Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Савонарола  (Джироламо   или   Иероним   Savonarola)   -   знаменитый
итальянский проповедник и общественный реформатор, родился  в  1452  г.,
происходил из старинной падуанской фамилии.  Дед  его,  Михаил  С.,  был
известный врач. Отец С. готовил сына к медицинской  карьере  и  старался
дать ему тщательное образование. В молчаливом  и  вдумчивом  юноше  рано
сказались  аскетические  начала,  любовь  к  размышлениям   и   глубокая
религиозность.  Италия  в  то  время   была   охвачена   гуманистическим
движением, одним из крупнейших центров,  которого  была  Флоренция,  где
гуманизм  при  Лоренцо  отличался  эпикурейско-языческим   направлением.
Светская жизнь и религиозно-нравственное падение Италии сильно возмущали
С. Некоторые  из  его  ранних  стансов  посвящены  печальному  состоянию
церкви,  порче  нравов  и  разрушению  добрых  отношений  между  людьми.
Неудачная любовь к дочери флорентийского изгнанника Строцци и  увлечение
средневековыми  богословскими  сочинениями  (особенно  Фомою  Аквинатом)
привели С. к решимости поступить в монастырь. В 1475 г. он  тайно  бежал
из родного дома в  Болонью,  в  доминиканский  монастырь,  оставив  дома
написанную им книгу "О презрении к свету". В монастыре  он  вел  суровую
жизнь, отказался от денег, которые имел, свои книги  подарил  монастырю,
оставив себе только Библию, вооружался  против  монастырской  роскоши  и
посвящал свободное от молитв время изучению отцов церкви. И в  монастыре
сказались  поэтические  наклонности  С.:  он  написал  стихотворение  "О
падении церкви", где указывал, что у  людей  нет  уже  прежней  чистоты,
учености, христианской любви, а главной причиной этому - порочность пап.
Настоятель монастыря поручил С. обучать  новичков  и  возложил  на  него
обязанность проповедника. В 1482 г. его послали проповедовать  в  разные
города, между прочим в  Феррару,  откуда,  в  виду  начавшейся  войны  с
Венецией, ему приказали отправиться  по  Флоренцию,  в  известный  тогда
монастырь Сан-Марко. Здесь С., уже славившийся как ученый, был  назначен
почетным чтецом при братии и  наставником  послушников.  В  1483  г.  С.
неудачно проповедовал в церкви Сан-Лоренцо. Это заставило  его  заняться
исправлением своих недостатков. Он отправился проповедовать, в небольшой
городок Сан-Джемитано, где пробыл два года,  увлекая  слушателей  своими
речами.  В  1486  г.  С.  явился  в  Брешии  уже  опытным   и   отважным
проповедником, резко бичевавшим людей, властно призывавшим к покаянию  и
предвещавшим  наказание  Италии  за  ее  грехи.  В  это  же   время   С.
познакомился в Реджио  с  Пико  делла-Мирандола,  который  его  страстно
полюбил. Под влиянием  Пико,  Лоренцо  Медичи  вызвал  С.  из  Генуи  во
Флоренцию (1490 г.), и он  снова  занял  кафедру  учителя  в  Сан-Марко.
Монастырь  быстро  наполнился  светскими  слушателями;  успех  проповеди
Савонарола был необычайный, не хватало места слушателям. 1 авг. 1490  г.
С. произнес знаменитую проповедь, где с неслыханной до него уверенностью
высказал мысли о необходимости и близости обновления церкви, о том,  что
скоро Бог поразит своим гневом всю Италию. Он  утверждал,  что,  подобно
ветхозаветным пророкам, передает лишь веление Божие, угрожал  проклятием
тому, кто не верит в его пророческое  призвание,  обличал  испорченность
нравов  флорентийцев,  не  стесняясь  в  выборе   выражений.   В   своих
вдохновенных проповедях С. часто смешивал  свои  мысли  с  текстами  Св.
Писания, говоря в свое  оправдание,  что  "слова  эти  недавно  сошли  с
небес". Влияние его, ставшее огромным,  усилилось  благодаря  исполнению
некоторых  его  предсказаний  -  смерти   папы   Иннокентия,   нашествию
французского короля и др.  Ласковое  и  сердечное  обращение  с  братией
сделали С. любимцем монастыря, и в 1491 г.  он  был  единогласно  избран
настоятелем Сан-Марко. Он сразу поставил себя в независимое положение по
отношению к Лоренцо Медичи, отказавшись  явиться  к  нему  с  выражением
почтения; Лоренцо пришлось уступить  монаху.  Известна  речь  Савонарола
против  роскоши  женских  нарядов,  после  которой  все  дамы  перестали
надевать в церковь украшения.  Нередко  богатые  купцы  возвращали,  под
влиянием проповеди С.,  несправедливо  нажитое  добро.  "Грехи  Италии",
говорил он, "силой делают меня пророком". Народ верил в его пророчества;
из его сочинений: "0б истине пророчества" и "Об откровениях" видно,  что
он и сам был убежден в своем божественном призвании. Поэтому он  властно
громил священников, проповедников, отцов и матерей,  князей,  граждан  и
купцов, крестьян, солдат. "Рим  -  это  Вавилон",  говорил  он.  "Вместо
христианства прелаты отдаются поэзии и  красноречию.  Вы  найдете  в  их
руках Горация, Вергилия, Цицерона"... Еще  резче  сделались  угрозы  С.,
когда, после смерти Лоренцо Медичи (1492), правителем Флоренции сделался
его сын, Петр Медичи, а папой был  избран  Александр  VI  Борджиа.  Петр
Медичи запретил  Савонароле  говорить  проповеди  в  течение  поста;  С.
принужден был покинуть Флоренцию и  отправиться  в  Болонью  (1493  г.).
Здесь  он  подвергся  гневу  со  стороны  жены  правителя  Болоньи:  она
приказала своим телохранителям убить С. за то, что он назвал ее в церкви
дьяволом. Вернувшись во Флоренцию, С. занялся приведением  в  исполнение
своей мечты - нравственного и государственного преобразования Флоренции.
Сначала он занялся реформой монастыря  Сан-Марко.  Он  продал  церковное
имущество, изгнал всякую  роскошь  из  монастыря,  обязал  всех  монахов
работой. Для успеха проповеди язычникам С. учредил  кафедры  греческого,
еврейского, турецкого и арабского яз. Александр VI пытался  привлечь  С.
на свою сторону, предлагая ему  сначала  архиепископство  во  Флоренции,
потом кардинальскую шапку; но С. не  прекращал  своих  обвинений  против
Рима и папы. В 1494 г. французский король Карл VIII вступил в Италию,  и
в ноябре прибыл во Флоренцию. Петр Медичи был изгнан, как  изменник;  во
главе посольства к французскому королю был поставлен С. В это  тревожное
время С. сделался настоящим повелителем Флоренции; под его  влиянием  во
Флоренции  были  восстановлены  республиканские  учреждения.  По   своим
политическим взглядам С. был республиканец, но он думал, что  республика
лишь  тогда  будет  благом  для   Флоренции;   когда   граждане   станут
нравственнее:  религиозное  и   нравственное   очищение   произведет   и
политическую  реформу.  С.  указывал  на  несправедливое   распределение
налогов,  нападал  на  богачей,  говоря,  что  они   "присваивают   себе
заработную плату простонародья, все доходы и налоги", а бедняки  умирают
с голода. Всякий излишек
   - смертный грех,  так  как  он  есть  достояние  бедных.  Вся  работа
государственного переустройства Флоренции была выработана  в  проповедях
С. и совершалась по его программе. По предложению  С.  были  установлены
Великий Совет и Совет восьмидесяти". 5 февраля 1495 г.,  по  предложению
С., великий совет заменил поземельный налог подоходным, в  размере  10%.
Заемщиков С. освободил от уплаты долгов, а  в  апреле  1496  г.  основал
заемный банк, потребовав, чтобы в годовой срок выехали из Флоренции  все
ростовщики  и  менялы,  бравшие  по  321/2%.  Наконец,  С.  провозгласил
сеньором и королем Флоренции Иисуса Христа,  сам  же  он  был  в  глазах
народа избранником Христа. Политическим преобразованием С. закончил лишь
часть своей задачи; ему предстояло еще нравственно возродить  Флоренцию.
Уже в 1494 году заметна была сильная  перемена:  флорентийцы  постились,
посещали церковь; женщины сняли с себя богатые уборы; на улицах,  вместо
песен, раздавались псалмы; читали только библию; многие из знатных людей
удалились в мр С. Марко.  С.  назначал  проповеди  в  часы,  когда  были
назначены балы или маскарады, и народ стекался  к  нему.  С  жестокостью
средневекового фанатика обрушивался С.  на  святотатцев,  которым  велел
вырезывать языки,  на  азартных  игроков,  которых  наказывал  огромными
штрафами; развратников он приказывал жечь живыми. В своем  увлечении  С.
прибегал к шпионству, которое страшно развилось во Флоренции после него.
На стороне С.  были  люди  из  простонародья,  партия  "белых",  которых
называли  "плаксами"  (piagnoni).   Против   него   были   "беснующиеся"
(arrabiati), приверженцы аристократического республиканского  правления,
и "серые", стоявшие за Медичи. В своих проповедях С. никого не  щадил  и
потому имел много врагов как светских, так и среди духовенства.  Сначала
его обвиняли в том, что он вмешивается в светские дела; потом придрались
к той проповеди, где С. говорил о гневе Божием, висящем над  князьями  и
прелатами. По приказанию папы С. должен был удалиться в  Лукку,  но  его
прощальная проповедь так потрясла слушателей,  что  они  уговорили  папу
отсрочить высылку С. Против С. не раз выставляли  других  проповедников;
не раз папа запрещал ему проповедовать, но слава  С.  проникла  даже  за
пределы Италии: его проповеди переводились на иностранные языки (даже на
турецкий, для султана). Между тем, Карл  VIII,  покинув  Неаполь,  решил
направиться через  Флоренцию  вместе  с  Петром  Медичи,  который  хотел
восстановить свою власть. Город вооружился; во главе движения  стал  С.,
отправился в лагерь французов и произнес смелую речь, грозя Карлу  карой
Божией, если он посягнет на свободу Флоренции. Под влиянием  С.  союз  с
Францией не был расторгнут, а отнятые у Флоренции  города  (кроме  Пизы)
были ей возвращены. Интригам Петра  Медичи  против  С.  помогали  герцог
Миланский, кардинал Асканио  Сфорца  и  Мариано  Дженнацано,  потерявший
из-за С. репутацию лучшего проповедника. Враги  С.  восстановили  против
него папу, который пригласил С. в Рим; но тот.  под  предлогом  болезни,
отказался, продолжая свои обличительные проповеди. Доминиканцы,  которым
папа поручил рассмотреть  содержание  проповедей  С.,  не  нашли  в  них
основания для обвинения С. в ереси,  и  папа  опять  предлагал  ему  сан
кардинала. После  удаления  французской  армии  для  республики  настали
тяжелые времена: свирепствовали болезни,  начался  голод,  финансы  были
истощены; герцог Миланский призвал против Флоренции  имп.  Максимилиана,
который осадил Ливорно. Сеньория умоляла С. успокоить народ. С.  устроил
процессию и  поддерживал  дух  народа,  хотя  папа  снова  запретил  ему
проповедь (28 окт.). Случайное спасение Ливорно было, в  глазах  народа,
чудом; доверие флорентийцев  к  предсказаниям  С.  усилилось.  Во  главе
сеньории  стоял  преданный  С.   Франческо   Валори;   народная   партия
торжествовала. Пользуясь  этим,  С.  задумал  нанести  решительный  удар
"беснующимся". Он  организовал  отряд  мальчиков,  которые  врывались  в
знатные дома, с целью следить за исполнением  10  заповедей,  бегали  по
городу, отбирали игральные карты, кости, светские книги, флейты, духи  и
т. п.; потом все это предавалось торжественному  сожжению  на  городской
площади. Светская литература  гуманизма  и  возрождавшаяся  классическая
древность нашли в лице С. непримиримого врага; он  даже  доказывал  вред
науки вообще, стоя на средневековой точке зрения.  Составилось  общество
разгульной молодежи (Compagnacci), задавшееся целью убить С. в  праздник
Вознесения, но друзья спасли С. Потом "беснующиеся" произвели  переполох
в церкви во время проповеди С., не дав ему докончить речи, а 12 мая 1497
г. папа Александр VI, назвав учение С. "подозрительным", отлучил его  от
церкви. С. протестовал; 19 июня появилось  его  "Послание  против  лживо
испрошенной  буллы  об  отлучении",  где  он  отказывался   повиноваться
отлучению, "противному христианской  любви  и  заповедям  Господним",  и
заявлял,  что  несправедливо  отлученный  имеет  право  апеллировать  ко
вселенскому собору. В это время С. выпустил в свет свое знаменитое соч.:
"Триумф Креста", в котором дана блестящая  защита  истины  католического
вероучения,  объяснены  догматы  и  таинства  католической   церкви.   В
последний день  карнавала  1498  г.  Савонарола  совершил  торжественное
богослужение  и  "сожжение  анафемы".  Тогда  папа  прислал  бреве,  где
требовал отправки  С.  в  Рим  или  заключения  его  в  тюрьму,  угрожал
интердиктом всей Флоренции и отлучал всех, кто будет говорить с  С.  или
слушать его. Однако, сеньория долго не решалась  тронуть  С.;  проповеди
его продолжались, он развивал мысль о необходимости  созыва  вселенского
собора, так как папа может заблуждаться. В это же время  появилось  соч.
С.: "О правлении и законодательство  города  Флоренции".  После  второго
папского бреве сеньория  запретила  С.  проповедовать;  18-го  марта  он
простился с народом. Он написал "Письмо к государям", в котором  убеждал
их созвать вселенский собор для низвержения папы. "Письмо" было  послано
сначала к французскому королю Карлу XIII, но было перехвачено и попало в
руки папы. Флоренция взволновалась. Чтобы испытать справедливость учения
С., был  назначен  суд  Божий  -  испытание  огнем.  Это  была  ловушка,
устроенная "беснующимися" и  францисканцами.  С.  и  монах  францисканец
должны  были  пройти  7  апр.  среди  костров,  но  огненная  проба   не
состоялась. Народ разочаровался в своем пророке, обвиняя его в трусости.
На другой день монастырь Сан-Марко был осажден разъяренной  толпой;  С.,
вместе с его друзьями, Доменико Буонвичини  и  Сильвестро  Маруффи,  был
взят и заключен в темницу. Папа  нарядил  следственную  комиссию  из  17
членов, выбранных из партии "беснующихся". Допросы  С.  и  пытки  велись
самым варварским образом; его пытали 14 раз в день, заставляли впадать в
противоречия допросами, упреками и угрозами и  вынудили  признание,  что
все его пророчества - ложь и обман. За время следствия,  которое  велось
около месяца, С. написал в тюрьме несколько  сочинений:  "Размышление  о
псалме 51", где он нападал на папу и  духовенство,  "На  Тебя,  Господи,
уповаю"  и  "Руководство  к  христианской  жизни".  Последнее  сочинение
написано С. за несколько часов до смерти, на переплете одной  книги,  по
просьбе тюремщика. 22 мая ему был объявлен  смертный  приговор;  23  мая
1498 г., при огромном стечении народа, он был повешен, а потом тело  его
сожжено. Учение С. оправдано  Павлом  IV,  а  в  XVII  в.  в  честь  его
составлена служба. В 1875 г. С. поставлен  памятник  в  Ферраре;  статуя
его,  как  одного  из  предшественников  реформации,  входит  в   состав
известного вормского памятника. В оценке значения деятельности С. мнения
расходятся. Одни, идеализируя его честность, прямоту  и  широкие  планы,
видят в нем реформатора, обличавшего порчу  церкви;  другие  напоминают,
что он жил средневековыми идеями, не  создал  новой  церкви  и  держался
строго католической почвы. См. A. G. Rudelbach,  "Hieronymus  Savonarola
und seine Zeit" (Гамб., 1835); F. К. Meier "Girolamo S." (Берk.,  1836);
К. Hase, "Neue Propheten" (Лпц., 1851, 1860); F. Т. Реrren, "Jerome  S.,
sa vie, ses predications, ses ecrits" (Пар., 1853); В. В.  Madden,  "The
life and martyrdom of Girolamo S." (Л.,  1854);  Pasquale  Villari,  "La
Storia di Girolamo S. e de'suoi tempi, con l'ajuto di  nuovi  documenti"
(Флоренция, 1859);  С.  Sickinger,  "S.,  sein  Leben  und  seine  Zeit"
(Вюрцбург, 1877); К. Clarck,  "S.,  his  life  and  times"  (Л.,  1878);
Aquarone, "Vita di Fra Jeronimo S." (Алесс.,  1857);  A.  Cappeli,  "Fra
Girol. S." (Модена, 1869); M. Н.  Петров,  "Савонарола"  (в  "Очерках");
Осокин,  "Савонарола  и  Флоренция"  (Казань,  1865);  А.   К.   Шеллер,
"Савонарола" (биографич. библиотека Павленкова, СПб., 1893).
   П. Конский.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz