Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Постулат (от лат. postulare - требовать) - термин, употребляемый  как
в логике, так и в математике и философии; соответствует аристотелевскому
aithma,  обозначающему  положение,  которое,   не   будучи   доказанным,
принимается в  силу  теоретической  или  практической  необходимости  за
истинное (см. "Вторая Аналитика", 1 кн., гл. X). Аристотель отличает  П.
от гипотезы и от определения. П. может быть положение, которое вовсе  не
подлежит доказательству и тем не менее принимается  за  истинное.  Общую
черту П. и гипотезы Аристотель видит в том, что как тот,  так  и  другая
необходимы сами по себе и не представляют собою положений, которым мы по
необходимости должны доверять. "Всякий раз как мы утверждаем  положения,
которые, хотя и не  доказаны,  но  могли  бы  быть  доказанными,  и  эти
положения принимаются за истинные тем, кому мы  их  сообщаем,  мы  имеем
дело с  гипотезой".  Если  же  положение  принимается  противником  ради
необходимости общей точки отправления в споре, при чем  противник  имеет
совершенно иное воззрение на предмет спора, мы имеем дело с П.  Термином
П. пользовался также и Евклид, при чем у Евклида и математиков он  имеет
иное значение, чем у  Аристотеля.  Евклид  в  своих  "Началах"  (кн.  1)
приводит следующие три "требования": чтобы можно было от всякой точки до
всякой другой проводить прямую линию -  определенную  прямую  продолжать
впрямь непрерывно - и из всякого центра, всяким расстоянием писать  круг
("Начала" Евклида, СПб., 1819, стр. 5). Требования  Евклид  отличает  от
аксиом и от определений. В критической философии Канта мы встречаемся  с
термином П. в двояком  применении:  к  теоретической  и  к  практической
сфере. Общее определение П. дано Кантом в его логике (1, 2 отдел..  38):
П. называется  практическое,  непосредственно  очевидное  положение  или
принцип, определяющий возможное действие, в котором подразумевается, что
способ его выполнения непосредственно очевиден"  (unmittelbargewiss).  В
теоретической философии ("Критика чистого  разума",  V  ч.,  2  отд.,  1
подраздел, II кн.) Кант  говорит  о  постулатах  эмпирического  мышления
вообще и  насчитывает  три  П.:  1)  все,  что  согласно  с  формальными
условиями опыта (в созерцании и понятиях),  то  возможно;  2)  все,  что
соответствует   материальным   условиям   опыта   (в   ощущениях),    то
действительно; 3) то, связь чего с действительностью определена по общим
условиям  опыта,  существует  необходимо.   В   практической   философии
("Критика практического разума", II кн., отдел  VI-VI)  Кант  выставляет
бытие  Бога,  свободу  воли  и  бессмертие   души   человека,   как   П.
практического разума, т. е. положения, которые не  могут  быть  доказаны
теоретическим разумом. "П., говорит Кант, не суть теоретические догматы,
но  предположения,  в  виду  практических  целей;   они   не   расширяют
спекулятивного  познания,  но  придают   идеям   спекулятивного   разума
(благодаря их отношению к практике) объективную  реальность  и  дают  им
право на образование понятий, возможность которых иным путем была бы  им
недоступна". Кантовская терминология  долгое  время  была  общепринятою;
однако теперь о П. говорят и в ином смысле. Напр. о всеобщем П.  говорит
Спенсер., обозначая этим термином всеобщий  критерий  истины,  очевидный
сам по себе и дающий основание истинности (хотя бы лишь формальное) всем
остальным положениям, могущим быть доказанными.
   Э. Р.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz