Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Протагор из  Абдеры  (480-411)-  один  из  главнейших  софистов.  Для
успешности практических занятий риторикой, составлявшей для него, как  и
для всех софистов, главную задачу, он считал необходимым и теоретическое
изучение языка, и мышления.  В  своих  не  дошедших  до  нас  книгах  по
грамматике он  разбирал  вопросы  о  надлежащем  употреблении  различных
элементов и форм речи, а в соч. по логике, если верить сообщению Диогена
Лаэрэтя (IX кн.), он первый исследовал способы  доказательств.  Впрочем.
по  свидетельству  Аристотеля  (Rhetor.  П.)  цель  всех  этих  изучений
состояла в том, чтобы "худшее рассуждение сделать  лучшим".  Такая  цель
имела принципиальное оправдание в субъективизме  П.,  выраженном  в  его
знаменитой формуле; что "человек (в смысле каждого лица) есть мера  всех
вещей - сущих в их бытии и несущих в их небытии". Для обоснования такого
принципа Н. примыкает к философии Гераклита, указывавшего на непрерывную
подвижность или текучесть всего существующего.  В  действительности  нет
никаких пребывающих вещей и постоянных определенных  свойств;  а  только
безостановочное движение и изменение. Те ощущения, в которых нам  дается
все для нас существующее и вне которых мы ничего  не  знаем,  суть  лишь
моменты встречи  двух  движений:  от  ощущаемого  и  от  ощущающего.  Из
различия в скорости этих движений  происходят  различия  и  в  качествах
ощущений, а следовательно, и все разнообразное содержание душевной жизни
и внешнего мира, ибо как душа сводится всецело к ощущениям;  так  и  все
вещи  дают  нам  о  себе  знать  лишь  в  ощущении  как   действительном
соотношении внешнего движения с внутренним. Если таким образом ничто нам
доступное не существует само по себе, то нет смысла говорить  и  о  том,
что хорошо, или справедливо само по себе. Противоречащее этому  указание
П., что правда и стыд суть общий дар богов, которым снабжены  все  люди,
имело, очевидно, лишь риторический характер. Более серьезно и согласно с
точкою зрения П.  его  заявление,  что  он  ничего  не  знает  о  богах,
приводимая же им  причина  этого  незнания:  "по  неясности  предмета  и
краткости человеческой жизни" - имеет опять житейски-разговорный,  а  не
философский   характер.   Учение   П.    вдвойне    неудовлетворительно:
принципиальное  отрицание  всего,  кроме  единичных   или   моментальных
чувственных состояний в их данной наличности, во-первых, не проведено до
конца теоретически,  оставлены  несогласные  с  принципом  догматические
понятия внешнего движения, как чего-то объективно существующего, затем -
воспринимающего,  или  ощущающего  субъекта,  а  также  тех  чувственных
органов, от которых идет другое движение навстречу  внешнему,  -все  это
величины постоянные, обуславливающие собою данные  наличные  чувственные
состояния, но не сводимые на них без логического  остатка;  а  с  другой
стороны принцип чувственной наличности, очевидно, не  дает  основания  и
объяснения ни для какой связной и систематической деятельности, хотя  бы
такой, которою занимались софисты, ибо всякая такая деятельность,  кроме
пребывающего  единства  сознания,  заключает   в   себе   еще   свойства
предусмотрительности  и  целесообразности,  не  сводимые  к   наличности
чувственных процессов.  П.,  занимаясь  за  плату  публичным  и  частным
преподаванием всякой "мудрости", разъезжал  по  всем  греческим  городам
Европы и Азии и много  раз  был  в  Афинах,  где  в  411  г.,  во  время
реакционного правления "четырехсот", был обвинен в атеизме; из  опасения
уголовного приговора спеша удалиться  в  Сицилию,  он  дорогою  случайно
утонул. Все его многочисленные сочинения потеряны. См. Harpf, "Die Ethik
des P." (Гейдельберг, 1884); Halbfass,  "Die  Berichte  des  Platon  und
Aristoteles  uber  P."  (Страсб.,  1882);  Vitriтga,  "De  P.  vita   et
philosophia" (Грёнинген, 1851);  Frei,  "Quaestiones  Protagoreae"(Бoнн,
1845).
   Вл. С.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz