Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Площадь  -  часть  поверхности,  ограниченная  каким-либо   замкнутым
контуром. Величина П. выражается числом заключающихся в  ней  квадратных
единиц. Вычисление П.  производится  с  помощью  приемов,  излагаемых  в
геометрии и приложении интегрального  исчисления  к  геометрии.  Плутарх
(PloutarcoV, ок. 46 - 120 г. по Р. Хр.) - знаменитый греческий моралист,
родился в богатой семье в Херонее (в Беотии), получил высшее образование
в Афинах, где примкнул к академическому философу  Аммонию.  Ему  удалось
побывать и в Александрии. Он учился  физике  и  естественным  наукам,  в
молодости  занимался  и  риторикою,  но  вскоре  отстал  от  ее  и,  как
приверженец  Платона,   находился   в   решительной   вражде   с   общим
софистическим направлением своего века. В Риме он бывал  несколько  раз;
впервые пришел он туда еще молодым человеком при императоре  Beспасиане.
Он достиг некоторого влияния при дворе императоров, есть  известие,  что
Траян требовал от наместников Ахайи, чтобы они в  управлении  провинцией
руководились указаниями  П.  Адриан  также  покровительствовал  ему,  но
известие о том, что П. был воспитателем этого  императора,  вымышлено  в
средние века. В родном своем городе П. был избираем смотрителем построек
и архонтом; может быть, он был и беотархом. С  дельфийскими  жрецами  П.
поддерживал тесную связь; Афины  дали  ему  право  гражданства.  Он  был
примерным семьянином, жил в полном согласии с согражданами и находился в
дружбе и переписке со многими римлянами и греками. большую часть  своего
досуга он уделял обучение сыновей и других молодых людей, не  устраивая,
однако, настоящей школы. Часть его бесед с учениками вошла в записи  его
сочинений. Большая часть его сочинений  дошла  до  нашего  времени;  они
очень  многочисленны.   Как   видно   из   каталога   некоего   Ламприи,
предполагаемого ученика П., в  древности  насчитывалось  их  всего  210.
Сохранившиеся произведения П. делятся на два главных  класса:  биографии
или исторические труды и философскопублицистические сочинения, известные
под общим названием "HJika" или "Moralia". Из первой группы дошло до нас
46  параллельных  биографий,  к  которым  примыкают  еще   4   отдельных
жизнеописания (Артаксеркса, Ареста, Гальбы и Отона); несколько биографий
утеряно. Соединение двух параллельных жизнеописаний - биографии грека  с
биографиею  римлянина  -  соответствовало  давнему   обычаю   биографов,
заметному еще у Корнелия Непота, и притом очень подходило к взглядам П.,
который  всей  душой  был  предан  прошлому  своего  народа,  но  охотно
признавал изумительную силу римской государственности и одинаково считал
в числе своих ближайших друзей и греков, и  римлян.  В  большинстве  пар
причина соединений понятна сама по себе  (соединены,  напр.,  величайшие
ораторы - Цицерон и Демосфен, древнейшие законодатели - Ликург  и  Нума,
знаменитейшие полководцы - Александр и Цезарь). У 19 пар П. дает еще,  в
заключение биографий, краткое указание общих черт и главнейших  различий
сравниваемых  мужей.  Автор  нигде  не  является  историком,  критически
исследующим  факты;  его  цель  -   дать   философские   характеристики,
представить  данную  личность  возможно  всесторонне,  чтобы  нарисовать
поучительную картину, побудить читателей к добродетели и воспитать их  к
практической деятельности. Этою  целью  объясняется  большое  количество
фактов  из  частной  жизни  изображаемых  лиц,  анекдоты  и   остроумные
изречения,  изобилие  моральных  рассуждений,  разнообразные  цитаты  из
поэтов. Недостаток исторической критики и глубины политической мысли  не
мешал и до сих пор  не  мешает  биографиям  П.  находить  многочисленных
читателей, интересующихся их разнообразным и поучительным содержанием, и
высоко ценящих теплое гуманное чувство  автора.  Как  бы  дополнением  к
биографиям  являются  "Апофегмы  царей  и  полководцев",  к  которым   в
рукописях присоединяется  подложное  письмо  П.  к  Траяну  и  столь  же
подложные мелкие собрания разных иных "апофегм". Некоторое  отношение  к
истории  имеют  и   описания   странных   обычаев   римлян   и   греков,
заимствованные П. у Варрона, Аристотеля  и  других,  а  также  несколько
риторических опытов об афинянах, Александре Вел., римлянах.  Философские
сочинения П. называются обыкновенно "моральными" (Moralia);  есть  между
ними, однако,  и  трактаты  религиозные,  политические,  литературные  и
естественно-исторические. По форме, между этими  трактатами  преобладают
диалоги. Мы имеем здесь прежде всего ряд  сочинений,  в  которых  даются
педагогические указания и советы молодым людям, приступающим  к  занятию
философскими науками. Далее, несколько  сочинений  посвящено  объяснению
трудных мест в диалогах Платона и полемике со стоиками  и  эпикурейцами.
Диалог "Против Калота", многочисленными своими выдержками из  Гераклита,
Демокрита, Парменида, Эмпедокла и эпикурейцев, весьма важен для  истории
греческой философии. Специально этике посвящено П. около  20  сочинений,
являющихся, в большинство случаев, как бы проповедями, в  которых  автор
старается "научить добродетели" множеством примеров из жизни и цитат  из
поэтов. Они схожи  с  некоторыми  сочинениями  Сенеки.  На  определенные
случаи  написаны  П.  три  "утешительные  речи"  (paramuJicoi):  одна  к
собственной его жене, по случаю смерти дочери, другая  к  изгнанному  из
родины другу, третья к отцу, потерявшему сына. Мораль у П. всегда  тесно
связывается с религией; он стремится  к  очищению  веры  и  культа  и  к
согласованию их с философией. П. восставал против суеверий, а так  же  и
против атеизма эпикурейцев и прагматического рационализма  евгемеристов.
Собственная его религиозная система составлена из демонологии, мантики и
аллегорического  объяснения  мифов.  Очень  глубок  по  мысли  и   богат
содержанием диалог :"О позднем наказании безбожника", подобно  "Политии"
Платона оканчивающийся фантастическим изображением  загробного  мира.  К
теософическим  сочинениям  П.  относится  также  диалог   "О   демонионе
Сократа". Из естественноисторических сочинений  П.  наиболее  значителен
диалог "О видимом на диске луны лице", в  котором  сохранены  любопытные
известия о предшественнике  Коперника,  астрономе  Аристархе  Самосском.
Характерны для П. его сочинения о животных, в душевную жизнь которых  он
пытается проникнуть; он сильно восстает против мучения людьми  животных.
П. был врагом эпикурейского принципа "LaJe biwsaV"  ("живи  в  тиши")  и
настаивал на необходимости общественно-политической деятельности. На эту
тему им  написано  несколько  рассуждений,  многие  из  которых  вызваны
случайными поводами. Основою государства П.  считал  семью,  восхвалению
которой посвящены им особые сочинения; из них особенно выдаются  "Gamica
paraggelmata". П. принадлежат  также  комментарии  к  Гезиоду,  Арату  и
Никандру, дошедшие до нас в отрывках,  критическая  статья  о  Геродоте,
сравнение Аристофана с Менандром  и  важный  для  истории  диалог  "Peri
mousichV",  с  большими  выдержками  из  лучших  писателей   о   музыке,
Аристоксена и Гераклита.  Более  всего  отразилась  личность  П.  в  его
"Застольных  беседах"  (Sumposiaca),   которые,   в   9   книгах,   дают
непринужденные  рассуждения  о   самых   разнообразных   предметах:   об
удобоваримости пищи, о воздержании евреев от свинины, о венках, о  числе
муз, о видах танцев и т. д., при чем все эти рассуждения переплетаются с
обильными и удачными цитатами из поэтов  и  прозаиков.  К  Sumposiaca  в
рукописях П. примыкает "Пир семи мудрецов", принадлежащий П., как теперь
доказано, столь же мало, как и "Биографии 10  ораторов",  "Жизнеописание
Гомера", сочинения "О догматах философов", "О реках"  и  мн.  др.  соч.,
раньше приписываемых Плутарху. П. был характерный  представитель  многих
лучших сторон эллинского миросозерцания; его  отличительные  свойства  -
добродушная искренность, нравственная теплота; спокойная  умеренность  в
суждениях, оптимистичный взгляд на вещи.  Жалкое  положение  современной
ему Эллады отразилось, однако, и на  нем:  он  далек  от  свободолюбивых
мечтаний и горячего  стремления  вперед,  консервативен  во  всех  своих
воззрениях, обо всем судит с односторонней этической точки зрения и ни в
чем  даже  и  не  старается  пролагать  новых  путей.  О   сравнительных
достоинствах рукописей П. см. критические  аппараты  к  изданиям  Reiske
(Лпц., 1774 -  82),  Sintenis  ("Vilae",  2  изд.,  Лпц.,  1858  -  64);
Wyttenbach ("Moralia", Лпц., 1796 - 1834),  Bernardakes("Moralia",  Лпц.
1888-95), также Treu, "Zur Gesch. d. Ueberlieferung von  Plut.  Moralia"
(Бресл., 1877 - 84). Словарь плутарховского языка -  при  назв.  издании
Wyttenbach'a. О жизни П. скудные сведения дает Свида. Из новых соч.  ср.
Westermann, "De Plut. vita et scriptis" (Лпц.. 1855); Volkmann.  "Leben,
"Schriften   und   Philosophie   des   Plutarch"   (Б.,   1869);   Muhl,
"Plutarchische Studien" (Аугсбур, 1885) и  др.  Из  переводчиков  П.  на
новые европейские языки особою славою пользовался Амио . На русский язык
П.  стали  переводить  еще  с  прошлого  века:  См.  переводы  Писарева,
"Наставления П. о детоводстве" (СП б., 1771) и "Слово о не  преступающем
любопытстве"   (СП   б.,   1786);   Ив.   Алексеева,   "Нравственные   и
философические сочинения П. " (СП б., 1789); Е.  Сферина,  "0  суеверии"
(СП  б.,  1807);  С.   Дистуниса   и   др.   "Плутарховы   сравнительные
жизнеописания" (СП б., 1810, 1814 - 16, 1817 - 21); "Жизнеописания П.  "
под ред. В. Герье (М" 1862); биографии П. в  дешевом  изд.  А.  Суворина
(пер. В. Алексеева. т. I - VII) и под заглавием "Жизнь и дела знаменитых
людей древности" (М., 1889, 1 - II); "Беседа о лице,  видимом  на  диске
луны"  ("Филол.  Обозрение"  т.  VI.  кн.  2).   Ср.   исследование   Я.
Елпидинского     "Религиознонравственное     мировоззрение      Плутарха
Херонейского" (СП б., 1893).
   А. М. Л.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz