Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Расин (Жан-Батист Racine) - знаменитый французский драматург, род.  в
ФертеМилоне 21 дек. 1639, ум. в Париже 26 апр. 1699 г. Оставшись круглым
сиротой четырех лет от роду, он перешел на попечение  бабушки  и  тетки,
усердных последовательниц учения янсенистов; они старались насадить  эти
воззрения и в душе впечатлительного мальчика,  чтобы  потом  сделать  из
него духовное лицо. В Пор-Рояле, под руководством опытных  учителей,  он
скоро приобрел такие познания в греческом языке и греческой  литературе,
что шестнадцатилетним юношей уже свободно читал в подлиннике  Софокла  и
Еврипида. Рядом с этими  влияниями  истинного  классицизма  шло  влияние
школы Ронсара,  выразившееся  в  сочинении  вычурных  и  сентиментальных
стихотворений, который ему приходилось  тщательно  скрывать  от  строгих
профессоров. Из этой обстановки девятнадцатилетний Р. прямо переходит  в
парижский свет, знакомится с  актрисами,  для  одной  из  них,  особенно
пленившей его сердце, пишет две маленькие пьесы (до  нас  не  дошедшие),
проводит целые дни  в  увеселительных  местах  со  своим  новым  другом,
баснописцем Лафонтеном,  и  своим  образом  жизни  так  устрашает  своих
бабушек и тетушек, что его снова извлекают из  этой  греховной  среды  и
усылают в Uzes, под опеку славившегося своими добродетелями  священника.
Тем не менее свет, особенно женщины, продолжал интересовать  Р.  гораздо
больше назидательных занятий, которыми его обременяли, все  еще  надеясь
устроить ему положение в духовном ведомстве. Когда эти надежды оказались
неосуществимыми (по чисто материальным соображениям и  обстоятельствам),
Р. возвратился в Париж (в  1663  г.)  и  жил  в  обществе  художников  и
писателей (Мольер, Лафонтен,  Буало),  а  затем  и  при  дворе,  который
начинает покровительствовать ему за его оды.  Первые  его  драматические
труды - трагедии "Thebaide" (1664) и "Alexandre" (1665) - написаны в  ту
пору,  когда  он  находился   еще   под   влиянием   двух   направлений:
Корнелевского (которому подчинялись тогда  еще  многие,  хотя  это  было
время упадка творчества отца французской трагедии) и нового,  в  котором
все больше усиливались основные элементы  романтизма.  Писателем  вполне
самостоятельным Р. явился в "Андромахе" (1667) трагедии, которая открыла
собою новую эпоху во французской драматической  литературе,  сменив  ту,
которой положил начало "Сид" Корнеля. Р. - говорит Гейне  -  был  первый
поэт нового времени, как Людовик XIV - первый король нового  времени.  В
пьесах Корнеля еще дышат средние века; в  нем  еще  хрипит  дух  старого
рыцарства... Но в Р. нет уже и следа средневекового образа мыслей; в нем
пробуждаются новые чувства; в его груди благоухали первые  фиалки  нашей
новой жизни..." Если  эта  новизна  дала  себя  явственно  знать  уже  в
"Андромахе" (чем и объясняется главным  образом  ее  громадный  успех  в
тогдашнем  новом   поколении),   то   она   блистательно   развилась   в
последовавших за "Андромахой" и обнимающих ровно  десятилетие  (по  1677
г.)  трагедиях:  "Britannicus",  "Berenice",   "Bajazet,   "Mithridate",
"lphigenie" и "Phedre". Слава Р. достигла  своего  апогея,  несмотря  на
противодействие, которое встретил новатор в старом лагере; вместе с  тем
сыпались на него со стороны двора и самого короля отличия и  почести.  В
самый разгар этой деятельности, после представления "Федры" -  пьесы,  в
которой главная особенность творчества Р. выразилась в  самом  полном  и
ярком виде, он - вдруг дал торжественную клятву перед  Богом  не  писать
больше для театра. Враги Р. убедили плохого писателя, Прадона,  написать
тоже  "Федру"  и  сумели   доставить   этой   пьесе   временный   успех,
превосходивший успех "Федры" Р. Раздосадованный и раньше  долговременной
оппозицией, за которую любовь гораздо более значительной  части  публики
не вознаграждала его  граничившее  с  тщеславием  сознание  собственного
достоинства, автор восьми знаменитейших трагедий того времени (к которым
примыкала еще написанная через год после "Андромахи" остроумная  комедия
в аристофановском духе, "Les Plaideurs") действительно перестал  писать.
Он оставался при дворе короля, который назначил его своим историографом,
но вел по большей  части  уединенную,  созерцательно-мистическую  жизнь.
Религиозное настроение до такой степени овладело им, что одно  время  он
хотел поступить в монахи, и  только  увещания  друзей  удержало  его  от
исполнения этого решения. Это новое настроение нашло  себе  выражение  в
тех двух (и  последних)  трагедиях,  которыми,  после  двенадцатилетнего
молчания, он возобновил свою драматическую деятельность, нарушив,  таким
образом, свой обет - но нарушив его, по его собственному заявлению,  все
с той же религиозной целью. Эти  трагедии  были  "Esther"  и  "Alhalie",
написанные им по просьбе мадам де-Ментенон для  воспитанниц  СенСирского
монастыря и  доказавшие  -  особенно  "Athalie",  -  что  долговременный
перерыв нисколько не повлиял на ослабление  его  творчества.  Прекрасной
характеристикой действующих лиц, эффектностью драматизма, художественным
воспроизведением борьбы между духовным и светским деспотизмом  "Athalie"
не уступает лучшим произведениям Р., если не превосходит их в  некоторых
отношениях. Два года  спустя  после  появления  "Athalie",  Р.,  отчасти
огорченный холодностью к нему короля, отчасти вследствие болезни печени,
умер. Похоронили его, согласно его желанию, в Port-Royal-des Champs, где
протекло его детство; после разрушения аббатства  (1709)  останки  поэта
были перевезены в Париж и погребены в церкви St.Etienne do  Mont.  Кроме
произведений драматических, Р. написал  еще  много  од;  между  которыми
самые  лучшие  -  духовные,  несколько  эпиграмм,  "исторический   очерк
Пор-Рояля" и две-три мелочи  в  прозе;  но  значение  его  в  литературе
зиждется   исключительно   на   деятельности   его    как    драматурга.
Историко-литературное    новаторство    Р.    заключается    в    замене
господствовавшего  до  тех   пор   в   драматической   поэзии   элемента
героического элементом чисто человеческим; в этом  различие  (отмеченное
уже Ла-Брюйером) между Р. и Корнелем, "изображавшим людей такими, какими
они должны быть, а не какие они на самом деле" - различие аналогичное  с
тем, какое Аристотель усмотрел между  идеалистом  Софоклом  и  реалистом
Еврипидом. Р. проложил путь тому проникновению поэтического творчества в
жизнь человеческой души, с ее  обыкновенными  радостями  и  страданиями,
которое сделалось одною из отличительных черт литературы  XVIII  в.,  но
началось уже в веке предшествовавшем, по инициативе таких философов, как
Декарт, рекомендовавший обращать все внимание на человека и его духовные
силы. С такой задачей  находится  в  тесной  связи  -  или,  вернее,  ей
обусловливается  -   психологический   характер   творчества   Р.   Свою
драматическую теорию он хорошо определил сам, сказав, что трагедия  есть
"действие  простое,  никогда  не  отдаляющееся  от  натурального,  чтобы
кинуться  в  необыкновенное  (extraordinaire),  идущее  к  своему  концу
постепенно  (par  degres),  будучи  поддерживаемо   только   интересами,
чувствами и страстями действующих лиц". От этого у него в трагедии  мало
чисто внешних случаев, как двигателей характеров
   - а те, которые есть, "рождаются из движения характеров и имеют своим
источником  людские   страсти".   Эти   последние   -   главный,   почти
исключительный  предмет  психологического   наблюдения   и   мастерского
драматического  воспроизведения  Р.;  достаточно  указать  хотя  бы   на
"Федру", в лице которой с такой художественной  правдивостью  изображена
борьба женщины с охватившей ее роковой и  преступной  страстью,  или  на
Гермиону (в "Андромахе"), которая, ненавидя виновника своего  несчастья,
продолжает, однако, глубоко любить его... Человеческую страсть и  вообще
разные оттенки человеческого чувства Р. наблюдает преимущественно, почти
исключительно в женщине, причем ему больше по сердцу  и  больше  удаются
(как и  при  изображении  мужчин)  характеры  энергические,  сильные.  С
трагедией Р. (по замечанию Брюнетьера) начинается  в  новой  французской
литературе господство женщины, в  противоположность  прежним  писателям,
которые все принижали ее социальное  значение.  У  Р.  женщина,  в  лице
Андромахи,  Германы,  Беренисы,  Федры  и  др.,  впервые  представляется
личностью вполне независимой в своих чувствах и  ответственной  за  свои
поступки. Стоя на общечеловеческой  точке  зрения,  Р.,  вместе  с  тем,
писатель  вполне  национальный.  Слово:  национальность  надо  принимать
здесь, однако, в очень ограниченном смысле. Р. не было никакого дела (по
крайней мере насколько это  отражается  в  его  произведениях)  до  всей
французской нации; его, человека придворного и жившего  только  в  среде
дворянства, интересовала только эта среда, но ее  он  знал  превосходно;
все новые веяния,  возникавшие  в  ней  и  подготовлявшие  новое  время,
находили красноречивое и верное отражение в  его  трагедиях.  Черпая  из
источника древней классической  поэзии,  живя,  по-видимому,  в  древнем
мире, он оставался новым французом до мозга костей, и  выводимый  им  на
сцену древне-классический мир был таким только  по  названию;  сохранить
характер древнего мира он старался  сколь  возможно,  но  вместе  с  тем
стремился ввести в свои произведения дух нового времени. Это ставили ему
(как и вообще французской драме XVII в.) в укор, и, с точки зрения чисто
эстетической, не без основания; но, с другой стороны, отклик на заветные
чувства и стремления той части общества, которая стояла во  главе  всего
умственного, социального и политического движения, составляет заслугу Р.
-    заслугу,    которой    иные    критики    его    придавали     даже
национально-политическое значение.  "Как  знать  -  восклицает  Гейне  -
сколько подвигов расцвело из нежных  стихов  Р.  Те  французские  герои,
которые схоронены у пирамид, на полях Маренго, Аустерлица, Москвы -  все
они некогда слышали стихи Р., и их император также слышал  эти  стихи  в
устах Тальмы. Как  знать,  сколько  пудов  славы  с  Вандомской  колонны
причитается собственно на долю Р.! Он был живой источник любви и чувства
чести и опьянял собою, приводил в восторженное  состояние  целый  народ.
Чего же еще станете вы требовать от поэта?" Если в словах Гейне  и  есть
значительная, быть может, доля преувеличения, чисто поэтического, то  во
всяком случае влияние Р. на  современные  ему  и  последующие  поколения
несомненно.   К   вышеуказанным   достоинствам   следует    присоединить
удивительное мастерство языка, смелость и простоту оборотов, несмотря на
уступки,  иногда  значительные,  тогдашним   требованиям   искусственной
вычурности. Стиль Р. у нашего Герцена вызвал следующие слова: "Я  увидел
Р. дома (т. е. в Париже), увидел Р. с Рашелью и научился  понимать  его.
Есть нечто поразительно величавое  в  стройной,  спокойно  развивающейся
речи его героев, диалог часто убивает действие, но он изящен, но он само
действие"...  -  Лучшее  издание  всех  сочинений  Р.  (с  очень  ценной
вступительной статьей П. Менара) - в серии "Les grands йcrivains  de  la
France"  (1875).  Довольно  хорошая  биография   написана   его   сыном.
Прекрасные  характеристики  в  сочинениях  Лотейсена,  "Geschichte   der
franzцsischen  Literatur  im  XVII  J.",  и  С.-Бёва,  "Port-Royal".  П.
Вейнберг.

   Литература. Существует  много  переводов  на  русский  язык  трагедий
Расина: "Афолия" (изд.  И.  Новикова,  М.,  1784);  то  же,  под  именем
"Афалия", в стихах (М., 1820); "Гофолия", пер.  Поливанова  (М.,  1892);
нисколько переводов "Ифигении  в  Авлиде"  (1796  и  др.);  "Андромаха",
перев. гр. Д. Хвоста; "Есфирь" (проза, М.,  1783);  тоже,  в  стихах  П.
Катенина (СПб., 1816) и О. Чюминой ("Восход", 1898 г., № 1 - 3); "Федра"
(стихами, перевод В. Анастасевича,  СПб.,  1805);  то  же,  переводы  М.
Лобанова (СПб., 1823), Окулова (1624),  И.  Чесновского  (1827)  и  др.;
"Баязет" (в стихах, П. Олина, СПб., 1827).  См.  Ф.  Батюшков,  "Женские
типы в трагедиях Расина" ("Сев. Вестник", 1896, № 7); И. Иванов,  "Расин
и его трагедии" ("Артист", № 5).

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz