Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Предопpeделeние  (praedeterminatio)  -  один  из  труднейших  пунктов
религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах,  о
природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе. Существа
нравственносвободные  могут  сознательно  предпочитать  зло   добру;   и
действительно, упорное и нераскаянное  пребывание  многих  во  зле  есть
несомненный  факт.  Но  так  как  все  существующее,  с   точки   зрения
монотеистической религии, окончательным образом  зависит  от  всемогущей
воли всеведущего Божества, то значит  упорство  во  зле  и  происходящая
отсюда гибель этих существ есть произведение той же  божественной  воли,
предопределяющей одних к добру и спасению, других - ко злу и гибели. Это
заключение  не  представляет  особенной  трудности  для  такой  религии,
которая - как (позднейший) ислам - видит в Божестве исключительно или по
крайней мере преимущественно беспредельную силу или абсолютный произвол,
требующий только безотчетной покорности; но так как в христианской  идее
Божества выдвигается на первое место сторона внутренней  разумности  или
смысла (Логос) и любви, то П. ко злу  со  стороны  Божества  оказывается
здесь немыслимым. Некоторые отдельно взятые места у ап. Павла (Римл. IX.
11 след.) как будто выражают такой взгляд; но в контексте эти  выражения
допускают другое  толкование,  которого  и  держались  все  христианские
писатели до начала V в., когда идея абсолютного П. впервые появляется  у
блаж. Августина как реакция против пелагианства, дававшего  человеческой
свободе такое широкое значение,  при  котором  не  оставалось  места  не
только действию, но и предвидению  со  стороны  Божества.  Сам  Августин
сопровождал,  впрочем,  свое  учение  о  П.  различными   смягчительными
оговорками; но после его смерти вопрос обострился вследствие  возникшего
в монастырях южной Галлии спора о пределах  человеческой  свободы  между
ревностными учениками Августина и некоторыми последователями  восточного
аскетизма, которые, с добрым намерением отстаивая значение  нравственной
свободы, неосторожно признавали за нею первый шаг в деле спасения.  Видя
в этом принципиальную уступку пелагианству, ученики Августина с  большею
резкостью и определенностью, чем он  сам,  стали  выдвигать  характерные
пункты его учения, между прочим и  абсолютное  П.  Для  разрешения  этих
споров  было  точнее  определено   на   нескольких   поместных   соборах
православное учение, сущность которого сводится к следующему: Бог  хочет
всем спастись, а потому абсолютного П. или П.  к  нравственному  злу  не
существует:  но  истинное  и  окончательное  спасение  не   может   быть
насильственным и внешним.  а  потому  действие  благости  и  премудрости
Божией для спасения человека употребляет с этой целью все  средства,  за
исключением  тех,  которыми  упразднялась   бы   нравственная   свобода;
следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие всякую  помощь
благодати для своего спасения, не могут быть  спасены  и  по  всеведению
Божию предопределены к исключению из царства Божия или  к  погибели.  П.
относится, след., лишь к необходимым последствиям зла,  а  не  к  самому
злу, которое есть лишь сопротивление свободной воли  действию  спасающей
благодати. Вопрос решен, таким образом, догматически, философское же его
разъяснение доселе составляет одну из важнейших задач христианской мысли
и пока еще  не  привело  к  положительным  результатам.  Впрочем,  и  на
богословской почве вопрос был поднимаем снова, в особенности  в  IX  в.,
немецким монахом  Готшальком,  и  в  XVI  в.,  швейцарским  реформатором
Кальвином, который без всяких смягчений возобновил теорию абсолютного П.
(ко злу). К тому же тяготели и янсенисты, примыкавшие к Августину  через
Фому Аквинского, тогда как их противники, Иезуиты, подвергались упреку в
семи-пелагианстве.
   Вл. С.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz