Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Презумпция - положения, устанавливающие наличность фактов или событий
без полного доказательства их существования. Она  необходима  там,  где,
как например в гражданском процессе, при известных  обстоятельствах  нет
возможности достигнуть  полного  доказательства  явлений,  а  приходится
довольствоваться лишь вероятными заключениями.  Если,  напр.,  несколько
лиц погибли  вместе  при  крушении  поезда  и  в  интересах  определения
наследственных прав  истцов  необходимо  определить,  кто  из  них  умер
раньше, тогда суду, за невозможностью  точно  установить  минуту  смерти
каждого погибшего, приходится прибегнуть к  заключению,  основанному  на
естественной вероятности,  что  несовершеннолетние  дети  умерли  раньше
родителей, а дед и бабка - раньше своих совершеннолетних детей.  Область
применения П. в процессе  очень  обширна.  Для  правильного  определения
значения их в системе доказательств важно, поэтому, различать  так  наз.
фактические(praesumptiones   facti   seu    hominis)    и    юридические
(praesumptiones juris) П. В старом процессе, когда господствовала теория
формальных или  законных  доказательств,  когда  судье  стремились  дать
указания на то, какие заключения он  должен  вывести  из  тех  или  иных
фактов и на каких формальных основаниях и предположениях должен основать
свое решение, теории и закону приходилось разрабатывать всю область  П.,
необходимых судье столько же, сколько и обыкновенному человеку; учение о
П. обнимало, поэтому, всю область теории  доказательств,  и  деление  на
фактические и юридические теряло свое значение. Мысль  юриста-схоластика
стремилась привести в систему все виды возможных предположений и оценить
доказательную силу каждого из них. Отсюда бесконечные и всегда  неполные
ряды допустимых предположений и столь же мало определенные деления самих
П.  на  П.  доказательные  вполне,  наполовину,   отчасти,   простые   и
необходимые предположения (praes.  temerariae,  probabiIes,  violentiae.
necessariae) и т. д.  В  современном  процессе,  предоставившем  простор
свободному убеждению судьи и голосу его совести, все эти учения потеряли
всякое значение.  В  праве  сохранили  силу  лишь  такие  предположения,
которые закон считает необходимым сохранить, не смотря на свободу судьи,
как  необходимые  исходные  пункты   для   его   мысли   при   известных
обстоятельствах и оценке известных фактов, в интересах достижения  общих
целей права. Под юридическими П. разумеются, таким образом, те,  которые
сохранены законом в качестве обязательных предпосылок умозаключения  при
оценке данных событий. Между ними различают praesumptiones juris  tantum
и praesumptiones juris et de jure.
   Под последними разумеют П., не допускающие доказательства противного.
В таком виде по своему действию praes. juris et de jure  уравниваются  с
фикциями,а по своему существу являются простыми принудительными  нормами
закона. Когда западное  каноническое  право  постановляло,  что  сожитие
между обрученными женихом и невестой дает основание  считать  обручение,
совершенное с целью будущего брака (sponsalia de futuro), за  обручение,
совершенное с целью немедленного брака (sponsalia de  praesenti),  когда
оно установляло П., что  если  невинный  супруг,  зная  о  прелюбодеянии
другого, несмотря на это, вступает с ним вновь в супружеское сожитиe, то
этим он прощает ему вину и  след.  не  может  требовать  разлучения  или
развода, - в этих случаях мы имеем не П. в собственном смысле  слова,  а
нормы: sponsalia. de futuro  становятся  sponsalia  de  praesenti  после
сожития;  развод  не  допускается,  если  невинный  супруг,  знающий   о
прелюбодеянии, вступает снова в  сожительство  с  виновным.  Согласно  с
этим, современные юристы считают П.  в  собственном  смысле  лишь  такие
предписываемые законом обязательные П., которые допускают доказательство
противного, т. е. обязательны для судьи лишь в том случае,  если  такого
доказательства не последует (так наз.  простые  юридические  П.,  praes.
juris tantum). Этим П. отличаются от фикций. Точное установление области
этих П. также вызывает затруднения. К ним не могут быть, строго  говоря,
отнесены  многие   положения,   распределяющие   бремя   доказательства,
например, когда говорят, что  при  обратном  требовании  уплаченного  по
ошибке (cond. indebiti) на уплатившего налагается обязанность  доказать,
что в действительности он уплатил недолжное, в силу  предположения,  что
при обычном ходе вещей никто  не  платит  долгов,  не  убедившись  в  их
существовании. На самом деле. П. здесь  излишняя:  уплативший  недолжное
выступает здесь в качестве истца и, след., должен доказать свой  иск  по
общему правилу о распределении доказательств. Средневековые комментаторы
думали вообще, что  распределение  бремени  представления  доказательств
основывается на предположении большей или меньшей  виновности  тяжущихся
сторон. Так, в споре о собственности  истец  должен  доказать  свой  иск
потому, что на стороне ответчика,  владеющего  в  данный  момент  вещью,
существует  предположение   о   принадлежности   ему   права   на   нее;
доказательства истца переносят предположение на его сторону, и тогда уже
ответчик обязывается опровергать эти доказательства.  Это  точка  зрения
совершенно неверная, так как подобные П. ведут к установлению известного
факта самим законом без всяких доказательств, между тем  как,  наоборот,
целью последних и является установить факт  без  всяких  предварительных
предположений.   Суд   обязан   судить   по   доказательствам,   а    не
предположениям. Последние указываются ему законом для его  облегчения  и
лишь для некоторых затруднительных случаев. Некоторые  юристы  исключают
из области юридических П. и те общие предположения или  общие  принципы,
которые служат общими основаниями судейской деятельности,  исходными  ел
пунктами при определении  отношения  судьи  к  тяжущимся:  напр.  каждый
человек предполагается добросовестным и находящимся в здравом уме,  пока
противное не доказано; каждый акт считается возмездным, пока дарственный
характер его не будет доказан и т. д. Эти Н. считаются общими  исходными
пунктами современной человеческой мысли вообще, а не только мысли судьи,
и  потому  суть  предположения  фактические.  Таким  образом   к   числу
собственно юридических  П.  относятся  специальные  указания  закона  на
отношение к сторонам в праве  и  процессе,  облегчающие  ему  оценку  их
отношений, какова, напр., приведенная выше П. о соумерших, или следующие
П.: ребенок, родившийся в законном браке,  считается  зачатым  от  мужа;
движимые вещи считаются  собственностью  того,  кто  ими  владеет,  пока
противное не будет доказано (ст. 534, т. X, ч. 1-й). Некоторые  писатели
думают, однако, что область юридических П.  гораздо  шире,  обнимая  всю
сферу так  называемых  диспозитивных  норм,  т.  е.  гражданско-правовых
узаконений, введенных в кодекс на  случай  отсутствия  в  актах  точного
выражения  желаний  сторон.  Закон  в  этом  случае  дает  свои   нормы,
"додумывающие волю сторон"; стороны предполагаются желавшими того, что с
точки зрения закона кажется более нормальны м порядком. Но в таком  виде
учение  о  юридических  П.  становится  общим  учением  о  диспозитивных
гражданско-правовых нормах, как учение о P. juris et  de  jureучением  о
принудительных нормах. Поскольку желают удержать специальное понятие П.,
не следует смешивать  узкого  и  широкого  его  смысла,  хотя  по  своей
внутренней природе законный П., подобно остальным нормам,  суть  гораздо
более  специальные  правила  законодательной   политики   в   толковании
юридических сделок, чем простые предположения вероятности,  которыми  их
иногда считают. Средневековая П. о том, что если духовное лицо  обнимает
женщину, то предполагается, что он  делает  это  ради  благословения,  и
вышеприведенная современная П. о том,  что  рожденный  в  браке  ребенок
предполагается зачатым от  мужа  -  столько  же  положения  вероятности,
сколько  и  правила,  созданные  в  интересах  поддержания  уважения   к
духовному званию и святости брака. Ср. Endemaun,  "Die  Beweislehre  des
Civilprocesses" (1860); Burckhardt,  

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz