Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Рубинштейн (Антон Григорьевич) - русский композитор и  виртуоз,  один
из величайших пианистов XIX  ст.  Род.  16-го  ноября  1829  г.  в  селе
Вихватинец, в Бесарабии. Учился сначала  у  матери,  затем  у  Виллуана,
ученика Фильда. По словам P., Виллуан  был  для  него  другом  и  вторым
отцом. Девяти лет Р. уже выступил публично в  Москве,  в  1840  г.  -  в
Париже, где поразил таких авторитетов, как Обер, Шопен, Лист;  последний
назвал его наследником  своей  игры.  Концертное  его  турне  в  Англии,
Нидерландах, Швеции, Германии было блестящее. В  Бреславле  Р.  исполнил
свое первое сочинение для фортепиано: "Ундина". В 1841  г.  Р.  играл  в
Вене. С 1844 до 1849 г. Р. жил за границей, где  наставниками  его  были
знаменитые контрапунктист День и композитор Мейербер. Чрезвычайно  тепло
относился к молодому Р. Мендельсон. Вернувшись в Петербург, он  сделался
заведующим музыкой при дворе великой княгини  Елены  Павловны.  К  этому
времени относятся серия его фортепианных пьес и опера "Дмитрий Донской".
1854 - 1858 гг. Р. провел заграницей, концертируя в Голландии, Германии,
Франции, Англии, Италии. В конце 50-х годов во  дворце  вел.  кн.  Елены
Павловны  были  устроены  музыкальные  классы,  в  которых   преподавали
Лешетицкий и Венявский и устраивались концерты под управлением  P.,  при
участии хора любителей. В 1859  г.  P.,  при  содействии  друзей  и  под
покровительством  великой  княгини  Елены  Павловны,   основал   русское
музыкальное общество. В 1862 г. была открыта "Музыкальная школа", в 1873
г., получившая название консерватории. P.,  назначенный  директором  ее,
пожелал держать экзамен на диплом  свободного  художника  этой  школы  и
считался первым, который получил  его.  С  1867  г.  Р.  предался  опять
концертной и усиленной композиторской деятельности.  Особенно  блестящим
успехом сопровождалась его поездка в Америку в 1872 г. До 1887 г. Р. жил
то заграницей, то в России. С 1887 до 1891 г. вновь был директором  спб.
консерватории. К  этому  времени  относятся  его  публичные  музыкальные
лекции (числом 32, с сентября 1888 по апрель 1889 г.). Помимо гениальной
передачи фортепианных произведений авторов всех национальностей, начиная
с XVI ст. и кончая современными, Р. дал на этих лекциях прекрасный очерк
исторического развития музыки,  записанный  со  слов  самого  лектора  и
изданный С. Кавос-Дехтяревой.  Другая  запись  издана  Ц.  А.  Кюи,  под
заглавием: "История литературы фортепианной музыки" (СПб., 1889). В этот
же период времени возникли, по инициативе  Р."  общедоступные  концерты.
Упомянутым лекциям предшествовали в 1885 - 86 г. исторические  концерты,
данные Р. в Петербурге и Москве, затем в Вене, Берлине, Лондоне, Париже,
Лейпциге, Дрездене, Брюсселе. В  1889  г.  торжественно  отпразднован  в
С.-Петербурге полувековой юбилей артистической деятельности  Р.  Покинув
консерваторию, Р. опять жил то заграницей,  то  в  России.  Скончался  в
Петергофе 8 ноября 1894 г. и похоронен в  АлександроНевской  лавре.  Как
виртуоз-пианист,  он  не  имел  соперников.  Техника  пальцев  и  вообще
развитие рук было  для  Р.  только  средством,  орудием,  но  не  целью.
Индивидуальное глубокое понимание  исполняемого,  чудное,  разнообразное
туше, полнейшая естественность и непринужденность  исполнения  лежали  в
основе игры этого необычайного пианиста. Сам  Р.  говорил  в  своей  ст.
"Русская музыка" ("Век", 1861): "воспроизведение - это второе  творение.
Обладающий этой способностью  сумеет  представить  прекрасным  сочинение
посредственное, придав ему  оттенки  собственного  изображения;  даже  в
творениях великого композитора он найдет эффекты,  на  которые  тот  или
забыл указать, или о которых не думал". Страсть к сочинению охватила P.,
когда ему было 11 лет. Несмотря на недостаточную оценку  композиторского
дарования Р. публикою и, отчасти, критикою, он упорно  и  много  работал
почти во всех родах музыкального искусства. Число его сочинений достигло
119, не считая 12  опер  и  немалого  количества  фортепианных  вещей  и
романсов,  не  помеченных  как  opus.  Для  фортепиано  написано  Р.  50
произведений, в том числе 4 фортепианных концерта с оркестром и фантазия
с оркестром; затем идут 26 произведений для концертного пения,  сольного
и хорового,  20  произведений  в  области  камерной  музыки  (сонаты  со
скрипкой, квартеты, квинтеты и пр.), 14  произведений  для  оркестра  (6
симфоний, музыкально-характеристические картины  "Иоанн  Грозный",  "Дон
Кихот", "Фауст", увертюры "Антоний и  Клеопатра",  концертная  увертюра,
торжественная  увертюра,  драматическая  симфония,  музыкальная  картина
"Россия", написанная для открытия выставки в Москве в 1882  г.  и  пр.).
Кроме  того  им  написаны  концерты  для  скрипки  и  для  виолончели  с
оркестром, 4 духовных оперы (оратории): "Потерянный  рай",  "Вавилонская
башня", "Моисей", "Христос" и одна  библейская  сцена  в  5  картинах  -
"Суламифь", 13 опер: "Дмитрий Донской или "Куликовская битва" - 1849  г.
(3 действия), "Хаджи Абрек" (1 дейст.), "Сибирские охотники" (1 дейст.),
"Фомка-дурачок" (1 дейст.), "Демон" (3 дейст.) - 1875 г., "Фераморс"  (3
дейст.), "Купец Калашников" (3 дейст.)  -  1880  г.,  "Дети  степей"  (4
дейст.), "Маккавеи" (3 дейст.), 1875 г., "Нерон" (4 дейст.)
   - 1877 г., "Попугай" (1 дейст.), "У разбойников" (1 дейст.), "Горюша"
(4 дейст.), 1889  г.,  и  балет  "Виноградная  лоза".  Многие  оперы  Р.
давались за границей: "Моисей"  -  в  Праге  в  1892  г.,  "Нерон"  -  в
Нью-Йорке, Гамбурге, Вене, Антверпене, "Демон" -  в  Лейпциге,  Лондоне,
"Дети степей" - в Праге, Дрездене, "Маккавеи" - в Берлине, "Фераморс"  -
в Дрездене, Вене, Берлине, Кенигсберге, Данциге, "Христос" -  в  Бремене
(1895). В Зап.  Европе  Р.  пользовался  таким  же  вниманием,  если  не
большим, как и в России. На добрые дела Р.  пожертвовал  много  десятков
тысяч,  с  помощью  своих  благотворительных  концертов.   Для   молодых
композиторов и пианистов он устраивал через каждые пять лет  конкурсы  в
разных   музыкальных   центрах   Европы,   на   проценты   с   капитала,
предназначенного им для этой  цели.  Первый  конкурс  был  в  СПб.,  под
председательством P.,  в  1890  г.,  второй  -  в  Берлине,  в  1895  г.
Педагогическая деятельность не была любимым занятием P.; тем не менее из
его школы вышли Кросс, Терминская,  Познанская,  Якимовская,  Кашперова,
Голлидэй. Как дирижер, Р. был глубокими  истолкователем  исполняемых  им
авторов и, в первые годы существования концертов  русского  музыкального
общества,   пропагандистом   всего   прекрасного   в   музыке.   Главные
литературные труды P.: "Русское искусство" ("Век", 1861), автобиография,
изданная М. И. Семеновским в 1889 г. и  переведенная  на  немецкий  язык
("Anton  Rubinstein's  Eriunerungen",  Лпц.;  1893)  и  "Музыка   и   ее
представители" (1891; перев. на многие иностранные языки).  См.  "А.  Г.
P.", биографический  очерк  и  музыкальные  лекции,  С.  КавосДехтяревой
(СПб., 1895); "Антон Григорьевич P. " (заметки к его биографии,  д-ра  М
Б. Р - га. СПб., 1889: там же, 2 издание);  "Антон  Григорьевич  P."  (в
воспоминаниях   Лароша,   1889,   ib.);   Emil   Naumann,    "Illustrate
Musikgeschichte" (Б. и Штутг.); B. C. Баскин, "Русские  композиторы.  А.
Г. Р." (М., 1886); К. Галлер, в №№ 721, 722, 723 "Всемирной Иллюстрации"
за 1882 г.; Albert Wolff, "La Gloriole" ("Memoires d'un  paristen",  U.,
1888), "Предстоящий 50-летний юбилей артистической деятельности А. Г. P.
" ("Царь-Колокол"): "К 50-летнему юбилею А. Г. P.", Don  Mequez  (Одесса
1889); А. Г. P." (биографический очерк Н. М.  Лиссовского,  "Музыкальный
Календарь-Альманах", СПб., 1890); Riemen, "ОрегаHandbuch" (Лпц.,  1884);
Zabel,  "Anton  Rubinstein.  Ein  Kunsterleben"  (Лпц.,  1891);   "Anton
Rubinstein", в английском журнале "Review of Reviews" (№ 15, дек.  1894,
Л.); "А. Г. P.", статья В. С. Баскина ("Наблюдатель", март, 1895); М. А.
Давидова, "Воспоминания о А. Г. P." (СПб., 1899). Н. С.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz