Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Природа (jusiV, natura) - понимается в трех главных смыслах:  1)  как
существенное определение чего бы то ни было, напр., П.  человека,  души,
общества, государства, искусства, нравственности, наконец П. Божества; в
этом общем смысле П. = естеству или сущности; 2) как видимый земной мир,
обнимающий, в некотором  единстве,  совокупность  того,  что  составляет
определяющую среду и основу человеческой жизни первоначально  данную,  а
не созданную человеком;  в  этом  смысле  понятие  П.  противополагается
понятиям искусства  и  искусственности,  гражданственности,  культуры  и
истории. Различие между обоими коренными значениями  слова  П.  особенно
ясно в тех случаях, когда они оба в отдельности применяются к  одному  и
тому же предмету, когда, напр., говорится о П. красоты (в первом смысле)
и о красоте П. (во 2-м), или о П. любви (в первом смысле) и любви  к  П.
(во 2-м). 3) П. называется также  низшее  материальное  начало  в  самом
человеке, связанное с внешней материальной средой, но отличаемое от нее;
в этом смысле П. противополагается духу и нравственной свободе,  Богу  и
особым Его проявлениям относительно человека - благодати  и  откровению.
При ясном различии между тремя значениями слова  П.,  между  ними  есть,
однако, диалектическая связь, образующая единство понятия П. То,  в  чем
существенное определение или естество чего-нибудь  (П.  в  1-м  смысле),
необходимо есть и первоначальная, данная ему, а не созданная  им  основа
его видимого бытия (П. во 2-м смысле); оно же в человеке,  как  существе
совершенствующемся,  или  прогрессивно  восходящем,  представляет   лишь
первую, следовательно,  низшую  ступень  его  существования  (П.  в  3-м
смысле). В истории философии особое значение  понятие  П.  имеет  в  его
противоположении с одной стороны с  понятием  культуры  (в  практической
философии), с другой стороны - с понятием духа (как в практической,  так
и в умозрительной философии). В древности софисты  выдвинули  на  первый
план различение между тем, что существует по  П.  (jusei),  и  тем,  что
существует только по положению  (Jesei),  т.  е.  по  условным  мнениям,
обычаям и узаконениям человеческим. В эту область условного они относили
все нравственные основы и нормы личной и общественной жизни,  отнимая  у
них, таким образом, всякую внутреннюю обязательность. На долю того,  что
по П., оставались  фактические  преимущества  силы,  умелости,  красоты,
делавшие для их обладателя все позволенным  в  пределах  возможности.  В
ином виде различие между природным и условным  было  понято  Сократом  и
развито его учениками, особенно Антисфеном, основателем  школы  киников,
который нравственность или добродетель  относил  к  П.,  как  добываемую
естественным разумом человека, а условным  и  ненужным  для  добродетели
признавал все то, что создано исторически, все гражданские и  культурные
разграничения и учреждения; не исключая даже отечества. Тот же  основной
взгляд развивали стоики , для которых выражения: жить  по  П.,  жить  по
разуму и жить добродетельно были равнозначущими. Под влиянием стоической
философии римское юристы развили идею  естественного  права.  В  средние
века,  вследствие  господствовавшего  в  миросозерцании  метафизического
дуализма  (см.   ниже)   и   под   влиянием   новых   осложнений   права
положительного, идеи естественной нравственности и  естественного  права
отошли  на  задний  план.  С  возобновлением  их  в  эпоху   Возрождения
возобновляется, достигая  наибольшего  распространения  в  XVIII  в.,  и
социально-моральное противоположение между жизнью по П. как  нормальной,
и жизнью искусственной и условной, или жизнью по  культуре,  как  чем-то
недолжным, или по крайней  мере  как  необходимым  злом,  которое  нужно
допускать лишь в наименьших размерах. Этот взгляд  имел  своих  наиболее
ярких представителей во Франции; талантливейшие из них - Ж. Ж.  Руссо  и
Вернарден де Сен-Пьер. Современные им  германские  мыслители  Лессинг  и
Гердер, хотя и примыкали в некоторых пунктах к тому же  направлению,  не
могут, однако, считаться его представителями, так как они понимали смысл
истории  как  необходимого  возрастания  и  воспитания  человечества,  а
следовательно,  не  могли  отрицать  и  значения  культуры.  -  XIX   в.
унаследовал   от   предыдущего   и   развивал   в   различных   системах
социалистическую идею построения человеческого общества на новых,  более
близких к П. началах, упраздняющих искусственные и  условные  учреждения
современной цивилизации .Сюда относилось некоторыми и учреждение  брака,
и в связи с социализмом возникла проповедь "свободной любви", получившая
особенное значение в изящной  словесности,  благодаря  высокому  таланту
романистки Жорж Занд. Отрицание цивилизации во имя естественного  разума
уже в древности принимало (в цинической и стоической  школах)  и  другое
направление, аскетическое, которое возродилось в  современной  проповеди
нравственного и  социального  упрощения  .Здесь  противоположение  между
природным и  историческим  достигает  своих  крайних  пределов.  Другое,
метафизическое, противоположение - между природным и духовным
   - идет в философии от Платонова учения о двух мирах. Этот дуализм  П.
и духа, вошедший в христианское мировоззрение как один из его элементов,
получил в средние века  преобладание,  несоответствующее  полной  истине
христианства и вызвавшее законную реакцию  в  эпоху  Возрождения.  Но  в
теоретической философии новых времен прежний дуализм  удержался,  приняв
лишь новые, более отвлеченные и общие формы, особенно  в  двух  наиболее
влиятельных   системах,   картезианстве   и   кантианстве.   У   Декарта
платоновский дуализм идеального  космоса  и  природной  действительности
сведен к двум  общим  началам,  определяющим  эти  области  бытия  в  их
существенном различии между собой, а именно к субстанции  мыслящей,  как
образующему  началу  бытия  духовного,  и  субстанции  протяженной,  как
отличительному   началу   телесной   П.   Этот   дуализм,    значительно
ограниченный,  но  не  упраздненный  в  учениях   Спинозы,Мальбранша   и
Лейбница, уступил с конца  XVIII  в.  свое  господствующее  положение  в
философии более глубокому и притом двойному  дуализму  в  учении  Канта,
противополагающего: во-1-х, П.  как  мир  познаваемых  в  опыте  явлений
непознаваемому  миру  "вещей  в  себе",  и,  во-  2-х,  природный  закон
необходимости  нравственному   закону   свободы.   Кантианский   дуализм
постепенно  упраздняется  в  следующих  за  Кантом  германских  системах
умозрения.  У  Фихте  П.  -  отрицательная  граница   для   нравственной
деятельности чистого я. В  первых  системах  Шеллинга  П.,  в  сущности,
тождественна с духом,  будучи  лишь  объективной  стороной  того  самого
абсолютного начала, субъективная сторона которого представляется  духом.
У Гегеля П. есть "внебытие", или "отпадение от  себя"  абсолютной  идеи,
как необходимый переход для возвращения ее к себе в духе. Попытки  более
реального и конкретного синтеза духовных и физических элементов в мире и
человеке  представляют  учение  Баадера  и   позднейшая,   "позитивная",
философия Шеллинга. Эти глубокомысленные попытки остались в тени сначала
вследствие господства гегельянства,  а  потом  вследствие  начавшейся  с
конца 40-х годов  общей  реакции  против  умозрительной  философии,  под
знаменем опытной науки о П. Эта реакция имела оправдание особенно в том,
что умозрительная философия недостаточно различала мысль о П.  от  самой
П., как реального бытия,  данного  в  опыте.  Натуралистическая  реакция
достигла своего крайнего предела в популярном  материализме  60-х  годов
(Бюхнер, Карл  Фохт),  отличавшемся  простотой  и  общедоступностью,  но
оставлявшем  без  всякого  серьезного   ответа   все   главные   запросы
философской мысли С начала 70-х годов замечается новое,  примирительное,
философское движение: 1) на почве метафизических принципов,  совмещающих
свойства духовного и природного бытия, каковы мировая "воля" Шопенгауэра
( хотя  этот  философ  писал  раньше  (1860),  но  его  философия  стала
общеизвестной  лишь  около  названной  эпохи),  бессознательный  все-дух
Гартмана и т. п.;  2)  посредством  применения  эмпирического  метода  к
метафизическим  исследованиям(  сочинения  Гартмана  и  др.);  3)  путем
внесения тех или других философских элементов в общее  натуралистическое
мировоззрение (неовитализм).
   Вл. Соловьев.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz