Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Саркофаги  египетские.  -  Форма  их  была  обусловлена  религиозными
представлениями.  Вера  в  бессмертие  заставляла   окружать   покойника
обстановкой земной жизни; отсюда гробницы с их  росписью,  убранством  и
инвентарем, отсюда же и С. в форме четырехугольных ящиков,  напоминающей
дом, с  скульптурными  или  нарисованными  подобиями  дверей.  С  другой
стороны вера в необходимое условие этого бессмертия  -  сохранение  всех
составных частей человеческой  организации  -  заставляла  заботиться  о
сохранении тела путем превращения его в мумию и,  на  случай  порчи  или
потери последней, о сооружении статуй с портретными чертами покойного, а
также о помещении мумии в гробы, имеющие формы мумии  -  так  назыв.  С.
антропоиды.  Эти  два  типа  С.  -  четырехугольные  ящики,   иногда   с
закруглением в  головах,  и  антропоиды  -  являются  господствующими  в
Египте. Уже на самом древнем из известных С. мы находим  сочетание  этих
двух типов. С. царя Микерина, найденный в  его  пирамиде  в  1837  г.  и
потерянный, кроме  небольшой  части,  находящейся  в  Брит.  музее,  при
перевозке, представлял 4-угольный каменный ящик, имитировавший здание со
входами, но внутри его был еще деревянный С. в форме мумии,  с  молитвой
богине Нут. крышка его сохранилась в Брит. музее.  В  Гизе  есть  другие
интересные экземпляры С. из времен древнего  царства;  они  делались  из
базальта, гранита, известняка;  крышки  были  плоски  или  сводообразны;
внутренние С. были из  дерева,  в  форме  мумий;  надписи  незначительны
(имена  покойных  и  заупокойные  формулы).  В  среднем  царстве   также
встречаются оба типа, но первый преобладает. С. этого времени -  большею
частью простые деревянные ящики, снаружи разрисованные подобиями  дверей
и с двумя глазами на длинной стороне, близ головного  угла;  внутри  они
исписаны    длинными,     интересными     иероглифическими     текстами,
представляющими   заупокойные   формулы   того   времени,    еще    мало
разработанные. Часто у одного покойника было по несколько деревянных  С.
ящиков, вставлявшихся один в другой. Наиболее характеристичные  образцы:
Имаму в Лондоне, Монтуготпа и Себеко - в Берлине, Ата - в  Петербургском
Эрмитаже. Часто  на  этих  С.,  кроме  иероглифов,  находим  изображения
заупокойных даров, а изредка (напр. на недавно поступивших в  Берлин  С.
Хенуи  и  жрицы  Энт-тефес)  -  даже  роспись,  представляющую  покойных
пирующими и в земной обстановке, а также прощание родных с  их  мумиями.
С. в форме мумий  довольно  просты:  на  груди  нарисовано  ожерелье,  а
остальная часть разрисована крыльями, как бы охраняющими  покойника.  С.
царя Интефа  в  Лувре  позолочен,  а  С.  царя  Интефа  в  Лондоне  дает
портретные черты  и  отличается  изяществом.  В  начале  нового  царства
появляются деревянные черные С. в форме мумий, с золотыми  изображениями
божеств смерти, золотыми имитациями пелен  и  краткими  иероглифическими
надписями. При XVIII и XIX дин. С. были  каменные  в  форме  мумий;  при
XIX-й в руках амулеты, и покойный лежит в рельефе в земном  одеянии,  во
весь рост;  на  стенках  вырезаны  изображения  Тота,  Анубиса,  гениев,
сыновей Гора, а также глаза, чтобы чрез них покойник мог видеть  солнце.
С конца XIX дин. начинают входить в моду деревянные С. в форме мумий, на
которых по желтому фону разрисовывались изображения, относящиеся большею
частью к мифу Осириса, загробным странствованиям, представлениям о  боге
солнца и т. п. На крышке  обыкновенно  изображались:  на  груди  -  Нут,
простирающая крылья над покойником, скарабеи -  символы  солнца,  разные
фетиши, а в  ногах  -  Анубисы,  путеводители  по  преисподней.  Краткие
надписи содержат имя и заупокойные  формулы.  На  внутренней  части  дна
бывали изображения богини  "запада",  т.  е.  преисподней,  а  у  ног  -
Анубиса. Обыкновенно несколько С. вкладывались один в другой.  При  XXII
дин. внутренние С. делались из  так  назыв.  египетской  папки  -  слоев
полотна,  склеенных  известкой;  здесь  по  белому  фону   расписывались
изображения  божеств,  особенно  Исиды  и  Нефтиды,  в  виде   ястребов,
простирающих крылья над покойным. В саисскую эпоху каменные С. достигают
очень больших размеров, имеют как форму ящиков, так и  антропоидную;  на
первых часто высечена вся книга "о том, что в преисподней";  подавляющая
масса  изображений,  хотя  и  тщательно  исполненных,   утомляет   глаз.
Деревянные С. этой эпохи  -  также  двух  типов,  при  чем  нередко  оба
соединены. На крышках четырехугольных С.  часто  изображалась  солнечная
барка, влекомая кобчиками и шакалами, на груди антропоидных  -  страшный
суд или покойник, вводимый в общество богов Тотом. Тексты заимствовались
из Книги мертвых. В греко-римское время  деревянные  С.  в  форме  мумий
принимают большею  частью  угловатую  форму;  они  расписываются  иногда
изображениями из  книги  "о  том,  что  в  преисподней",  иногда  просто
фигурами божеств, исполненными небрежно. В то же время все более  входит
в моду облекать мумию в расписные пелены, вместо чехла  или  внутреннего
С.,  и  покрывать  лицо  художественно  исполненным  восковыми  красками
портретом, вместо прежних розовых или золотых масок. С. встречаются и  в
христианское время; в Musee Guimet  в  настоящее  время  есть  нисколько
расписных С. коптских монахов. Кроме двух господствующих  типов  изредка
встречаются и другие: С. Рамсеса III в Лувре сделан в  форме  овала  при
царском имени; на Синае найдены С. в  форме  двух  соединенных  глиняных
сосудов (в руанском музее); грубые глиняные С. отчасти  в  форме  мумий,
бывали  находимы  в  провинциальных  городах  Дельты.  См.  W.  Schmidt,
"Sarcophages  Egyptiens"  (в  "Transact,   of   the   IX   Congress   of
Orientalists", II); Budge, "The  mummy"  (Кембридж,  1893);  Steindorff,
"Grrahfunde des mittleren Reichs". Подробные описания отдельных С. см. в
каталогах и изданиях музеев и коллекций находящихся в русских музеях - в
"Inventaire" В. С. Голенищева и в XI т. "Записок Вост. Отд. Арх. Общ.").
Изданные в красках С. лейденского  музея  в  натуральную  величину  -  у
Leemanus "Monuments de Leyde" (т. III и вып. 31 и 32).
   Финикийские  С.,  которыми   богат   Луврский   музей,   представляют
антропоидный тип, близкий к египетскому  саисской  эпохи;  некоторые  из
них, напр. базальтовый царя Эшмуназара, найденный в 1850 г. в  сидонском
некрополе - даже египетской работы. Большая их часть из белого мрамора и
найдены во время экспедиции Ренана.
   Б. Тураев.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz