Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Рубенс  (Петер-Пауль  Rubens)  -  знаменитый  фламандский  живописец,
происходил из старинной семьи антверпенских граждан;  его  отец  Ян  P.,
бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиною города  Антверпена,  за
свою приверженность к реформации попал в проскрипционные  списки  и  был
вынужден бежать за границу. Сначала он поселился в Кельне, где  вошел  в
близкие отношения к Анне Саксонской, супруге Вильгельма Молчаливого; эти
отношения вскоре перешли в любовную  связь  которая  была  открыта.  Яна
посадили в тюрьму, откуда он был выпущен  лишь  после  долгих  просьб  и
настояний своей жены, Марии Пейпелинкс. Местом ссылки был  назначен  ему
небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он  и  провел
со своей семьей 1573 - 78 гг., и где, вероятно, 29 июня 1577 г., родился
будущий великий живописец. Детство Петера Р. протекло сначала в  Зигене,
а потом в Кельне, и лишь в 1587 г.,  после  смерти  Яна  P.,  его  семья
получила  возможность  возвратиться  на  родину,  в   Антверпен.   Общее
образование Р. получил в Иезуитском коллегии, после чего служил пажом  у
графини Лалэнг. Занятиям живописью Р. стал предаваться очень  рано.  Его
учителями по ее части были Тобиас Вергагт, Адам ван-Ноорт и Отто ванВэн,
работавшие под влиянием итальянского Возрождения  и  сумевшие,  особенно
последний, вселить в молодом художнике любовь к всему античному. В  1598
г. Р. был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки,  а
в 1600 г., по установившемуся издавна обычаю  нидерландских  живописцев,
отправился оканчивать свое художественное образование в Италию.  В  1601
г. он  состоял  при  дворе  мантуанского  герцога  Винченцо  Гонзаги,  у
которого и оставался на службе  в  течение  всего  своего  пребывания  в
Италии. По поручению герцога, он посетил Рим и  изучал  там  итальянских
мастеров, после чего, прожив некоторое время  в  Мантуе,  был  послан  с
дипломатическим поручением в Испанию. Судя по  копиям,  сделанным  Р.  с
картин Тициана, Тинторетто, Корреджо, Леонардо да  Винчи  и  др.,  можно
предполагать, что  в  эту  пору  он  побывал  во  всех  наиболее  важных
художественных центрах Италии, с целью изучения произведений итальянской
живописи эпохи Возрождения. В итальянский период своей деятельности, P.,
по-видимому, не стремился к самостоятельному творчеству, а лишь проходил
серьезную  подготовительную  школу,  копируя  те  из   картин,   которые
нравились ему наиболее. В это время было  им  исполнено  лишь  небольшое
число самостоятельных  работ,  из  коих  следует  назвать:  "Воздвижение
Креста", "Терновый венец" и "Распятие" (1602;  в  госпитале  в  Грассе),
"Двенадцать апостолов", "Гераклита".  "Демокрита"  (1603,  в  мадридском
муз. дель Прадо), "Преображение" (1604;  в  муз.  Нанси),  "Св.  Троицу"
(1604,  в  мантуанской  библиотеке),  "Крещение"  (в  Антверпене),  "Св.
Григория" (1606, в  гренобльском  музее)  и  три  картины,  изображающие
Богоматерь, с предстоящими ей святыми (1608, в Кьеза-Нуова, в  Риме).  В
1608 г. Р. находился в Риме и оканчивал три  последние,  заказанные  ему
картины, когда пришло к нему известие о тяжкой  болезни,  постигшей  его
мать. Поспешно покинув Рим, он явился на родину, но уже не застал матери
в живых. Несмотря на данное Р. мантуанскому герцогу обещание вернуться в
Италию,  он  остался  на  родине,  был  назначен  живописцем  при  дворе
эрцгерцога Альберта, и вскоре (1609) женился на Изабелле  Брант,  дочери
секретаря гор. Антверпена. Чрез небольшой промежуток времени  он  достиг
славы величайшего живописца своей эпохи; уже в 1610 и 1611  г.  им  были
исполнены две мастерские  работы:  "Воздвижение  Креста"  и  "Снятие  со
Креста" (обе в антверпенском соборе). Еще ранее, в 1609 г., он устроил у
себя обширную мастерскую, в которую молодые художники  стекались  толпою
отовсюду. В эту пору им были написаны: "Обращение св. Бавона" (для  црк.
св. Бавона, в Генте),  "Поклонение  волхвов"  (для  црк.  св.  Иоанна  в
Мехельне) и колоссальное  изображение  "Страшного  суда"  (в  мюнхенской
пинакот.). Затем, в 1618 г., из-под его кисти вышли "Чудесный лов  рыбы"
(в  црк.  Богоматери,  в  Мехельне),  "Охота  на  львов"  (в   мюнхенск.
пинакотеке),  в  1619  г.  "Последнее  причащение  св.   Франциска"   (в
антверпенском муз.), "Битва амазонок" (в  мюнхенской  пинакотеке)  и  34
картины для  антверпенской  церкви  иезуитов,  уничтоженные  в  1718  г.
пожаром, за исключением трех, хранящихся ныне в венском музее; в 1620 г.
исполнено известное "Прободение ребра Спасителя" (le Coup de  lance)  и,
наконец, в 1622 - 23, по заказу франц. королевы Марии Медичи, 24 картины
аллегорическо-исторического содержания, прославляющие эту государыню  (в
луврском муз., в Париже; их эскизы - в мюнхенской пинакотеке  и  в  Имп.
Эрмитаже).  Вторая  половина  жизни  Р.  прошла  по  большей   части   в
путешествиях, которые он совершал в качестве посла своего государя.  Так
он трижды ездил в Париж, посетил Гаагу (1626), побывал в Мадриде  (1628)
и Лондоне (1629). Во время своего  пребывания  в  этих  городах,  он  не
переставал  работать:  в  Мадриде  им  написан  ряд   портретов   членов
королевского семейства, исполнены для  пиршественной  залы  уатгальского
дворца, в Лондоне, девять больших плафонов на  сюжеты  из  истории  кор.
Иакова II. Кроме того,  трудясь  в  Антверпене  и  Брюсселе,  он  создал
большое количество  картин  религиозного,  мифологического  и  жанрового
содержания, между прочим: "Поклонение волхвов" (в  антверпенском  муз.),
"Бегство Лота" (в  луврск.  муз.  в  Париже),  "Христа  и  Грешницу"  (в
мюнхенск.  пинакотеке),  "Воскрешение  Лазаря"  (в   берлинском   муз.),
"Вакханалию" (в имп. Эрм., № 551), "Вакха" (там же, № 550), "Сад  любви"
(в мадридском муз., в дрезденской гал. и др. местах), "Игру кавалеров  и
дам в парке" (в венской гал.), "Возчиков камней" (в Имп. Эрм., № 594)  и
пр. В 1626 г. умерла первая жена P., Изабелла, а в 1630 г. он вступил во
второй брак с Еленою Фоурман, которая с той поры стала являтся  почти  в
каждой картине своего мужа. Из многочисленных (более 20) портретов  этой
особы,  писанных  самим  P.,  пользуются  известностью   в   особенности
мюнхенский, венский (так назыв. "a la petite pelisse") и  эрмитажный  (№
576).  Последние  десять  лет  жизни  Р.  (1630  -  40)  были  столь  же
производительны, как и первые периоды его деятельности, В  эти  годы  он
произвел одно из лучших своих созданий  знаменитый  триптих  "Богоматерь
вручает священное облачение св. Ильдефронсу" (в венской гал.; эскиз  для
него - в Имп. Эрмитаже, № 557), продолжал работать в уатгальск.  дворце,
исполнил  по  заказу  брюссельских  ковровых  фабрикантов  целую   серию
картонов,  изображающих  "Жизнь  Апеллеса"  (в   9   сценах),   "Историю
Константина" (12 сцен, в Garde meuble, в Париже), "Триумф церкви"  (в  9
сцен, в мадридск. музее и в гровенорской гал., в Лондоне). Когда в  1635
г., через год после смерти правительницы Нидерландов  инфанты  Изабеллы,
король  Филипп  IV  назначил  в  правители  этой  страны  своего  брата,
кардинала-архиепископа   толедского   Фердинанда,   Р.   было   поручено
устройство художественной  части  празднеств  по  случаю  торжественного
въезда нового штатгальтера в Антверпен; по эскизам и наброскам  великого
художника были сооружены и  расписаны  триумфальные  арки  и  декорации,
украшавшие собою городские улицы, по которым следовал кортеж принца (эти
эскизы - в мюнхенской пинакот. и в Имп. Эрмитаже, №№ 558,  561  -  566).
Кроме этих значительных работ, Р. исполнил немало и других, каковы напр.
серии охотничьих сцен для королевского  дворца  дель-Прадо,  в  Мадриде,
картины "Суд Париса" (в лонд. национ. гал. и в мадридск. муз.) и  "Диана
на охоте" (в берлинск. муз.), а также целый ряд пейзажей,  в  том  числе
"Прибытие Одиссея к феакийцам" (в гал. Питти, во Флоренции)  и  "Радугу"
(в Имп. Эрмитаже, № 595). Несмотря на столь кипучую  свою  деятельность,
Р. находил время  заниматься  и  другими  делами;  так,  напр.,  он  вел
переписку   с   инфантой   Изабеллой,   Амвросием   Спинолою   и   сэром
Дудлеем-Карльтоном, увлекался коллекционированием резных камней, при чем
для сочинения Пейреска о камеях рисовал иллюстрации,  присутствовал  при
первых опытах с микроскопом,  производившихся  в  Париже,  интересовался
книгопечатанием  и  изготовил  для  типографии  Плантена  ряд  заглавных
листов,  обрамлений,  девизов,  заставок  и  виньеток.  Смерть  застигла
великого мастера еще в полной силе его таланта: он умер в Антверпене, 30
мая 1640 г. Удивительная плодовитость Р. (одних его картин насчитывается
свыше 2000) показалась бы прямо невероятною, если бы не  было  известно,
что ему помогали в работе  его  многочисленные  ученики;  в  большинстве
случаев, Р. изготовлял лишь эскизы, по которым  другие  исполняли  самые
картины, которые он проходил своею кистью лишь напоследок, перед  сдачею
их заказчикам. Учениками-сотрудниками Р. были: знаменитый  А.  ван-Дейк,
Квеллинус,  Схуп,  ванГук,  Дипенбек,  ван-Тюльден,  Воутерс,  д'Эгмонт,
Вольфут, Герард, Дуффе, Франкойс, ван-Моль и  др.  Имп.  Эрмитаж  весьма
богат произведениями Р. (53 номера); кроме упомянутых выше, в этом музее
хранятся следующие картины этого художника: "Изгнание Агари" (нап. около
1625 г., № 535), "Поклонение волхвов" (№ 536), "Богоматерь  с  младенцем
Христом" (ок. 1615 г., № 538), тот же сюжет (ок. 1615 - 18 гг., № 1784),
"Богоматерь, вручающая четки св. Доминику и другим святым" (ок.  1630  -
32 г., № 540), "Спаситель в гостях у Симона-Фарисея" (между  1615  -  20
гг., № 543), "Тайная вечеря" (эскиз 1632  г.,  №  544),  "Христос  перед
Пилатом" (эскиз. Ms 545), "Снятие со креста" (1613  -  14  г.,  №  546),
"Небесное венчание Пресв. Девы" (№ 547), "Венера и Адонис" (ок. 1615 г.,
№ 549), "Персей и Андромеда" (нап. ок. 1612 - 15  г.,  №  552),  "Борьба
кентавров с лапифами" (эскиз, № 553), "Союз  земли  с  водою"  (№  554),
"Возвращение римского полководца  из  похода"  (№  556),  портреты  кор.
Филиппа IV и его супруги Елизаветы Французской (1628 - 29 г., №№  559  -
560), "Слава и апофеоз Иакова I (2 эскиза для уатгальских  плафонов,  №№
572 и 573), портрет Карла де-Лонгваля (№ 574), Изабеллы Брант  (№  575),
Сусанны Фоурман и ее  дочери,  Катарины  (№  635),  несколько  портретов
неизв.  лиц  (№№  578,  579,  582,  583,  586,  588),  два   изображения
францисканских монахов (№ 590), "Пастушеская сцена" (ок. 1635 - 37 г., №
591), "Статуя Цереры" (. № 593)  и  "Отцелюбие  римлянки"  (№  1785).  В
истории искусства Р. является величайшим  из  представителей  не  только
фламандской, но и вообще европейской живописи XVII стол., соединявшим  в
своем творчестве гениальную самобытность со всем лучшим, что могло  быть
унаследовано им от его предшественников. Изучая в первую половину  своей
жизни образцовые произведения первоклассных итальянских  мастеров  эпохи
Возрождения, он брал от каждого из них и навсегда усвоил себе  приемы  и
качества, достойные подражания: от Тициана  и  П.  Веронезе  заимствовал
блеск и жизненность колорита, разыгрывая в своих картинах как  бы  целые
симфонии  красок;  от  Микеланджело  -  мощность  фигур  и  энергичность
движения, по преимуществу драматического; от Л. да  Винчи  и  Рафаэля  -
совершенство рисунка и ясность композиции; от  Корреджо  -  пластичность
форм и искусство светотени; от всех вместе  -  постоянное  стремление  к
изучению натуры, каков  ни  был  бы  сюжет.  Это  стремление,  вместе  с
собственной любовью  художника  к  действительности,  было  залогом  его
быстрых успехов: от ученического копирования итальянских мастеров  и  от
подражания им в указанных отношениях он скоро перешел к самостоятельному
творчеству и, следуя принципам художников эпохи Возрождения,  приковался
к  натуре,  как  к  неиссякаемому  источнику   вдохновения,   стал   или
воспроизводить ее с возможною близостью к ней (в  портретах,  охотничьих
сценах, пейзажах) или идеализировать ее на почве  красоты,  религиозного
чувства  и  поэтического  вымысла  (в  религиозных,   мифологических   и
аллегорических картинах). Отсюда - субъективность и жизненность типов  в
самостоятельных произведениях P., типов, носящих на  себе  яркую  печать
фламандской национальности, нисколько не похожих на выводимые  на  сцену
итальянскими мастерами. Отсюда также - внутренняя сила и внешняя  правда
компоновки  сюжетов.  Отсюда,   наконец,   поразительное   богатство   и
разнообразие  содержания  и   оригинальность   его   трактовки,   какими
отличается большинство картин Р. Вообще это  был  реалист,  но  в  самом
высоком  значении  слова,  отбрасывавший  случайный  мелочи  природы   и
воспроизводивший только типичные и прекраснейшие ее черты,  -  художник,
остававшийся всегда  близким  к  действительности,  даже  в  случаях  ее
возвышенной идеализации в картинах на религиозные и мифологические темы.
Почти все произведения  Р.  были  гравированы,  и  притом  неоднократно;
многие из снимков с них исполнены под непосредственным его  наблюдением,
при чем он сам нередко  исправлял  рисунок  граверов,  к  числу  которых
принадлежат:  К.  Галле,  Сваненберг,  Матам,  И.  Мюллер,  П.  Соутман,
Ворстерман, Понциус, В. и С. Бодьсверты, Вильдук, Иегер и др. -  Ср.  G.
Waagen, "Ueber d. Maler P.  P.  Rubens"  (Б.,  1864);  G.  van  Hasselt,
"Histoire de P. R. " (Брюссель,  1840);  A.  Michiels,  "R.  et  l'ecole
d'Anvers" (IL, 1877); Riegel, "Beitrage z.  niderland.  Kunstgeschichte"
(Б., 1882, т. 1); M. Rooses, "L'oevre de R." (Антверпен, 1886); его  же,
"Geschichte d. Malerschule  Antwerpens"  (Мюнхен,  1889);  Woltmann  und
Wormann, "Geschichte d. Malerei" (т. Ill,  Лпц.,  1888);  E.  Fromentin,
"Les maitres d'autrefois" (П., 1876);  С.  Lemcke,  "Kunst  u.  Kunstler
aller Zeit" (т. I, № XX, Лпц., 1877); Knackfuss, "Kunstler-Monographien"
(№ II, Лпц., 1894) и пр. А. А. С-в.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz