Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Равенство, как политический принцип играло роль уже в древней Греции,
особенно в Афинах,  где  оно  (isonomia)  было  одним  из  постоянных  и
важнейших требований демократии  но  понималось  чрезвычайно  узко,  как
равенство  перед  законом  и  равное  право  на  участие  в   управлении
государственными делами, но не для всех, а только для свободных граждан;
рабы, иностранцы, женщины исключались. Таким образом это было  равенство
с сохранением важнейших из существовавших  привилегий  и  неравенств.  В
древнем Риме  не  было  даже  и  термина,  соответствовавшего  греческой
isonomia, но фактически Рим, распространив свою  власть  почти  на  весь
известный ему мир, очень скоро уравнял в правах провинциалов  и  римских
граждан, т. е. уничтожил одну из важнейших привилегий древнего  мира.  В
области религии принцип Р. перед Богом был провозглашен христианством (о
Христе бо Иисусе несть эллин, ни Иудей, раб ни свобод, но всяческая и во
всех Христос). Средние и новые века, до XVIII  века  включительно,  были
эпохой господства всевозможных  привилегий  и  неравенств  -  сословных,
классовых, расовых и иных. Борьба средних  классов  против  аристократии
воскресила в XVIII в. идею Р.;  наиболее  ярким  ее  выразителем  явился
Руссо. Все люди, по его словам, родятся равными не только социально,  но
и  духовно;  воспитание  и  общественные  условия  вносят  в  их   среду
неравенство; в царстве дикарей доныне господствует  полное  Р.,  забытое
цивилизацией; следовательно, идеал, к которому надо стремиться - позади.
Начало политического Р. осуществлено в американской конституции, а затем
нашло теоретическое и в значительной степени практическое  выражение  во
французской революции. Р., свобода и  братство  провозглашены  основными
правами человека и гражданина . Конституция 1791 г., ст. 1, гласит: "Все
люди родятся  свободными  и  равными.  Социальные  различия  могут  быть
установлены только ради общей пользы". Конституция 1793 г., ст. 3:  "Все
люди равны по рождению и перед законом". Конституция  1848  г.,  ст.  4:
"Французская республика признает принципом свободу, Р. и  братство".  Из
французских конституций принцип Р. перешел во многие швейцарские, частью
даже в  германские.  В  течение  всего  XIX  в.  происходила  борьба  за
распространение принципа Р. на все гражданские и общественные отношения.
Философская основа этого принципа (Р. всех по рождению) давно оставлена,
как совершенно несостоятельная, но тем  не  менее  Р.  является  главным
требованием  современной  демократии.  В  противоположность   демократии
греческой,  демократия  современная  проводит  его  без  различия  расы,
класса,  сословия,   даже   пола,   иногда,   впрочем,   по   требованию
обстоятельств, делая те  или  иные  исключения  (прежде  в  Америке  для
цветных, теперь для китайцев, часто и во многих  местах  для  женщин.  В
принцип Р., как оно понимается ныне, входят: Р. перед  законом  и  судом
(уничтожение всяких привилегий в сфере как  гражданского,  так  особенно
уголовного и процессуального права);  Р.  обязанностей  по  отношению  к
государству,  как  личных  (всеобщая   воинская   повинность),   так   и
имущественных (не в смысле абсолютного  Р.  обложения,  а  в  смысле  Р.
тяготы);  Р.  прав  на  участие  в  управлении  государством   (всеобщее
голосование,  распространяемое  последовательными   демократами   и   на
женщин). Против принципа равенства  выставляются  возражения  и  ведется
борьба со стороны сторонников классовых и сословных  различий,  которые,
опираясь: 1) на неравенство духовных  и  физических  сил  людей,  2)  на
абсолютное неравенство имущественных  жертв,  приносимых  государству  в
действительности и требуемых, в будущем, демократией, и, наконец, 3)  на
невозможность   вполне   последовательного   проведения   принципа    Р.
(малолетние, безумные и т. д. требуют  опеки  и  не  могут  пользоваться
равными правами в сфере публичной жизни), требуют различия в  правах  на
управление. С противоположной стороны указывают на то,  что  принцип  Р.
перед законом и даже Р. в правах на управление остается  пустым  звуком,
пока между людьми существуют  слишком  большие  имущественные  различия;
так, напр., на суде человек, имеющий возможность заплатить  адвокату,  и
человек, не имеющий этой возможности,  не  могут  быть  равны  даже  при
наличности безвозмездной защиты. С этой точки зрения принцип  Р.  в  том
виде,  как  он  выставлен  французской  революцией,   критикуется,   как
буржуазный, и ведется борьба за расширение его в сторону  экономического
равенства. В. В - в.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz