник  тем,
разрабатывавшихся в его время лучшими ораторами и риторами;  он  состоял
из 10-ти книг так назыв. Controversiae (собственно спорные случаи, т. е.
упражнения  на  придуманные  юридические  темы)  и  1  книги   Suasoriae
(совещательные речи), объединенных  под  общим  заглавием  "Oratorum  et
rhetorum sententiae (взгляды риторов на  применение  законов  к  данному
случаю), divisiones (разделения темы  на  отдельные  вопросы),  colores"
(приемы,  посредством  которых  можно  оправдать  наказуемый  поступок).
Сборник был составлен С. в годы старости и содержал массу материалов  по
истории риторики при Августе и Тиберии. До нас дошли 1, 2,  7,  9  и  10
книги контроверсий, заключающие в себе 35 тем, отчасти  в  фрагментарном
виде. Остальные 39 тем известны в выдержке из сборника, относящейся к IV
или V в. Кроме того мы имеем сведения 1, 2, 3,  4  книгам.  В  рукописях
контроверсиям предшествуют книга суазорий  (7  тем),  неполная  в  самом
начале. Изложение сборника отличается  живостью  стиля  и  остроумием  и
обнаруживает в авторе трезвую  и  сильную  критическую  способность.  Но
языку сборник стоит ближе к  цицероновской,  чем  в  серебряной  латыни,
влияние  которой  в  нем  вообще  незначительно.  Гораздо  объемистее  и
значительнее был исторический труд С., написанный им также в старости  и
посвященный обзору римской истории с начала гражданских войн до Тиберия.
В средние века  сочинения  С.-отца  смешивались  с  сочинениями  С.-сына
(философа): так, в венецианских изданиях 1490 и 1492  годов  они  изданы
вместе. Впервые Рафаэль из  Вольтерры  выделил  сочинения  С.  старшего.
Лучшие рукописи этих сочинений - брюссельская (№ 9581), антверпенская (№
411)  и  ватиканская  (№  3872);  древнейшая  рукопись   эксцерптов   из
риторического труда 6. относится к IX - Х веку (монтепессуланская рукоп.
№ 126 Лучшие издания сочинении С. дали: Faber (I., 1587,  1598),  Schott
(П., 1607, 1613), Gronov (Лейден, 1649, Амстердам, 1672), Barsian (Лпц.,
1857), Kiessling (Лпц., 1872), Н. J. Muller (Прага, 1887; лучшее  изд.).
Ср. Коrbеr, "Ueber den Rhetor S. und die Romische Rhetorik seiner  Zeit"
(Марбург, 1864); O. Gruppe, "Quaestiones Annaeanae" (Штеттин, 1873);  M.
Sander, "Quaestiones syntacticae in Senecam rhetorem" (Грейфсв.,  1872);
Teuffel-Schwabe, "Gesch. der Romischen  Litteratur"  (1  т.,  стр.  269,
Лпц., 1890, 5 изд.); Schanz, "Geschichte der Romischen  Litteratur"  (II
т., стр. 198 слл., Мюнхен, 1892); Thomas, "Schedae criticae  in  Senecam
rhetorem selectae" (П., 1880); Muller, "S. rhetor" (Прага, 1881 - 1888).
2) Луиций Анней  С.,  по  прозванию  философ,  второй  сын  С.  старшего
(ритора), талантливейший из ораторов и стилистов первой половины 1-го в.
по Р. Хр., родился в 4-м г. до Р. Хр. в г. Кордубе. Первым  воспитателем
и  учителем  С.  был  его   отец,   внушивший   сыну   основные   начала
нравственности и  развивший  в  нем  задатки  красноречия.  Кроме  отца,
воспитанием С. руководили его  мать  и  тетка  (по  матери)  -  Гельвии;
благодаря им он пристрастился к философии, которой не поощрял С.-отец. В
Риме С. занимался грамматикой, риторикой и философией  и  слушал,  между
прочим, левции пифагорейцев Сотиона и Секспя,  стоика  Аттада  и  киника
Деметрия, который позднее поселился в доме С.  Из  современных  ораторов
учителем С.  был  Папирий  Фабиан,  которого  весьма  высоко  ставил  С.
старили. Занятия философией повлияли и на образ жизни С.:  он  привык  к
простой жизни и ежедневно вечером, по обычаю пифагорейцев, считал  своею
обязанностью подводить итоги сказанному и сделанному за день. В  течение
одного года он даже воздерживался от принятия в пищу мяса, но  принужден
был отказаться от вегетарианства в силу вышедшего в 19-м  г.  сенатского
постановления, запрещавшего египетские и иудейские  религиозные  обряды.
Получив тщательное риторическое и философское образование,  С.  выступил
на  поприще  общественно-политической  деятельности  сперва  в  качестве
поверенного; затем, не без содействия тетки,  которая  была  замужем  за
влиятельным наместником Египта Витрасием Поллюном, он получил  квестуру,
которая дала ему сенаторское звание. Около этого времени С. женился, но,
судя по некоторым намекам в его сочинениях, этот брак,  от  которого  он
имел двух сыновей, не был  счастлив.  Первые  шаги  С.  на  общественном
поприще были весьма удачны:  он  сразу  заявил  себя  как  первоклассный
оратор. В 39 г. он произнес в сенате в присутствии  императора  Калигулы
столь блестящую речь, что император, из зависти к славе оратора, задумал
его убить и привел бы свой замысел в исполнение, если бы одна придворная
дама не заметила Калигуле что; С. страдает чахоткой  и  без  того  скоро
умрет. Вообще Калигула не одобрял красноречия С. и аттестовал  его  речи
как  merae  commissiones  (простые  речи,  составлявшиеся   для   ученых
состязаний) и arena sine caice (песок без извести - намек на краткость и
незакругленность периодов в речах С.). Более опасным врагом С. оказалась
Мессалина, которая преследовала племянницу  Клавдия,  дочь  Германика  и
Агриппины, Юлию Ливиллу и ненавидела С., как  сторонника  партии  сестер
Калигулы, боровшейся с ее собственной партией из-за влияния на  Клавдия.
В результате происков Мессалины С.  был  осужден  приговором  сената  по
обвинению в каком-то преступлении, быть  может,  в  преступной  связи  с
Юлией Ливиллой (Dio  Cass.  LX,  8),  и  лишь  благодаря  заступничеству
Клавдия смертная казнь была заменена ссылкой на  остров  Корсику.  После
Цицерона и Овидия это был третий  великий  изгнанник  из  представителей
райской литературы; в течение 8 лет он томился в  уединении  бесплодного
острова. Не смотря на поддержку, которую С. нашел в занятиях  философией
и литературой, ссылка  была  для  него  тяжела,  о  чем  свидетельствуют
некоторые из дошедших с его  именем  эпиграмм  и  льстивые  воззвания  в
Клавдию, Нодибию и другим влиятельным лицам при дворе  императора.  Лишь
после смерти Мессалины он  мог  вернуться  в  Рим,  и  то  с  решимостью
уединиться в частную жизнь. Однако, Агриппина, новая жена Клавдия,  видя
в  С.  человека  полезного  для  проведения  ее  честолюбивых  замыслов,
устроила дело иначе. Она вызвала его снова к политической  деятельности,
предоставив ему претуру, и вознесла его на высочайшую ступень  почета  и
могущества тем, что  предоставила  ему  воспитание  11  летнего  Нерона,
усыновленного  Клавдием  сына  ее  от  Домиция  Агенобарба.  При   жизни
Агриппины, С. был влиятелен как ее  пособник,  после  ее  смерти  -  как
советник Нерона, который осыпал своего учителя почестями и  богатствами.
В 54 г., по смерти Клавдия, С. написал для Нерона похвальную  надгробную
речь (laudatio  fanebris),  в  память  умершего  императора,  и  позднее
сочинял для своего воспитанника  речи  на  разные  случаи.  К  этому  же
времени относится второй брак  С.  с  Помпеей  Паулиной,  которая  своим
приданым умножила богатство  С.  Первые  году  правления  Нерона  прошли
спокойно, пока император находился под  влиянием  С.  и  Секста  Афрания
Бурра и сообща с ними управлял государством. С.  останавливал  Нерона  в
проявлениях его зверства и тщеславия, но в тоже время,  опасаясь,  чтобы
влияние матери не пересилило его влияние на Нерона,  поощрял  склонность
его к удовольствиям и распутству. По смерти Бурра (62 г.) у С. оказались
сильные противники в лице Поппеи и Тигеллина, которые  указывали  Нерону
на опасность скопления в руках  одного  человека  громадных  богатств  и
нашептывали ему, что С. более чем  следует  обращает  на  себя  внимание
граждан; что он воображает себя единственным стилистом во  всем  мире  и
даже осмеливается вступать в соревнование с Нероном в поэзии;  что  пора
бы Нерону сбросить с себя опеку старого учителя.  С.  просил  позволения
удалиться в частную жизнь и предложил взять у  него  обратно  дарованные
ему богатства, но Нерон отказал учителю в том и другом. Вскоре,  однако,
С., под предлогом расстроенного здоровья и занятий, удалился от двора, а
в 65 г., в виду усилившейся тирании Нерона, просил позволения поселиться
в отдаленном поместье; когда в  этом  ему  было  отказано,  он  сказался
больным и не выходил из своей комнаты. В том же году был открыт  заговор
Пизона против жизни Нерона. Вероятно по  наущениям  Тигеллина,  доносчик
Антоний составил подложную записку с именем С., в  которой  был  изложен
план заговора, и представил ее в качестве улики против философа. Носился
слух, что некоторые  из  участвовавших  в  заговоре  имели  в  виду,  по
умерщвлении Нерона, умертвить и Пизона и  провозгласить  императором  С.
Согласно приказу Нерона, С. кончил жизнь от собственной руки,  вскрытием
жил, окруженный почитателями, друзьями и  домашними.  Жена  его  Паулина
хотела также кончить жизнь самоубийством,  но  Нерон,  в  последний  час
перед кончиной С., послал солдат, которые удержали ее от  исполнения  ее
замысла. С. был человек разносторонне образованный,  мыслитель  если  не
самостоятельный, то  блестящий  и  необыкновенно  остроумный.  Его  речь
лилась в тоне непринужденного свободного  разговора,  без  торжественной
периодизации, свойственной  стилю  Цицерона,  без  архаической  грубости
Саллюсия и нарядной манерности Мецената. Он умел, не впадая в  риторику,
пользоваться  обычным  запасом  слов,  выбирая  из  него  все   наиболее
характерное,  придавая  мысли  неожиданные  изгибы  и  эпиграмматическую
краткость и выразительность. В этом отношении С.  напоминает  Овидия,  с
его неистощимым остроумием и фантазией, с его  неподражаемым  изяществом
формы.  Литературная  слава  С.  основана   главным   образом   на   его
прозаических произведениях, в которых он является  художником-эссеистом.
Как стилист и оратор, он был  бесспорно  первой  литературной  величиной
своего века и имел многих последователей и подражателей.  Не  смотря  на
то, что на него нападали цицеронианцы при Флавиях и архаисты при Адриане
и Антонинах, его сочинения, как  образец  латинской  прозы,  читались  и
ценились до эпохи отцов церкви и средних веков. В области  философии  С.
был в сущности эклектиком, хотя сам называет себя стоиком.  Быть  чистым
стоиком ему помешала терпимость, с которой он  смотрел  на  человеческие
слабости и недостатки,  а  также  влияние  эпикуреизма  и  пифагореизма.
Стоицизм в учении С. принял форму нравственнорелигиозного убеждения, при
чем наряду с внутреннего свободой индивидуума выступают в  нем  основные
моменты любви  к  человеку,  снисхождении  к  человеческим  слабостям  и
слепого подчинения божественной воле. Теоретические умозрения  школы  С.
считал бесполезными и выдвигал на первый план практическую философию, но
физике (в античном смысле) он уделял много  места  в  своих  сочинениях,
утверждая, что она сообщает духу  возвышенность  тех  явлений,  которыми
занимается. Тело человека С. называл оковами или  темницей,  из  которых
душа порывается освободиться. Истинная жизнь души начинается  с  выходом
из тела, когда душа вступает  в  область  бессмертия.  В  воззрениях  на
природу души С. заимствовал многое из Платоновского учения. Философия С.
излагается им всегда в стиле проповеди и в популярной форме.  Квинуилиан
делит сочинения С. на orationes, роemata, epistulae и dialogi. Из  речей
С. сохранились только отрывки, и то лишь тех, которые были  написаны  им
для Нерона. Из  поэтических  произведений  С.  уцелело  небольшое  число
эпиграмм (в латинской антологии), которых было по меньшей мере 4  книги.
В эпиграмматической поэзии С. подражал, между прочим, Катуллу. Более чем
вероятно, что в числе дошедших  с  именем  С.  эпиграмм  есть  несколько
принадлежащих перу его племянника, поэта Лукана. Кроме того до нас дошли
9 трагедий С.: "Hercules furens", "Troades" или  "Hecuba",  "Phoenissae"
или  "Thebais",  "Medea",   "Phaedras   или   "Hippolytus",   "Oedipus",
"Agamemnon", "Thyestes" и "Hercules  Oetaeas",  -  представляющих  собою
скорее  декламации  в  драматической  форме,   чем   предназначенные   к
исполнению пьесы. Отличаясь правильностью  метрической  формы,  живостью
изложения и фантазией, трагедии Сенеки весьма риторичны и  ходульны:  по
выражению Риббека ("Geschichte der RomUschen  Dichtnng",  III  т.,  стр.
73), "язык этих драм имеет  мускулы  и  жилы,  но  это  мускулы  и  жилы
тренированного атлета, а не здорового от  природы,  сильного  человека".
Вследствие резкого контраста с другими сочинениями С., в  которых  автор
умело соблюдает чувство меры в применении риторики,  трагедии,  носившие
его имя, приписывались уже в  древности  другому  Сенеке  или  считались
подложными (Аполлинарий Сидоний). Другим их недостатком является слишком
большая подражательность Софоклу и Еврипиду. Бесспорно не принадлежит С.
приписываемая ему трагедия Октавия, в которой описывается смерть супруги
Нерона. К 54-му г. относится "Аро1 colocyntosis" (букв. - превращение  в
тыкву; термин, образованный в подражание apewsiV = превращение в бога) -
язвительное сочинение в духе Менипповой  сатиры,  написанное  по  случаю
смерти Клавдия: он представлен переселившимся после кончины на небо, где
просить у  богов  апофеоза,  но  получает  апоколокинтоз  (перев.  проф.
Холодняка в приложении к XVI т. "Филологического Обозрения", М.,  1899).
Славу С. составили философские произведения,  упомянутый  у  Квинтилгана
под именем диалогов. В лучшей рукописи X - XI  в.  (Ambrosianns  с.  90)
приведены следующие 10 соч. в 12 книгах: 1) "De providentia", написано в
62 г. по Р.  Хр.;  2)  "De  constantia  sapientis",  написано  в  начале
царствования Нерона; 3) "Ad Novatam de ira libri III", написано около 49
г.; 4) "Ad Marciam de consolatione" - сочинение,.  обращенное  к  дочери
Кремуция Корда; написано около 41 г.; 5) "Ad Gallionem de  vita  beata",
напис. в начале царствования Нерона; 6) "Ad Serenum de  otio",  написано
около 62 г. (начало сочинения утрачено);7) "Ad Serenum de  tranqmilitate
animi", написано около  49  г.;  8)  "Ad  Paulinum  debrevitate  vitae",
написано около 49 г.; 9) "Ad Polybium de consolatione", написано в 43  -
44 г. (сохранилось в отрывках); 10) "Ad Helviam matrem de  consolatione"
около 43 - 44 г. В других рукописях дошли до нас следующие  прозаические
сочинения  С.:  11)  "Ad  Neronern  Caesarem  de  dementia  libri   III"
(сохранились лишь 1 книга и начало 2-й); 12) "Ad Aebutium  Liberalem  de
beneficiis libri VII", написано в начале царствовании  Нерона,  13)  "Ad
Lncilimnnaturalium quaestionum lilbri VII"; написано около  62  г.;  14)
"Epistniae morales ad Lucilium", числом 124, в 20-ти книгах (Авл  Геллий
упоминает о 22-й книге) - сборник  писем  философского  в  литературного
содержания, написанных легким и  изящным  языком;  15)  "Ad  Grallionern
fratrem de remediis  fortuitorum  (дошло  в  извлечении);  16)  "Formula
honestae vitae" или "De quatuor virtntibus" (быть  может,  извлечено  из
"Exliortationes")  и  17)  "Monita".  От  нескольких  других   сочинений
сохранились лишь ничтожные отрывки и заглавия  кроме  того  существовали
сборники писем С. к Новату, Цезарю Максиму и Марулду. Ему  приписывалась
подделанная одним христианином переписка с апостолом  Павлом,  что  дало
повод некоторым богословам предположить, что С. был тайным христианином.
Трагедии Сенеки напечатаны  в  первый  раз  около  1480  г.  в  Ферраре;
следующие издания трагедий дали Avantins (1517, Венеция), Delrio  (1576,
Антверпен),  Lipsius  (1588,  Лейден),  Grnterus  (1604,   Гейдельберг);
Gronovins  (1661,  Лейден),  Schroder  (1728,  Дельфт),   Bothe   (1819,
Лейпциг), Peiper и  Richter  (Лпц.,  1867),  Leo  (1878  -  79,  Берл.).
Философские произведения С. впервые изданы в Неаполе (1475);  дальнейшие
издания дали Erasmus (1515,  Базель),  Muretus  (1585,  Рим),  Grruterns
(1593, Гейдельберг), Lipsins (1600, Антверпен), Ruhkopf  (1797  -  1811,
Лпц.), Fickert (1842 - 1845, Лпц.), Haase (1852, Лпц.). Новейшее издание
"Epistulae"дал Hense (1898, Лпц.);  "Ароcolocyntosis"  издан  Бюхелером,
вместе с текстом Петрония (1862, 1873, 1882, Б.).  Ср.  Diderot,  "Essai
sur les regnes de Claude et de Neron et snr les moeurs et les ecrits  de
Seneque" (П., 1779); Lehmann, "Claudius und seine  Zeit"  (Гота,  1858);
Schiller, "Geschichte des Romischen Kaiserreichs unter Nero" (Б., 1872);
Aubertin, "Seneqae et S. Paul" (П., 1870); Daсbert, "Seneque et la  mort
d'Agrippine" (П., 1884); Gertz, "Studia  сгitiса  in  Senecae  dialogos"
(Копенг., 1874): Zeiler, "Die Philosophie der Griechen" (III  т.,  1  ч.
Тюбинг., 1880); О. Ribbeck, "Geschichte der Romischen Dichtung" (III т.,
Штуттг., 1892); W. Ribbeck, "L. Annaeas Seneca der Philosoph" (Ганновер,
1887); Ziegler, "Geschichte der Ethik" (Бонн, 1882); Geipke, "De S. vita
et moribus" (Берн, 1848); Martens, "De S. vita et do  tempore,  quo  ems
scripta philos. composita sint" (Альтона, 1871);  Diepenbrock,  "Senecae
philosophi vita" (Амстердам, 1888); Hochart, "Etudes sot la vie de S.  "
(П., 1885); Martha, "Les moralistes sons  l'empire  romain"  (П.,  1865;
русс. перевод, М., 1879); Rossbach,  "Disquisitiones  de  Senecae  filii
scrtiptis criticae" (Бреславль, 1882); его же, "De Senecae recensione et
emendatione" (Бреславль, 1887)', его же статьи в "Jahrb. f.  Philologie"
(CCXLIII);  "Hermes"(XVII);  Pauly-Wissowa's,   "Real-Encyclopadie   der
Klassischen Altertums wissenschaft" (Штутт., 1894, l);  Krohn,  "Qnaest.
ad antbologiam Latinam" (Галле, 1887); Teuffel-Schwabe, "Geschichte  der
Romischen Litteratur" (Лпц., 1890);  Thomas,  "Rome  et  l'empire"  (П.,
1897; русск. пер. СПб., 1899); Schultess,  "Annaeana  stadia"  (Гамбург,
1888); Wetzstein, "L. Annaeus Seneca quid de  natura  humana  censuerit"
(1881); Zimenann, "De Tacito Senecae imltatore" (1889  Heikel,  "Senecas
Character und politische  Tnatigkeit  ans  seinen  Schriften  belenchteb
(Гельсингфорс, 1886); Модестов, "Философ С.  и  его  письма  к  Луцилию"
(Киев, 1872). Перевод писем Сенеки напеч. в журнале "Вера и Разум" (1884
- 1887).
   Н. О.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz