Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Ричардсон (Samuel Richardson) - английский писатель  (1689  -  1761),
родоначальник "чувствительной" литературы XVIII и начала XIX в.  Он  вел
обширные типографские дела и только в 50 лет обратился к литературе; вел
обширную  переписку  с  женщинами  разных  классов,  отличаясь  глубоким
пониманием  женской  психологии,  что  и  сказалось   в   его   романах.
Побуждаемый друзьями издать "Руководство к писанию галантных писем",  Р.
решил написать не письмовник, а книгу, которая научила бы людей  "думать
и поступать в обыденных и необычайных случаях".  Цель  Р.,  была  прежде
всего, нравоучительная; в письме к одному  из  друзей  он  говорит,  что
надеется "отвлечь молодежь от увлечения сказочным и чудесным в поэзии  и
возбудить интерес к тому, что  способствует  развитию  нравственности  и
религии". Р. задумал и выполнил свои романы в форме писем: это - как  бы
драмы для чтения, с расширенными для руководства читателей  сценическими
указаниями. Первый роман Р., "Памела", вышел в 1740 г.  под  пространным
заглавием:  "Памела  или  вознагражденная   добродетель,   серия   писем
прекрасной девицы к родителям, в назидание юношам и девицам и т. д.". За
ним последовали "Кларисса" (1748) и "Чарльз Грандиссон" (1754).  Событий
в романах P. мало. В восьми ч. "Кларисы" рассказаны происшествия  за  11
месяцев; в "Грандиссоне" действие останавливается  на  каждом  шагу  для
анализа мысли и чувств. Автор постоянно возвращается назад. Одно  письмо
описывает,  что  произошло;  затем  другое  лицо  в  письме  к  третьему
комментирует случившееся и т. д.  По  замечанию  Джонсона,  если  читать
романы Р., интересуясь фабулой, то можно повеситься  от  нетерпения.  Но
интерес этих романов не в фабуле, а в разборе чувств и  в  нравоучениях.
Три романа  Р.  последовательно  описывают  жизнь  низшего,  среднего  и
высшего класса общества. Памела  -  героиня  первого  романа  -  выходит
победительницей  из  соблазна  и  становится  женой  того,   кто   хотел
обольстить  ее.  Современники  справедливо  упрекали  Р.  за  практичный
характер добродетели его героини. Лучший роман Р. - "Кларисса"  или  "Не
вознагражденная добродетель"; он не  так  растянуть,  как  "Грандиссон".
Героиня, соблазненная Ловеласом,  умирает  среди  страданий,  окруженная
ореолом невинно угнетенной, добродетельной жертвы судьбы,  Ловелас  убит
на дуэли мстителем за Клариссу, полковником Морденом. Интерес романа - в
двух   основных   характерах:   Клариссы,   кроткая   прелесть   которой
увеличивается  ее  слабостью,  и  Ловеласа  -  типичного   бессовестного
соблазнителя, изображенного в романе "злодеем" с подкупающей внешностью.
Несмотря на преувеличенность и почти карикатурность, в  Ловеласе  создан
тип, оставшийся навсегда в литературе и ставший нарицательным  в  жизни.
Как противовес Ловеласу, написан "Чарльз Грандиссон". Р. упрекали,  что,
создавая идеальные женские типы, он оклеветал мужчин: в ответ на это  он
создал образ идеального Грандиссона. Его доблесть - совершено  условная:
это ходячие общие места мещанской морали,  Грандиссон  умнее,  красивее,
храбрее  всех  и  уснащает  свои  подвиги  рассуждениями   о   долге   и
добродетели. Несмотря на необычайную растянутость, на излишество вводных
эпизодов, в романе чувствуется большая сила анализа и есть драматические
положения. Основная черта романов Р., сделавшая их популярными, а самого
Р. основателем новой  школы  романистов  -  "чувствительность".  История
Ловеласа и его жертв имела в Англии огромный  успех  и  вызвала  большую
подражательную литературу  (а  также  множество  пародий,  в  том  числе
"History of the adventures of Joseph Andrews" и т. д.,  Фильдинга).  Вне
Англии  сентиментальность   Р.   также   сделалась   лозунгом   широкого
литературного  течения.  Подражателями  Р.  являются  Гольдони,  в  двух
комедиях:  "Pamela  Nubile"  и  "Pamela  maritata",  Виланд  в  трагедии
"Clementine von Paretta" и др. Влияние Р. заметно  и  в  "Новой  Элоизе"
Руссо, в "Монахине" Дидро,  в  сочинениях  Мармонтеля  и  Бернардена  де
Сен-Пьерра. Популярность Р. продолжалась  так  долго,  что  еще  Альфред
Мюссе называл "Клариссу" "лучшим романом на свете". Р. может быть назван
не   только   основателем   современного   романа   в   Англии,   но   и
предшественником  всей  сантиментальной   школы   в   Европе.   В   виду
растянутости его романов сделаны сокращенные издания  "Клариссы"  (1868)
Далласом, "Грандиссона" - проф. Сенсбюри (1895) Собр. соч. Р.  издано  в
Лондоне в 1783 и  1811  гг.  На  русский  язык  переведены:  "Английские
письма,  или  история  Кавалера  Грандиссона"  (СПб.,  1793   -   1794),
"Достопамятная жизнь  девицы  Клариссы  Гарлов"  (СПб.,  1791  -  1792),
"Индейцы" (М., 1806),  "Памела,  или  награжденная  добродетель"  (СДб.,
1787;  другой  перевод  1796),  "Кларисса  или  история  юной   барышни"
("Библиотека  для  Чтения",  1848,  ч.   87   -   89).   Ср.   Barbauld,
"Correspondence of Samuel. R." (Лонд., 1804); E.  Smidt,  "R.,  Rousseau
und Goethe" (Иена, 1875); Gasmeyer, "R. Pamela;  ihre  Quellen  und  ihr
Einfluss auf die engl. Litteratur" (Лпц., 1891); Дружинин, "Полное Собр.
Соч.".
   З. Венгерова.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz