Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Портрет  -  изображение  того  или  другого  человека,  произведенное
средствами   живописи,   гравирования   или    скульптуры    (а    также
фотографическое). П. может считаться  вполне  удовлетворительным,  когда
воспроизводит оригинал в точности, со  всеми  чертами  его  внешности  и
внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе,  с
наиболее свойственною ему экспрессией. Удовлетворение  этого  требования
входит в круг. задач искусства и может приводить к  высокохудожественным
результатам,  если  исполняется  даровитыми  мастерами,   влагающими   в
копирование действительности свой личный вкус и чувство природы.  Смотря
по величине изображения, живописные портреты могут быть головные  (когда
изображена только голова по плечи), погрудные, поясные, поколенные и  во
весь  рост;  в  отношении  позы  представленной   фигуры,   они   бывают
профильные, "с лица" (en face), в  три  четверти  поворота  направо  или
налево (en trois quarts) и так наз. an profil perdu, т. е.  изображающие
лицо с затылка, так что видна только часть профиля. Такое же  разделение
существует  и  для  П.,  рисованных  карандашом,   писанных   акварелью,
гравированных и вылепленных высоким или низким рельефом  (как  напр.  на
медалях и монетах); собственно же скульптурные П. делаются в виде гермов
(одна голова с шеей), бюстов (голова и верхняя часть туловища) и  статуй
(целая фигура,  с  головы  до  ног).  Портретное  искусство  возникло  в
глубокой древности; еще за много веков до Р.  Хр.  оно  было  в  большом
употреблении у египтян, как о том свидетельствуют деревянные и  каменные
статуи, найденные в значительном числе в погребальных  постройках  этого
народа. У древних греков долгое время  П.  в  строгом  смысле  слова  не
существовало; хотя и было  в  обычае  награждать  победителей  на  играх
постановкою их статуй на публичных местах,  однако,  то  были  идеальные
фигуры,  лишь  в  общих  чертах.  Эллинские  республики  даже  запрещали
общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические
   П.,  находя  их  могущими   развивать   в   гражданах   тщеславие   и
противоречащими принципу равенства между ними. Только в V в. до  Р.  Хр.
впервые явились у греков настоящие портретные гермы и статуи, а именно в
числе произведений Димитрия Алопекского,  жившего  во  времена  Перикла.
Реалистическое  направление  окончательно   утвердилось   в   портретной
скульптуре при Александре Македонском, благодаря Лизиппу  и  его  брату,
Лизистрату, который первый стал формовать маски с  натуры.  Впоследствии
П. размножились не только в  пластике,  но  и  в  живописи,  при  чем  в
последней достигли уже до большего совершенства, как мы можем  судить  о
том по многочисленным доскам с изображением  лиц  покойников,  находимых
при саркофагах греко-египетских мумий. Из Греции любовь к П.  перешла  к
римлянам, которые к прежним родам пластических  портретных  изображений,
статуе и герму, прибавили новый род - бюст. От римской  эпохи  дошло  до
нас огромное количество портретных изваяний  реалистичных  и  идеальных,
исполненных  приезжими  в  вечный  город  греческими  художниками  и  их
римскими учениками, в том  числе  поражающих  своею  экспрессивностью  и
совершенством технического исполнения (каковы напр. две  сидящие  статуи
поэтов Менандра  и  Позидипа,  статуи  Эврипида,  Демосфена,  полководца
Фокиона, имп. Августа и др. в Ватиканском музее, Софокла, в  Латеранском
музее, Аристокла и Помпея, в Палаццо-Спада, Пиндара и Aнакреона, в вилле
Боргезе, в Риме, и пр.). В Средние века портретный род  как  скульптуры,
так и живописи находился почти в полном упадке, и только с  наступлением
эпохи  Возрождение  занял  видное  место  среди  других   художественных
отраслей. В Италии его воскресили прежде всего  скульпторы  -  Дезидерио
да-Саттиньяно, Мино даФьезоле, Росселлино, Л. делла-Роббиа, Донателло  и
пр., быстро  достигшие  до  блестящих  результатов  в  своем  стремлении
воспроизводить  человеческую  физиономию  верно   с   действительностью,
определенно выражать характеры и, в тоже время,  соблюдать  благородство
стиля. Значительно позже их выступили на тот же путь живописцы, но зато,
в период полного расцвета итальянского искусства, явилась целая  фаланга
даровитых и гениальных художников. которые возвели П. на степень  высоко
изящной картины, увековечивающей всю сущность характера данного  лица  в
момент самого яркого ее  выражения.  Рафаэль,  С.  дель-Пьомбо,  Тициан,
Джорджоне, Тинторетто и толпа других мастеров  прославились  столько  же
своими П., сколько и историческими картинами. Еще раньше, чем итальянцы,
в XV  ст.,  весьма  успешно  возделывали  П.  в  натуралистическом  духе
нидерландские живописцы, во главе которых стоят  братья  ван-Эйки  и  Г.
Мемлинг. В следовавшем после них развитии нидерландской  живописи  и  по
разделении ее на самостоятельные фламандскую  и  голландскую  школу,  П.
приобретал все большее и большее значение в деятельности художников и  в
связи с общим направлением этих школ совершенствовался, главным образом,
в  отношении  колорита  и  светотени.  Величайшими  портретистами  между
фламандцами были Рубенс и ван-Дейк, а между голландцами - Рембрандт,  Ф.
Гальс, ван-дер-Гельст и Терборх. Из  старонемецких  живописцев  особенно
знамениты,  как  портретисты,  А.  Дюрер  и  Г.  Гольбейн  Мл.  Наиболее
выдающимися представителями П. в  цветущую  пору  испанской  школы  были
Веласкес  и  Карреньо-де-Миранда.  С  исходом  XVII  ст.  манерность   и
условность, водворившиеся вообще в искусстве, помешали П. удержаться  на
достигнутой им высоте и  даже  отодвинули  его  на  второй  план  как  в
живописи, так и в скульптуре; тем не  менее,  конец  XVII  и  XVIII  ст.
произвели таких замечательных портретистов,  как  П.  Миньяр,  Г.  Риго,
Детруа и Н. Ларжильер во  Франции,  Купецкий,  Р.  Менгс  и  А.  Граф  в
Германии, Рейнольдс, Лауренс и  Гайнсборо  в  Англии,  Гойя  в  Испании,
Левицкий и Боровиковский в России. В это время распространилась любовь к
гравированным  П.,  а  также  к  исполненным   пастелью   и   миниатюрно
акварельным, по части которых явилось много  весьма  искусных  мастеров,
что продолжалось до 50-х годов настоящего столетия - до той  поры,  пока
изобретение светописи не сократило запроса на труд  этих  художников,  и
общедоступные по своей дешевизне фотографические П. не стали все более и
более  входить  в  обращение  вместо  дорогих  рисованных,  писанных   и
гравированных от руки. При всем том,  и  в  настоящее  время  портретная
живопись, как масляными красками, так и  акварелью,  не  перестает  быть
отраслью искусства, доставляющей образцовые произведения. Из  живописцев
XIX в., особенно замечательными портретистами  выказали  себя:  французы
Давид, Жерар, Энгр, П.  Деларош,  Эбер,  Винтергальтер,  Бонна,  Каролюс
Дюран, Дюбюф, Ландель; немцы -  Вах,  Магнус,  Гензель.  Г.  Рихтер,  Ю.
Шрадер, К. Бегас, О. Бегас,  Амерлинг,  Ангели,  Ленбах.  Фр.  Каульбах;
англичане
   - Милле, Оулес, Геркомер, Пойнтер; русские - Варнек,  Кипренский,  К.
Брюллов, Тропинин, Зарянко, Перов и Крамской.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz