Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Проза. - Характеристика П.,  как  особого  склада  мысли  и  речи,  в
известных отношениях противоположного  поэтическому,  сделана  в  статье
поэзия. С этой точки зрения П. тождественна с  наукой  .Противоположение
научного закона и поэтического типа вполне исчерпывает  отношения  между
поэзией  и  П.  Это  противоположение  яснее  всего  определено   Вильг.
Гумбольдтом: "поэзия берет действительность в ее наглядном проявлении, в
том виде, в  каком  она  доступна  внутренним  и  внешним  чувствам,  не
заботясь о том, что  собственно  делает  ее  действительностью,  и  даже
намеренно отталкивая от себя  этот  вопрос.  Переработав  это  наглядное
проявление действительности в образ, она воплощает в  нем  художественно
идеализованное целое.  П.,  напротив,  доискивается  в  действительности
именно того, чем она коренится в бытии, тех нитей, которыми  она  с  ним
связана; связав, затем, отвлеченной формулой факт с фактом и  понятие  с
понятием, она представляет  их  объективную  связь  в  форме  идеи"  ("О
различии организмов еtс".). Нельзя противополагать  поэзию  и  П.  ни  с
точки зрения различия субъективности и  объективности  -  разница  здесь
только в степени, - ни с точки зрения их влияния на чувство-эстетический
и эмоциональный характер могут быть в высокой степени свойственны и  П.,
- ни с точки зрения их материала -  мир  ирреальный  в  некоторых  своих
построениях доступен именно  только  П.,  науке,  а  не  поэзии:  таковы
математические учения о  многомерных  пространствах,  более  далеких  от
того, что мы называем действительностью, чем самые идеальные  измышления
самого необузданного поэта-фантаста. В виду этого сходства поэзии и П. и
по  целям  (познание)  и  по  материалу  (мир  реальный  и   идеальный),
невозможно определять П., как "те словесные произведения, в которых,  по
требованию  и  для  удовлетворения  собственно   мыслящей   силы   души,
воспроизводится в слове мир действительный или мир нашей мысли, с  целью
исследовать истину в области того и другого мира". В  этом  определении,
выставленном старой эстетической теорией, нет ничего,  что  не  было  бы
свойственно и поэзии. Иное, внешнее понимание термина прозы -  вместе  с
иным пониманием слова поэзия - проводит между  ними  более  определенное
различие: это - отождествление поэзии со стихами, которое  собственно  и
подало повод к  выделению  П.  (prorsa,  т.  е.  oratio  proversa,  речь
свободно  стремящаяся  вперед,  в  то  время  как  стих  должен   всегда
возвращаться обратно, versus), как особого вида речи, а вместе с  тем  и
словесных  произведений.  С  точки  зрения  науки,   которая   знает   и
художественные романы и даже "стихотворения" в П., и  дидактические  (т.
е. прозаические) произведения в стихах, такое деление  принято  быть  не
может,  но  в  обыденной  речи,  за  отсутствием  других  терминов,  оно
держится. Необходимо, однако, указать, что и прозаическая  речь  не  так
"свободна",  как  это  может  казаться  с  первого  раза:  ее  структура
подчинена своим законам, более сложным  и  менее  уловимым,  чем  законы
стихотворного ритма, но тем не менее несомненным.  В  ней  нет  рифмы  и
однообразия стихов и стоп, но есть иные проявления внешней  симметрии  и
последовательности.  На  своеобразие  прозаического  ритма  указывает  с
особенной очевидностью не столько дурная,  негармоническая  П.,  сколько
попытки дать П. стихотворный ритм (так наз. "рубленная П."), действующая
самым антиэстетическим образом. Деление П. на роды и виды (повествование
-  летопись,  записки,  биография,  характеристика,  некролог,  история;
описание  -  ученое  и  художественное,   путешествие;   рассуждение   -
аналитическое и синтетическое, критика; речь ораторская -  политическая,
судебная,  академическая,  духовная,  спич),   которым   в   современных
учебниках исчерпывается вся теория П., не имеет ни научного значения, ни
дидактических достоинств; то, что в ней есть научного,  заимствовано  из
логики, остальное - мертвое наследие старинной риторики.
   Ар. Г.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz