Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Сатира  -  поэтическое  обличение  текущей  действительности:  таково
наиболее  полное  определение  той  многообразной  литературной   формы,
которую обиходная речь, а за нею  иногда  и  теория,  называют  сатирой.
Определение это слишком широко: оно переносит на весьма обширную область
литературного творчества  название,  первоначально  свойственное  вполне
определенной  и  ограниченной  форме.  С  точки  зрения  этого  широкого
определения сатирой должны быть  названы  "Недоросль",  "ДонКихот",  "За
рубежом", хотя первое произведение относится к области драмы, второе
   - романа, третье - публицистики. Теория, в сущности,  не  знает,  что
делать с С., считая ее  то  произведением  лирическим,  то  эпическим  и
подчас  относя  к  ней   произведения   обличительно   проповеднического
характера, то есть по существу своему  прозаические.  Между  тем  в  том
чистом виде, какой имела С. в своем источнике - в римской  литературе  -
она есть прежде всего произведете поэтическое. Характер поэтически -  не
говоря о стихотворной форме -  сообщается  С.  тем  внутренним  пафосом,
который выливается лишь в форму лирики; это не особенная степень  пафоса
-  это  его  особый  вид.  Этот  внутренний  двигатель  отличает  С.  от
публицистики и не позволяет отнести ее к произведениям эпическим. Как бы
ни  было  сильно  негодующее  возбуждение  публициста,  оно  не   должно
отвлекать его от строго логических прозаических форм, в которых движется
его мысль. Субъективные элементы  публицистики,  лишенные  эстетического
характера, бесконечно далеки от художественной лирики. С другой стороны,
ничто не  дает  права  отнести  С.  к  области  эпоса.  Обличительный  и
насмешливый характер эпического произведения дает иногда обиходной  речи
повод назвать его сатирическим  и,  расширяя  терминологию,  относить  к
области  чистой  С.  эпическое,  а  то  и  драматическое  произведете  с
сатирическим оттенком. Но как бы ни был  силен  сатирический  элемент  в
разных литературных формах - в драме, романе, памфлете,  -  называть  их
С., значит вносить смешение понятий в терминологию,  о  ясности  которой
должна заботиться теория. Иное дело - обиходная речь, которая, названием
С.  лишь  оттеняет   сатирический   характер   произведения,   а   также
литературная  история,  которая  привыкла  интересоваться   не   столько
судьбами известной формы, сколько литературным выражением тех  или  иных
общественных настроений. - Содержание понятия С. выясняется лучше  всего
из сопоставления его с  иными  смежными  литературными  и  эстетическими
формами. По исключительной силе пафоса, рядом с С. стоит ода, близкая ей
по  напряжению,  но  диаметрально  противоположная  по  содержанию:  ода
славословит, С. бичует. Ближе к С. по содержанию как будто стоит элегия:
обе исходят из одного  источника  -  сознания  несовершенств  жизни;  но
элегия скорбит о них,  а  С.  негодует;  элегия  вдохновляется  широкими
моментами личной и мировой жизни -  сфера  С.  ограничивается  вопросами
текущей общественной жизни; излюбленное настроение элегии  -  пассивное,
скорбное  сознание  бессилия  -  совершенно  чуждо  С.,  живой,  боевой,
деятельной, исполненной веры в осуществление  своего  идеала,  смотрящей
вперед, а не назад. Элемент насмешки, столь свойственный С., давал повод
сопоставлять ее с юмором, но и это сравнение пригодно лишь для выяснения
противоположности обоих явлений. Характернейшая черта юмора - сочувствие
к тому, что он осмеивает - есть полное отрицание сущности С.; юмор  есть
носитель примирения, С. есть выражение борьбы; смех юмора
   - это ласковая улыбка, смех С. -  грозный  и  бешеный  сарказм;  юмор
объективнее эпичнее, С. в своей истинной форме есть чистейшая  лирика  -
лирика негодования; наконец,  юмор  интересуется  только  индивидуальной
психологией, тогда как С., даже изображая отдельные  личности,  имеет  в
виду только общественный строй. Отсюда разница в типах: тип в  С.  -  не
столько живой  поэтический  образ,  сколько  схематическое  изображение,
лишенное индивидуализирующих деталей, которые придают такую  жизненность
и прелесть созданиям юмора. Художественные образы вообще - не  дело  С.;
вдохновленный бурным негодованием, потрясенный попранием идеала, сатирик
не обладает тем душевным  равновесием,  которое  составляет  необходимое
условие  творческого  объективирования  жизненных  впечатлений;  могучий
перевес социально-этических интересов над эстетическими делает  из  него
лирика и подавляет в нем творца объективных типов. Медор, Сильван и Лука
Кантемира не живые фигуры,  а  схематические  воплощения  тех  или  иных
течений - не потому, чтоб автор не мог или не хотел сделать их иными,  а
потому,  что  эти  схемы  вполне  исчерпывают  настроение  и   намерения
сатирика; большего от своих  образов  он  не  требует.  Прежняя  теория,
отдававшая  так  много  внимания  мелочному  разграничению  и  сближению
литературных форм, сопоставляла С. с  эпиграммой:  и  там,  и  здесь  мы
встречаемся с насмешкой над людскими слабостями. Но  эпиграмма  имеет  в
виду  отдельную  определенную  личность,  что  в  высшей  степени  чуждо
высокому настроению сатирика; он проходит  мимо  всего  исключительного,
индивидуального; лишь пороки целого строя, целого общества рождают в нем
творческое вдохновение.
   История С. излагается различно, в зависимости от содержания,  которое
тот или иной исследователь вкладывает в этот термин. Образец  расширения
понятия мы имеем в мнении Галахова ("Отеч. Зап.", 1849  г.,  №  II),  не
соглашающегося с теми, которые приписывают  "изобретение"  С.  тому  или
другому народу, вместо того, чтобы искать ее начала в духе человеческом.
"Пускай  Гораций  называет  С.  стихотворением,  неизвестным  Греции,  а
Квинтилиан говорит: Satira tota nostra est
   - их патриотическое или поэтическое  увлечете  может  присвоить  себе
только название рода, а не самый род. С. встречается во  всех  известных
литературах, или как особенное стихотворение, или как элемент,  входящий
в эпопею, оду, песню. Между произведениями санскритской литературы  есть
поэмы  исключительно  сатирические;   значительная   часть   древнейшего
литературного памятника в Китае, "Книги стихов", состоит из С. У  греков
С. явилась вместе с появлением поэзии". С такой точки зрения истории  С.
захватывает очень  широкую  область,  представляя  собой  уж  не  судьбу
определенной литературной формы, но историю обличительных настроений  во
всеобщей литературе. Родиной сатиры в европейской  литературе  считается
Рим. В Греции были сатирические комедии  и  язвительные  ямбы;  парабаза
была остатком сатирических вставок, которыми  подчас  прерывались  слова
хора в греческой комедии но С., как обособленной литературной формы,  мы
здесь не находим. Определенную форму придал ей впервые  Энний,  которого
считают ее творцом. Но он воспользовался  уже  готовым  видом  народного
творчества: уличные шуты забавляли толпу насмешливыми стихотворениями  в
определенной форме; наряду с сатурническим стихом здесь употреблялись  и
греческие размеры; получалась смесь - satura  laux,  блюдо  мешанины,  -
откуда, быть может не  без  влияния  наименования  сатиров,  насмешливых
полубожеств, получила название новая литературная форма. Под  пером  Гая
Луцилия, одного из наиболее видных создателей  этой  формы,  -  Горация,
уступающего ему по силе  обличения,  но  превосходящего  его  в  отделке
формы, - ученика его Персия,  не  столько  сатирика-обличителя,  сколько
философа,  и,  наконец,  великого   Ювенала,   римская   С.   становится
непреходящим образцом для всей последующей  европейской  литературы.  Не
находя выражения в определенной форме сатиры, сатирическое  направление,
можно сказать, проникает всю литературу средних  веков,  особенно  конца
их. Уже в французских баснях,  фаблио,  сирвентах  сатирический  элемент
занимает заметное положение. "С. есть душа "романа о  лисе".  В  области
"городской лирики", носящей сильный отпечаток  С.,  "иногда  личной,  на
подобие древнегреческих ямбов, иногда общественной  и  политической,  по
образцу комедий Аристофана, иногда чисто моральной,  подобно  Горацию  и
Ювелану", должно отметить "Иерусалимский плач"  (1214  г.)  -  "сплошной
крик негодования против богатства  духовенства  и  развращенности  Рима"
(Лансон). Наконец, ряд поэтов XIII в., в борьбе с настроением  общества,
государства  и  церкви,  избирает   сатирические   темы   исключительным
предметом своих произведений. Таковы Гюйо де Прованс, Гюг де Берз,  Пьер
Кардиналь  и  особенно  Рютбеф,  "Роман   Розы",   произведения   Раблэ,
неисчерпаемый поток  народного  творчества,  от  насмешливых  ярмарочных
фарсов до популярных обличительных песенок - все  это  полно  никого  не
щадящей галльской веселости, во всем умеющей подметить  слабую  сторону.
Но настоящее воспроизведете римской С. мы встречаем в XVI в. Жак Петелье
напомнил об  этой  форме  в  своем  "Art  poetigue"  (1555).  Ронсар,  в
"Discoars sur les imseres da temps", и  Дюбеллэ,  в  "Poete  courtisan",
дали образцы С., еще не упоминая об этом названии. В 1560 г.  Пьер  Вире
издал обличительные "Satyres chrestiennes de la cuisine  papale",  а  дю
Вердье - "Les ornonymes, satire contres  les  moeurs  corrompues  de  ce
siecle" (1572). К тому же времени относится  так  называемая  "Мениппова
сатира". "Satires franсaises" (1605), Воклэна де ла Френе, стоят ближе к
посланиям;  поэтому,  быть  может,  о  них   и   не   упоминает   Буало,
провозглашающий  родоначальником  французской  С.   Матюрэна   Ренье   -
преувеличение, оправдываемое лишь до некоторой степени  его  эпическими,
реальными созданиями, "Facbeux", "Repas ridicule" и  "Macette").  Скорее
это название подходило бы к  самому  Буало,  если  бы  его  С.,  легкая,
скептическая, галантная, по существу относящаяся к области критики, а не
поэзии, и напоминающая С. лишь по форме, не была так  бесконечно  далека
от истинного пафоса негодования - жизненного нерва С. Приближение  этого
пафоса слышно в XVIII в., в "Pauvre diable" Вольтера,  "Le  dix-huitieme
siecle" Жильбера, "Lе docteur Pancrace" Ж. M. Шенье. В XIX в., в "Ямбах"
и  "Сатирах"  Барбье,  в  "Немезиде"  Бартелеми,  в  "Chutiments"   Гюго
французская литература дает ряд превосходных образцов настоящей  сатиры,
бурной, искренней, негодующей. Теперь редко кто назовет свое  лирическое
произведение С. и никто не погонится за верностью сатирической формы.  В
Германии уже  дидактика  шпильманов  носила  сатирический  отпечаток;  в
поучительных произведениях Фройданка и Томазина де Цирклария (XIII  в.),
С. начинает выделяться из проповеди. Из Австрии в XII веке вышел сильный
сатирик Генрих фон Мельк;  его  направление  господствовало  в  духовной
литературе следующего века.  Австриец  был  и  Штрикер,  который,  кроме
своего продувного  "Попа  Амиса",  создал  ряд  язвительных  изображений
придворного быта. В конце ХIII в. дворянская и придворная жизнь находить
изображение в  пятнадцати  С.  которые  ошибочно  приписывались  некоему
Зейфриду Гельблингу. Крестьянская жизнь обличается в "Meier  Heimbrecht"
Вернера Садовника, городская  -  в  "Wiener  Meerfahrt".  В  XIV  в.  С.
занимается Гуго Тримберг;  в  XV  появляется  знаменитый  "Narrenschiff"
Себастьяна  Бранта,  от  которого  прежде  вели  историю   немецкой   С.
Реформационная  литература  проникнута  духом   С.,   которая   является
излюбленным оружием обеих  сторон.  В  ответ  на  "Похвалу  глупости"  и
"Письма темных людей"  появляются  "Сетования  темных  людей"  и  другие
произведения противников реформации,  среди  которых  особенно  выдается
Мурнер. Самым выдающимся сатириком протестантства  был  Фишарт  (1550  -
1589), "если можно назвать С. бесформенную тяжеловесную массу комических
намеков, экскурсов, игры слов, прозвищ, созвучий и т. п." (Шерер). После
Опица  вновь  наступает   расцвет   С.,   ознаменованный   деятельностью
Лауремберга, Рахеля,  Грифиуса,  Мошероша,  Каница,  Гунольда  и  др.  В
дальнейшем движении С., отказавшись  от  стихотворной  формы,  принимает
более  серьезный  тон  в  произведениях  Лискова  и  Рабенера.  Гагедорн
подражал Горацию, Рост писал личные С. против Готтшеда.  Более  поэтичны
сатирические произведения Лихтенберга, Штольберга, Виланда, А.  Шлегеля,
Уланда ("Fruhlingsiled des  Recensenten"),  Гофмана  фон  Фаллерслебена.
Есть С. и у Гете - "Gotter, Helden und Wieland", "Musen und  Grazien  in
der Mark". С некоторыми оговорками можно считать сатирами "Atta Troll" и
"Wintermarchen" Гейне. В Англии  С.  писали  Голль,  Рочестер,  Драйден,
великий  Свифт,  Поп,  Байрон;  в  Италии  -  Apиoсто,  Садьватор  Роза,
Аламанни, Бентиволио, Альфиери; в Испании - Арженсола, Нагарро, Ларра. В
русской литературе С., как особая форма, процветала  лишь  в  XVIII  в.,
когда  у  нас  так  часто,  в  погоне  за   воспроизведшем   содержания,
ограничивались подражанием форме.  Но  русская  действительность  всегда
давала  слишком  богатый  материал  для  сатирического  воспроизведения,
русские  писатели  были  слишком  полны   общественными   и   моральными
интересами, чтобы дух С. не был характерной чертой  русской  литературы.
Уже в эпоху  брожения,  предшествовавшего  Петровской  реформе,  русская
повесть, под влиянием едкой С. польских рассказов, западных  насмешливых
фацеций и фаблио, "переходит от беспочвенного или идеального  эпического
рассказа к изображенью  и  осмеянию  отживающих  и  тормозящих  прогресс
порядков"  (Степович,  "О  древнерусской  беллетристике").   "Притча   о
бражнике", переработанная  из  западных  подлинников,  попала  вместе  с
апокрифами  в   число   запрещенных   церковью   книг.   Особенно   были
распространены С. на суд,  и  впоследствии  составлявший  язву  русского
строя и излюбленный предмет русской С.;  таковы  "Шемякин  суд"  и  "Ерш
Ершович, сын Щетинников". С. XVIII в. приходится уже вести борьбу на два
фронта
   - и в этом смысле весьма характерно ее начало:  первая  С.  Кантемира
уже намечает те  противоположные  течения  общественной  жизни,  которые
будут покрыты градом насмешек в С. этого века. Смеяться  приходится  уже
не только над фигурами и порядками отживающими,  но  и  над  незаконными
плодами новых веяний, над Медорами  и  Иванушками,  фанатиками  западной
культурности, сумевшими понять  и  усвоить  лишь  показную  ее  сторону.
Будучи, так сказать,  программой  сатирического  направления  в  русской
литературе,  С.  Кантемира  является  первым  по  времени  и   чуть   не
единственным образцом этой литературной формы. Не раз называли  С.  свои
произведения писатели  XVIII  и  XIX  вв.  ("С.  на  развращенные  нравы
нынешнего века" Николева, "С. первая и последняя" Капниста, "Чужой толк"
Дмитриева, "К перу моему" Вяземского), но истинную глубину сатирического
изображения русской жизни мы  находим  не  в  этих  произведениях,  а  в
комедии Грибоедова, в "Думе" Лермонтова,  в  романе  (поэме)  Гоголя,  в
разнообразных произведениях Салтыкова-Щедрина. И даже в лирике, встречая
подчас истинную С., со всей свойственной ей силой бичующего  негодования
("Размышление у парадного  подъезда",  "Убогая  и  нарядная"  Некрасова,
"Последнее новоселье" и отчасти "На смерть Пушкина" Лермонтова),  мы  не
найдем ни чистой формы, ни названия С.: уже у  Державина  смешивались  в
одном стихотворении две столь диаметрально  противоположные  формы,  как
ода и С. Вымирание чистых и обособленных лирических  форм,  продолжающих
свое существование только в учебниках поэтики, особенно ясно выражено  в
судьбах С. История сатирического элемента в разнообразных  произведениях
русской  литературы  составила  бы,  в  сущности,   наиболее   яркую   и
характерную сторону русской общественности, и  именно  потому  не  могла
быть до сих пор представлена в достаточной полноте. Отдельные  замечания
по теории С. развеяны в  статьях  о  выдающихся  сатириках,  особенно  о
Кантемире (Жуковского - "Сочинения", т. 5, Галахова - "Отеч. Зап.", 1849
г., №11, Дудышкина - "Современник", 1848 г., № 11). Ср. также Белинский,
"Сочинения", т. VIII (о С. в русской литературе);  Добролюбов,  "Русская
С. в век Екатерины" ("Соч.",  т.  1);  Пятковский,  "Очерки  из  истории
русской журналистики" (в  книге  "Из  истории  нашего  лит.  и  обществ,
развитая", СПб.,  1888);  Афанасьев,  "Русские  сатирич.  журналы"  (М.,
1859); Нагуевский, "Римская С. и Ювенал" (Митава, 1879) и ряд др. работ,
посвященных Ювеналу; Bautain,  "De  la  satire"  (1816);  Viollet-leDuc,
"Histoire de la satire en France" (в "Oeuvres" Матюр. Ренье, 1853);  Ch.
Lenient, "La S. en France" (1859 - 1866, 2 отд.); Schade,  "Satiren  and
Pasquille aus der Reformationszeit"  (Ганновер,  1863);  Erich  Schmidt,
"Der Kampf gegen die Mode in der deutsch. Litteratur des XVIII J."  ("Im
neuen Reich", 1880,. №39); Schneegans,  "Geschichte  der  grotesken  S."
(Страсбург, 1894).
   А. Горнфельд.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz