Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Поликлет - один из величайших древнегреческих скульпторов,  родом  из
Сикиона, глава пелопонесской школы ваяния, ученик, или,  что  вероятнее,
последователь аргосца Агелада, бывшего учителем Фидия и Мирона; жил в  V
веке до Р. Хр. Поселившись навсегда в Аргосе, он  продолжал  работать  в
духе Агелада, при  чем,  в  противоположность  Фидию,  создавшему  идеал
божественного величия, стремился установить  тип  внешней,  человеческой
красоты. Он изображал преимущественно фигуры юных  атлетов,  из  которых
наибольшею  славою  пользовались  "Дорифор"  (копьеносец)  и  "Диадумен"
(юноша, надевающий себе  на  голову  повязку).  Первую  из  этих  статуй
древние называли каноном, т. е. закономерною; существует даже  предание,
что  она  была  изваяна  П.  для  подтверждения  правил,  изложенных   в
недошедшем до нас его трактате о пропорциях человеческого тела,  имевшем
название   также   канона.   Древние   писатели   (Лукиан   и   Галлиен)
свидетельствуют,  что  по  П.  красота  тела  обусловливалась  гармонией
отдельных его членов, именно  -  известною  пропорциональностью  пальцев
между собою, всех пальцев  вместе  взятых  к  пясти,  этой  последней  к
запястью и т. д. Копию первой из означенных статуй ар  хеологи  видят  в
Дорифоре неаполитанского музея, а также в фрагментах  торса  берлинского
музея  и  в  бронзовой  голове  неаполитанского.  Но,  к  сожалению,  по
неаполитанской статуе нельзя составить себе вполне ясного  представления
об оригинале, так как ее исполнитель, скульптор  римской  эпохи,  придал
фигуре  Дорифора,  которая  в  оригинале  П.  изображала   юношу,   едва
вступающего в  зрелый  возраст  (viriliter  puer),  мускулистые,  мощные
формы,  сильно   напоминающие   излюбленный   римскими   ваятелями   тип
гладиатора.  Равным   образом   едва   ли   вполне   передают   оригинал
воспроизведения второй из названных статуй; даже лучшие из них, Диадумен
Фарнезский и Диадумен британского  музея,  мало  соответствуют  описанию
поликлетовского Диадумена, представлявшего, если верить преданиям, юношу
с  нежными.  еще   развивающимися   формами   (molliter   juvenis).   П.
воспроизводил также женское тело. По рассказу Плиния, лучшие  скульпторы
Греции - Фидий, Кресилай, Фрадмон и П.  были  приглашены  участвовать  в
конкурсе на исполнение статуи амазонки для ефесского храма, при  чем  им
было   предоставлено   решить   самим,   чье    произведение    окажется
превосходнейшим.  Каждый  из  конкурентов  отвел  первое   место   своей
собственной работе, а на второе  все  три  соперника  П.  поставили  его
статую, вследствие  чего  он  и  был  признан  победителем.  Повторением
амазонки считают "Раненую  амазонку"  берлинского  музея,  изображающую.
молодую женщину сильного сложения, с крепкими  мускулами,  но  вообще  с
плавными, округлыми формами. Некоторое  отступление  от  реалистического
направления   П.,   выразившегося   в   вышеперечисленных   скульптурах,
замечается в  исполненной  им  для  аргосского  храма  хрисоэлефантинной
статуе Геры, свободным повторением которой, быть может, следует признать
Фарнезскую Геру неаполитанского музея. О П. история говорит также как об
архитекторе, ему приписывается постройка театра и одеона в Эпидавре. Ср.
Friederichs, "Der Dоryhогоs des Polyklet" (Б., 1869);  Conze,  "Beitrage
zur Geschichte der  griech.  Plastik"  (Галле,  1860);  Michaelis,  "Tre
statue Policletee" (в "Annali dell' Inatituto archeol.", Рим, 1878).
   А. А. С-в.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz