Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Посейдон (Poseidwn; много вариантов - Posoidan и др.) -  в  греческой
мифологии бог властитель моря и всей водной стихии, как это явствует  из
корня pot, встречающегося в греческих словах potoV, potizw,  potamoV,  в
лат. poto и т.  д.  П.  олицетворял  собою  элемент  влаги,  окружающий,
поддерживающий и оплодотворяющий землю, и почитался на  всем  протяжении
греческого мира как исконный национальный бог.  В  эпосе  П.  -  владыка
моря, сын Крона и Реи (по Гомеру - младший  брат  Зевса,  по  Гезиоду  -
старший). При разделе вселенной ему досталось море, с его обитателями  и
богатствами. От жены Амфитриты у него сын Тритон и дочь Бентесикима. Его
дворец находится на дне морском, близ Эг  (Aigai),  на  северном  берегу
Пелопоннеса; там  же  было  и  другое  место  его  культа  (ахейского  и
ионического) - Гелика, позднее  уничтоженная  землетрясением  (некоторые
предполагали гор. Эги на берегу  Евбеи  или  Эолиды,  против  Митилены).
Покидая дворец, он облачается в золотую одежду и всходит  на  колесницу,
запряженную быстроногими  златогривыми  конями  с  бронзовыми  копытами;
морские чуда прыгают  около  его  колесницы,  сопровождая  его  шествие.
Символы его могущества - трезубец, бык, дельфин  и  конь.  Трезубцем  он
укрощает гигантов,  волнует  море,  колеблет  землю,  вызывает  из  скал
источники; triaina - первоначально острога (гарпун) рыболова  при  охоте
на дельфинов или тунцов - соответствует  в  его  руках  молнии  в  руках
Зевса. Бык (черный) - животное,  посвященное  П.  -  олицетворяет  собой
ярость и бурную силу потока; в  связи  с  этим  эпитет  П.  -  taureoV;,
состязания быков, устраивавшиеся  в  честь  П.  (в  Фессалии  и  Ефесе),
принесение  в  жертву  быков;  tauroi  назывались  в   Ефесе   мальчики,
прислуживавшие на празднике П. Дельфин символизирует  собой  спокойствие
водной стихии; в связи с этим находится представление земли,  покоящейся
на воде, и эпитеты бога gaihokoV, asjalioV. В символе  коня  сказывается
тоже бурное и бешеное свойство природы П., что и в символе  быка.  Культ
П. был распространен всюду, где влияние и роль водной стихии  выразились
в более или менее сильной степени: в  областях  с  богатыми  бассейнами,
долинами  и  ущельями,  следами  землетрясений  (древние   думали,   что
землетрясения происходят от действия воды, проникающей в пещеры и земные
углубления) и при море - т. е. во всей Элладе, с материком и  островами.
П. чтили  в  Фессалии,  где,  по  преданию,  ударом  его  трезубца  была
образована Темпейская долина;  это  был  минийский  (эолический)  культ,
представители которого считались славными наездниками и мореплавателями.
Другим центром почитания П. был Коринф, перешеек (Истм), с  его  играми.
Культ его существовал также в Коринфе, Навплии, Трезене; Калаврии (место
посейдоновой амфиктионии), Пилосе, во всей Аркадии, где П. почитался как
бог рек и коней; в Афинах, на остр. Евбее, на мысе Микале (союзный  храм
12 Ионийских городов) и пр. Ионийские сказания о П.  примыкают  к  циклу
аттических сказаний об Эгее и Тезее, из которых первый - героизированный
П.  На  афинском  акрополе  был  источник,  образованный,  по  преданию.
трезубцем П. (памятник его борьбы с  национальной  богиней  Аттики).  По
мере основания колоний культ П.  распространялся  все  шире  и  сделался
повсеместным. В некоторых местностях он слился с  туземными  культами  -
например. культ лелегокарийского П.  Основная  черта,  отличающая  П.  в
мифах - это властность, несокрушимая и бурная сила, которая  проявляется
нераздельно с его царственным величием. Он состязается  из-за  обладания
землей с Палладой (Афины, Трезен),  Гелиосом  (Коринф),  Герой  (Аргос),
Зевсом (Эгина), Дионисом (Наксос), Аполлоном (Дельфы).  Та  же  дикая  и
необузданная сила отличает и его  потомство  (Полифем,  Антей,  Бузирис,
Прокруст и др.). Ему посвящен бурный месяц года - Посейдеон перед зимним
солнцеворотом). Посылая бури и крушения, П. также успокаивает  море  (П.
-asjalioV), так что в гаванях и на мысах он  почитался  как  покровитель
плавающих; все морские  занятия  (мореплавание,  торговля,  рыболовство,
война) состояли под его верховной властью.
   Как землеколебатель(enosikJwn), он  чтился  в  Спарте,  Арголиде.  на
Спорадских овах и пр.; под его трезубцем земля дает трещины  и  образует
долины, а на море появляются новые острова. Он участвовал в гигантомахии
и поверг гиганта Полибота (Эфиальта), бросив на него остров Нисир. Но  с
разрушительной  силой  он  соединяет  созидательную;  ему  приписывается
постройка ворот в Тартаре и возведение Илионских  стен  при  Лаомедонте.
Внутри страны  ему  покланялись  как  богу  пресных  вод  -  рек,  озер,
источников и связанного с ними  плодородия  (П,  krhnoukoV,  epilimnioV,
jutamioV);в этом отношении П. разделяет свойства Диониса (на островах) и
Деметры,  которая,  по  одному  преданию,  от  него  произвела  на  свет
Персефону. Олицетворяя производительную силу природы, П был покровителем
рода;  он  состоял  в  брачном  союзе  со  многими  нимфами  и  считался
родоначальником  многих  (преимущественно  Ионийских)  фамилий.   Весьма
важную роль в сказаниях и культе П. играл конь, сотворенный им из  скалы
ударом трезубца. Пелий, Нелей, Гиппофоонт - сыновья П. - были вскормлены
кобыльим молоком. Благодаря коням П., Пелоп одержал победу над Ойномаем;
его же кони были запряжены в колесницу Идаса. В Афинах и аттическом деме
Колон П. почитался,  как  усмиритель  коней  (П.  damaioV),  на  ряду  с
Палладой;  конные  состязания  происходили  и   на   истмийских   играх,
учрежденных в честь П. Тезеем. Храмы П. главным образом воздвигались  на
мысах, перешейках и в приморских городах. В произведениях  искусства  П.
изображался мужем царственной наружности, с курчавой и густой бородой  и
волосами, сидящим на троне (храмовые изображения) или стоящим в  длинной
ионической  одежде  (известная  статуя  Лизиппа  на  Истме),   при   чем
приподнятая правая нога его покоилась на дельфине (или скале); иногда он
изображался едущим на колеснице в сопровождении толпы морских божеств  и
чудовищ, или на быке, или  на  коне.  Его  лицо  носило  большею  частью
выражение  гнева  и  возбуждения,   в   противоположность   олимпийскому
спокойствию Зевса. У римлян П. соответствовал Нептун (см.). Ср. Preller,
"Griechische Mytbologie" (1894, т. 1, 566 - 596). Welcker,  "Griechische
Gotterlehre"(T. 1, 622 - 643; т. II, 671 - 681); Panofka,  "Poseidon  u.
Dionisos" (Б., 1845); Gerhard, "Wesen, Ursprung und  Geltung  des  P.  "
(Б., 1851), Eschweiler, "De  nomine  mythologico  P.  "  (Рост.,  1869);
Overbeck, "Griechische Kunstmythologie"  (Лпц.,  т.  II,  1875);  Holba,
"Ueber das Wesen Poseidons" (1886).
   Н. О.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz