Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Политика - Этим термином обозначают: 1) одну из социальных  наук,  2)
совокупность реальных фактов, изучаемых ею и 3) так назыв.  политическое
искусство. П., как наука, имеет довольно неопределенное содержание.  Для
Аристотеля П. была наукой о государстве;  такою  же  она  оставалась  до
последнего времени. Еще Рошер, напр.,  в  предисловии  к  своей  "П.  ",
заявляет, что он  понимает  "слово  П.  в  аристотелевском  смысле,  как
историческое учение о государстве", и сообразно с этим включает  в  свой
трактат только учение о  различных  государственных  формах.  Как  общее
учение о государстве понимают политику  также  Вайц,  Дальман  и  многие
другие. Были попытки обратить П. в учение  об  обществе  и  слить  ее  с
социологией  (Бенуа),  но  вообще   в   настоящее   время   установилось
преимущественно иное, более узкое понимание этой  науки.  С  увеличением
суммы знаний о государстве аристотелевская П. обратилась в целый цикл ".
государственных наук", из  которого  выделились  политическая  экономия,
наука о финансах, статистика, и различные юридические дисциплины, в  том
числе государственное право, как  наука  о  строении  государства  и  об
отношении  между  верховною  властью,  ее  органами  и  подданными.   Из
государственного права многие (Блунчли,  Гольцендорф  и,  др.)  выделяют
"общее учение о  государстве",  как  самостоятельную  науку,  по  своему
содержанию всего ближе подходящую к П.  Аристотеля.  Однако,  и  у  этих
писателей П.  не  имеет  общего  определения.  Для  Блунчли  это  наука,
рассматривающая  преимущественно  течения  и  изменения  государственной
жизни",  вообще  -  теория  государственной  жизни   и   ее   изменений,
противополагаемая науке права, как теории государственного состояния; П.
относится к праву, как динамика к статике. Подобные же определения  дают
Фрёбель, Цёпфль, Ешер. Моль  определяет  П.,  как  "науку  о  средствах,
которыми осуществляются в действительности  цели  государств>.  К  этому
определению примыкает  Гольцендорф,  внося  в  него  только  поправку  о
необходимости для науки самостоятельного изучения целей государства; для
него "объектом П. могут быть все события и явления человеческой жизни  и
деятельности, которые находятся в связи  с  сознательным  стремлением  к
осуществлению целей государства". Б. Н. Чичерин также считает П наукой о
способах достижения государственных целей. Определение Блунчли,  понятое
буквально, слило бы П. с историей или философией истории и лишило бы  ее
самостоятельного  места  в  ряду  наук;  но  Блунчли  ограничивает  свое
определение, признавая предметом П. только  те  явления  жизни,  которые
"служат средствами для достижения государственных целей или направлены к
известным задачам общественной жизни:". Таким образом П.  в  современном
смысле сводится обыкновенно к  изучению  тех  целей,  к  которым  должно
стремиться или  действительно  стремится  государство,  и  тех  средств,
которые оно употребляет для достижения своих целей. С динамикой науки  о
государстве П. имеет немного общего, так как учение о революциях, напр.,
в ее состав не входит. С наукою права она  тоже  не  сливается,  являясь
необходимым ее  дополнением  и  завершением.  Так  напр.,  госуд.  право
изучает  структуру  государства  -  но  при  одинаковом   составе,   при
одинаковой организации госуд. строй в различных  странах  или  в  разное
время может действовать в диаметрально противоположных направлениях. Вот
эти то направления деятельности и изучает П.  Другой  пример:  уголовное
право  изучает  наказание,  как  главный  способ  борьбы  государства  с
преступлением;  но  даже  при  строго  установившемся  правовом  порядке
остается довольно широкое поле для того или иного применения  наказаний,
в особенности благодаря институту помилования и  амнистий.  Вот  это  то
применение  наказания,  сообразно  с  задачами   данного   исторического
момента,  и  входит  в  содержание  П.  При  рационалистическом   складе
убеждений прежних писателей о П., они ставили  общую  цель  для  всякого
государства и затем рассматривали средства, которые могут  наикратчайшим
путем вести к ее достижению; наиболее яркими образцами такого  отношения
к  П.  являются  произведения  Платона  ("Политик",  "Государство",   "О
законах"). Исторический склад всех наук в XIX в. привел к убеждению, что
ни общей для всех государств цели, ни общих для всех государств  средств
быть не может: благодаря этому П. приняла более реальный и, в частности,
исторический   облик;   она   строится   обязательно    на    фундаменте
государственного права и истории. Даже в одном государстве не может быть
одной общей цели; государство всегда  состоит  из  многих  разнообразных
общественных  групп,  из  которых  каждая  преследует  свои  собственные
интересы; борьба этих групп определяет ход государственной жизни.  Таким
образом в содержание  П.,  как  науки,  прежде  всего  входит  учение  о
действующих в государстве силах, которые по отношению к  государственным
целям являются политическими партиями (см.).  Подобно  термину  история,
которым обозначается как самый ход прошлой  жизни  человечества,  так  и
наука, его исследующая, термином П. обозначается не только наука,  но  и
совокупность   действительных   стремлений   государства   и    средств,
применяемых для их осуществления; поэтому можно  говорить  о  разумности
или неразумности П. того  или  другого  государства,  того  или  другого
государственного деятеля, о  "коварной  П.  Англии",  "эгоистической  П.
Бисмарка" и т. п. В П. часто  различают  два  главных  направления:  "П.
реальных интересов" и  "П.  идеалов"  или  "П.  принципиальную".  Первая
стремится к достижению непосредственных  выгод,  вторая  -  к  торжеству
общих  принципов  права  и  справедливости;  в  пример  первой  приводят
обыкновенно П. Пруссии и Германии в эпоху Бисмарка, а также П. Англии, в
пример  второй  -  П.  священного  Союза  или  П  России  на  Балканском
полуострове.  Это  разделение  не  выдерживает   исторической   критики:
осуществление  известных  идеалов  всегда  тесно  связано  с   реальными
интересами. П. делится на  иностранную  или  внешнюю,  часто  называемою
высшею П., и П.  внутреннюю.  Политика  внешняя  завершает  собою  науку
международного права. Внутренняя П. делится на П. финансовую,  торговую,
уголовную, церковную, социальную и т. д.; каждому  виду  государственной
деятельности соответствует какая-нибудь отрасль политики. Колониальная и
таможенная П. занимает как бы середину между иностранной и внутренней П.
Совокупность  технических  правил  для  управления  государством  и  для
осуществления его задач - правил частью построенных на науке П.,  частью
внушаемых непосредственно гением отдельного человека - составляет П. как
искусство.

   Литература  политики  громадна.  Кроме  древних  сочинений   Платона,
Аристотеля, Макиавелли, Бодена, Гуго  Гроция,  Монтескье  и  др.,  кроме
сочинений по частным вопросам, см.  В.  Constant,  "Cours  de  politique
constitutionnelle" (П., 1816 - 20; 2 изд.,  Лабуле,  П.,  187S);  Buchez
"Traite  de  politique   et   de   science   sociale"   (Париж,   1866);
Herrenschneider, "La religion et la politique  de  la  societe  moderne"
(П., 1867); Jules Simon, "La politique radicale"  (П.,  1868);  Baillet,
"Forces  des  Etats"  (П.,  1868);  Parieu,  "Principes  de  la  science
politique" (2 изд., П.. 1875); Funck Brentano, La politique;  principes,
critiques, reformes" (П., 1893); Benoist,  "La  politique"  (П.,  1894);
Dabhlmann, "Die Poiitik, auf  den  Grund  und  das  Mass  der  gegebenen
Zustande zuruckgefuht" (1 т., единственный,  Геттинген,  1835;  2  изд.,
Лиц., 1847); Fries, "Polilik  oder  philosophische  Staatslehre"  (Вена,
1848); Walter, "Naturrecht und Poiitik im Lichte der  Gegenwart"  (Бонн,
1863); Моhl, "Staatsrecht, Volkerrecht und Роlitik"  (Тюбинген,  1862  -
69); Waitz, "Grandzuge der Politik" (Киль, 1862); Frobel,  "Theorie  der
Politik" (Вена, 1864); Bluntschli, "Gesch. des allgemeinen  Staatsrechts
und der P. seit dem XVI J. bis zur Gegenwart" (Мюнхен, 1864;  есть  рус.
пер.); его же, "Politik als  Wissenschaft"  (Штуттгарт,  1876);  Escher,
"Handbuch  der  praktischen  P."  (1863);  Huhn,  "P.,   Grundzuge   der
praktischen Staats-Kunst" (Лпц., 1865);  Holtzendorff,  "Prinzipien  der
P." (Б., 1869, 2 изд., 1879); Roscher,  "P."  (Штуттг.,  1892,  2  изд.,
1893); Ratzenhofer, "Wesen und  Zweck  der  Politik"  (Лпц.,  1893);  H.
Spencer, "Social Statics" (Л., 1851); С. Lewis, "Treatise of the methods
of observation and reasoning in politics" (Лондон, 1852); Sidgwick, "The
elements  of  politics";  Treitschke,  "P."  (Лпп.,   1897;   посмертное
издание); Стронин, "Политика как наука" (СПб., 1872); Чичерин, "П." (М.,
1898). Для греческого учения о П. важно соч.  Oncken,  "Die  Staatslehre
des Arisloteles".
   В. В - в.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz