Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Пошлины (вообще)  -  источники  государственных  доходов,  занимающие
среднее  место  между  налогами  и  частно-хозяйственными  доходами.   С
последними П. имеют то общее, что они уплачиваются не  всеми  гражданами
вообще  (как  налоги),  а   лишь   лицами,   приходящими   в   известное
соприкосновение с государством, по поводу каких-либо особых отношений  к
нему или между собою.  Некоторые  П.  носят  характер  платы  за  услуги
государственных учреждений, и в этом  отношении  они  наиболее  схожи  с
частно-хозяйственными источниками дохода; различие  заключается  в  том,
что услуги, оплачиваемые П., не носят материального характера (как напр.
почтовая или телеграфная  корреспонденция,  пользование  шоссейными  или
железными дорогами и  т.  д.).  Некоторые  финансисты  причисляют  к  П.
почтовые, телеграфные, дорожные и т. п. сборы; но это едва ли правильно,
так как почта, телеграф, пути сообщения  и  т.  п.  скорее  должны  быть
относимы к механическим источникам дохода  (регалиям  и  государственным
имуществам).  Однако,  в  нашем  законодательстве  именуются   пошлинами
шоссейные сборы, налоги на жел-дор. пассажирские билеты и грузы  большой
скорости и вообще многие сборы, в  сущности  ничем  не  отличающиеся  от
налогов (напр. таможенные сборы,  гильдейские  П.).  Наименование  таких
платежей пошлинами не находит себе никакого научного оправдания и  может
быть объяснено только историческим  происхождением  сборов  и  особенным
значением слова П. в  русском  языке,  в  котором  оно  прежде  означало
издавна  установившиеся  платежи  "по  П.",  т.  е.  "по   старине".   В
историческом своем развитии многие из современных П.,  носящие  характер
налогов, прежде действительно имели характер платы за особые  услуги  со
стороны государства или других лиц и  учреждений.  П.  вообще  возникали
раньше налогов, в те отдаленные времена,  когда  слабая  государственная
власть не решалась обращаться к своим  подданным  с  прямым  требованием
уплаты налогов. Происхождение большинства П. относится  к  средневековой
феодальной эпохе. Желая получить средства для  покрытия  государственных
расходов, правительства  того  времени  должны  были  мотивировать  свои
требования в большинстве  случаев  действительно  исходившие  из  услуг,
которые оказывало государство. Такова  была  одна  из  древнейших  П.  -
судебная, сохраняющая  этот  характер  больше  других  и  до  настоящего
времени. Точно также давно развились П. за передвижение,  как  плата  за
пользование путями сообщения; отчасти в связи с ними состояли таможенные
П, как плата за пользование портами,  гаванями  и  другими  местами  для
торговли товарами. Торговля  и  промыслы  рассматривались,  притом,  как
особо  разрешаемое  государством  занятие,  за   что,   как   напр.   за
принадлежность  к  цехам  и  гильдиям,   приходилось   платить   деньги.
Сопоставляя вышеуказанные черты сходства  и  отличия  П.  с  налогами  и
механическими доходами, можно дать следующее определение пошлины: это  -
обязательные  платежи  граждан,  падающие  лишь  на  некоторых  лиц,  их
действия и имущества и потому не имеющие такого всеобщего значения,  как
налоги, которые уплачиваются совершенно  независимо  от  соотношения  их
величины  со  стоимостью  получаемых  от  государства  услуг.  П.  можно
разделить на две главные  группы:  1)  носящие  в  большей  или  меньшей
степени характер платы за  услуги  и  2)  приближающиеся  более  к  типу
налогов. К первой категории относятся  такие  пошлины,  как  крепостные,
явочные, гербовые, вексельные, судебные, за передвижение,  за  клеймение
изделий, мер и весов, за привилегии и патенты,  за  пожалование  званий,
титулов, орденов, за повышение окладов содержания  и  т.  п.  Ко  второй
категории относятся П. с наследств и безмездного  перехода  имуществ,  с
пассажирских билетов и грузов большой скорости, со  страхуемых  от  огня
имуществ, с паспортов и др. В П. первой  категории  сохраняется  большее
или меньшее соответствие между  размером  П.  и  стоимостью  оказываемой
услуги (ценой крепостного акта, суммой векселя,  ценностью  иска),  хотя
многие гербовые П. взимаются в случаях, где нет на лицо никакой денежной
ценности и характер услуги со стороны государства весьма  сомнителен.  В
переходных  формах  ко  второй  категории  П.  общим  признаком   служит
известный особый  момент  взимания  -  пользование  случаем  обнаружения
ценности имущества. Это особенно заметно в П.  со  страхуемых  имуществ.
Страхование есть акт предусмотрительности со стороны владельцев  частных
имуществ,    гарантирующий    их    от    возможных    убытков;    такая
предусмотрительность должна быть  поощряема  государством,  иногда  даже
прямо принуждающим к ней граждан (например, земское обязательное от огня
страхование). Этому  противоречит  обложение  добровольного  страхования
особой П., т. е. в данном случае просто налогом. Объяснением  его  может
служить только факт ясного обнаружения ценности  страхуемого  имущества,
которым государство стремится воспользоваться, нередко тормозя страховою
П. развитие  страхового  дела.  Тоже  самое  можно  сказать  и  о  П.  с
пассажирских билетов: сама по себе стоимость билета уже  выражает  собою
плату  за  пользование  средствами  сообщения,  включающую  в  себе,   в
большинстве   случаев,   некоторую   прибыль   и    потому    являющуюся
частно-хозяйственным источником дохода. Государственный сбор  с  тех  же
билетов представляет  собою  налог,  близкий  к  П.  лишь  тем,  что  он
уплачивается  только  пользующимися  железными  дорогами   (все   равно,
частными или  казенными).  Возвышая  стоимость  проезда,  П.  эта  может
приводить к сокращению пользования железными дорогами,  что  опять  таки
нежелательно. Не смотря на указанные недостатки, у этого  вида  П.  есть
горячие приверженцы, которые выставляют  следующие  общие  доводы  в  их
пользу  или  следующие  их  достоинства,  частью   фискального,   частью
практического характера.  Момент  взимания  П.  очень  удобен,  так  как
плательщик П.. совершая оплачиваемое ими действие, напр. тот или  другой
акт,  получая  наследство  и  т.  д.,  имеет  в  это   время   платежную
способность. Для взимания П.,  далее,  не  требуется  особого  персонала
сборщиков, а следовательно и специального расхода по взиманию П. :  они,
взимаются  теми  же  лицами,  которые  свидетельствуют   или   совершают
какие-либо  акты  или  другие  действия.  Размер  П.,  при  этом,  легко
определяется  при  помощи   заранее   составленных   тарифов,   табелей,
расписаний и т. п. Плательщики  П.  как  бы  сами  заинтересованы  в  их
уплате, ибо  без  этого  не  может  состояться  сделка,  акт.  получение
наследств и т. п.;  недоимки,  поэтому,  тут  менее  возможны,  чем  при
налогах. Соображения эти справедливы только отчасти; так  например,  они
применимы  к  получению  наследств,  потому  что  это  есть  несомненное
приобретение новых ценностей.  И  тут,  однако,  уплата  П.  может  быть
затруднена невозможностью реализовать хотя бы часть  ценности  имуществ,
особенно при разделе наследства. Далее, к числу  прямых  недостатков  П.
следует отнести их неравномерность  и  то,  что  они  далеко  не  всегда
соразмеряются  с  имуществами  и  доходами  плательщиков.  Это  особенно
заметно в судебных П., ложащихся не одинаковым бременем  на  неодинаково
состоятельные тяжущиеся стороны; всякая  тяжба,  при  том,  сопряжена  с
риском проигрыша. Неравномерны  даже  чисто  имущественные  П.  -  напр.
крепостные:  имущества,  чаще  переходящие  из   рук   в   руки,   несут
значительные уплаты, от которых свободны имущества, остающиеся в одних и
тех же руках. Главным недостатком большинства П. следует  признать  тот,
что они вообще уплачиваются с капитальной стоимости  имуществ,  а  не  с
доставляемого ими  дохода,  который  является  естественным  и  разумным
основанием  обложения  налогами,  особенно  прямыми.  Из   сопоставления
указанных достоинств и недостатков П. можно сделать тот.  заключительный
общий вывод, что они  не  должны  играть  существенной  роли  в  составе
источников государственного дохода, а могут существовать лишь в качестве
источника  дополнительного.  Фактически  П.  и  являются  именно   таким
дополнительным источником в большинстве бюджетов современных государств,
играя  сравнительно  большую  роль  там,  где   значительнее   и   живее
гражданский  оборот,  как   напр.   в   большинстве   западноевропейских
государств ;в сравнении с Россией. В России П.  доставляют  в  настоящее
время около  70  миллионов.  руб.,  в  том  числе  около  30  миллионов.
гербовых, судебных и канцелярских П., около 18 миллионов. с  переходящих
имуществ, около 10 миллионов.  с  железнодорожных  пассажиров  и  грузов
большой скорости, около 3 миллионов. с застрахованных от огня имуществ в
около 7 миллионов все остальные П.
   В. Яроцкий.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz