Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Секуляризация. - В средние века лат. слово "Saeculum" (век)  получило
значение мира и мирской жизни, в  противоположность  церкви  и  духовным
предметам. Отсюда saecularis - мирской,  светский  и  т.  п.  Словом  С.
каноническое право стало обозначать переход лица или вещи  из  духовного
состояния владетеля в светское, если только лишение  духовного  сана  не
было наказанием (деградацией). С. вещи состояла в утрате ею всех свойств
церковного имущества и переход в светские руки. По  каноническому  праву
такая С. могла совершаться только с согласия церковных  властей;  но  на
самом деле  наиболее  важные  случаи  С.  именно  те,  при  которых  она
производилась вопреки воли церкви (часто бывали  и  случаи  вынужденного
согласия, когда церкви и монастыри уступали  сильным  соседям  отдельные
угодья, десятину и другие доходы). Наиболее широкие размеры принимала С.
в тех случаях, когда ее  производили  государи.  В  VIII  в.  на  Западе
большое количество духовных земель  было  отобрано  и  роздано  светским
лицам Карлом Мартеллом, так что по  этому  вопросу  понадобилось  особое
законодательство.  В  данном  случае  С.   была   вызвана   потребностью
государства в землях, которые оно могло бы раздавать за  службу.  Другой
подобный случай был при имп. Генрих II. В  конце  средних  веков  против
церковного и монастырского  землевладения  стала  раздаваться  проповедь
лучших  представителей  самого  духовенства  (напр.  Гуса),  которые   в
богатствах клира и монастырей видели главную причину порчи церкви. В эту
эпоху церковное землевладение достигло наибольших  размеров;  в  Англии,
напр., около половины всей земли  принадлежала  епископам,  капитулам  и
монастырям (одним монастырям - около  трети  всей  почвы).  В  Германии,
кроме того,  была  масса  духовных  княжеств,  напр.  владения  духовных
курфюрстов или арх. зальцбургского,  бременского  и  т.  д.  Религиозная
реформация сопровождалась С. в очень  широких  размерах.  Первый  пример
подали еще в XV в. гуситы, но главным образом С. совершилась  в  XVI  в.
Государи,  приминавшие   протестантизм,   обыкновенно   секуляризировали
церковную и монастырскую собственность, при чем, в большинстве  случаев,
делились ею с дворянством. Ранее всего в эту эпоху С. была  совершена  в
Германии. К секуляризации стремились  рыцари,  восставшие  вскоре  после
начала  проповеди  Лютера.  По  совету  последнего,  князья,   принявшие
реформу, отобрали в казну все церковный  земли,  для  содержания  нового
духовенства,  школ,  благотворительных  учреждений;  но  в   большинстве
случаев князья пользовались доходами с С. имений для  других  целей  или
раздавали их своим приближенным. С. подвергались  и  духовные  владения.
Первым духовным князем, сложившим с себя свой сан  и  превратившим  свое
владение в светское герцогство, был в 1525 г.  гроссмейстер  тевтонского
ордена,  Альбрехт  Бранденбургский  (секуляризация  Пруссии).  В   эпоху
аугсбургского   религиозного   мира   было   постановлено    (reservatum
ecclesiasticum), чтобы  духовные  лица,  принимающие  протестантизм,  не
имели права на С. своих земель. Впрочем, это правило плохо  соблюдалось,
и из-за его нарушения происходили постоянные распри между католиками.  и
протестантами. По вестфальскому миру 1648 г. в Германии  подверглись  С.
некоторые епископства (Магдебург, Гальберштадт, Бремен, Миндея, и  др.).
В том же XVI веке С. была произведена и в других государствах, как то  в
Швейцарии, Дании, Швеции, Англии, Шотландии и т. п. Даже в  Польше,  где
удержался католицизм, протестантская шляхта овладевала участками  земли,
приписанными к приходским церквам, и церковной десятиной.  В  Англии  С.
распространилась  только  на   монастырскую   собственность,   епископы,
капитулы и деканы, наоборот, получили  даже  прибавку  к  своим  прежним
землям.  Генрих  VIII,  начавший  реформацию  в  Англии,  роздал   много
отобранных у монастырей земель своим  любимцам,  приближенным  и  другим
лицам. Когда дочь его Мария задумала  возвратить  церкви  конфискованный
земли, то новые владельцы объявили, что у них есть мечи для защиты своих
прав (в Шотландии всеми духовными имениями  завладело  дворянство).  При
Эдуарде VI и Елизавете завершилась раздача  дворянству  секуляризованных
земель. В эпоху первой английской революции,  когда  в  Англии  отменена
была,  временно,  епископальная  церковь  предпринята  была  С.  и   той
церковной собственности, которая не была тронута реформацией"  Церковные
имения решено было распродать, но раскупалась они плохо, потому  что  не
было доверия к прочности владения. Реставрация 1660 г. возвратила церкви
ее прежнее положение в государстве и  ее  имения.  Католическая  реакция
доложила предел процессу С., но он возобновился в XVIII в.  Просвещенный
абсолютизм второй  половины  XVIII  века  был  неблагоприятен  духовному
землевладению. Уничтожение ордена иезуитов  сопровождалось  конфискацией
всех его имуществ. Иосиф II в Австрии  упразднил  множество  монастырей,
обратив их  имущества  на  государственные  нужды.  Новый  период  С.  в
католических странах начался  с  французской  революцией.  Учредительное
собрание в 1789 г.  объявило  церковные  земли  собственностью  нации  и
решило  их  продать  для  уплаты  государственных   долгов.   Эту   меру
рекомендовали еще некоторые писатели: XVIII  в.,  "для  блага  и  пользы
государства". Где. во время революции утверждалась власть французов  или
под их влиянием происходили  политические  перевороты,  там  обыкновенно
совершалась. То же продолжалось и при Наполеоне I. В  начале  XIX  в.  в
Германии были секуляризованы все духовные княжества, которых  оставалось
еще очень много. С.  1803  г.  была  средством  вознаграждения  немецких
князей, потерявших владения на  левом  берегу  Рейна.  В  силу  этой  С.
перестали существовать,  как  политические  единицы,  23  епископства  и
аббатства (Бриксен,  Триент,  Зальцбург,  Эйхштэтт,  Вюрцбург,  Бамберг,
Фрейзинг, Ayrсбург, Пассау,  Гидьдесгейм,  Падерборн,  Оснабрюк,  Любек,
Фульда, Кровей, Констанц, Шпейер, Базель, Страсбург, Майнц, Вормс,  Трир
и Кельн) и множество меньших имений катол. церкви. В более близкое к нам
время  С.  совершена  в  Испании  и  Италии.  В  известном   смысле   С.
представляет собою и превращение в светское  владение  бывшей  Церковной
области. В эпоху франц. революции  Рим  был  объявлен  республикой,  при
Наполеоне I присоединен к французской империи; во время  революции  1848
г. он опять на время сделался республикой. Последняя С. Папской  области
совершилась в два приема - в 1860  г.  (Ромавья)  и  в  1870  г.,  когда
окончательно  пала  светская  власть  папы.  С.  эпох  реформационной  и
революционной эпох влекла за собою важные политические  и  экономические
следствия. В XVI в. она временно усилила  власть  правительств,  дав  им
большие материальные  средства,  и  в  то  же  время  создала  из  новых
владельцев, получавших  или  покупавших  бывшие  духовные  земли,  класс
ревностных защитников новых церковных или  государственных  порядков.  В
эпоху   реформации   приобретателями   секуляризованных   земель    были
преимущественно дворяне, в эпоху революции - отчасти буржуазия,  отчасти
крестьяне. Нередко при  этом  изменялся  самый  характер  собственности,
вследствие дробления  крупных  поместий  на  мелкие  участки.  С  другой
стороны, новые владельцы меняли в  своих  землях  систему  хозяйства.  В
Англии,  напр.,  в  XVI  в.  новые  владельцы  стали  изменять   способы
пользования землей крестьянами к  невыгоде  последних  (между  прочим  -
заменяли  пашню  лугом),  что  вызвало  ряд  народных  волнений.  Важное
экономическое значение С. оценено наукой лишь  в  сравнительно  недавнее
время, да и до  сих  пор  история  С.  остается  мало  исследованной.  В
современной исторической науке термин  С.  получил  и  другое  значение.
Средневековая культура отличалась своим церковным характером, тогда  как
культура нового времени имеет существенно светский  характер.  Следя  за
изменениями, совершившимися  в  миросозерцании  и  настроении  общества,
историки стали говорить о С. философии и науки, литературы и  искусства,
права  и  государства  и  вообще  всей  жизни.   Под   этим   разумеется
освобождение  от   церковной   опеки   в   умственной   и   общественной
деятельности, обращение в художественном творчестве к светским  сюжетам,
подчинение жизни требованиям инстинктов человеческой природы,  признание
законными  радостей  земного  существования  и  т.  п.  (в  отличие   от
теократиям, теологического догматизма и  аскетизма).  Первым  культурным
движением с таким характером был гуманизм. Религиозная реформация XVI в.
и католическая реакция задержали процесс С.  культуры,  а  "просвещение"
XVIII в. было как бы новой С. мысли и жизни. Главным врагом  С.  в  этом
смысле является клерикализм.  В  отдельных  случаях  С.  жизни  шла  под
специальными лозунгами, в роде реабилитации  плоти  (у  сен-симонистов),
лаицизации  образования  (французские  школьные  законы  семидесятых   и
восьмидесятых гг. и т. п. ), но в сущности все это лишь  отдельные  виды
С., которая, притом, может иметь весьма различные степени.
   Н. Карпев.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz