Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Письма темных  людей  (Epistolae  obscurorum  virorum)  -  знаменитый
памфлет начала XVI в. Ни в одном сочинении не отразилась так ярко борьба
между представителями гуманизма и обскурантизма, нигде не были  так  зло
осмеяны невежество,  самомнение  и  бездарность  главных  членов  старой
партии. Непосредственным поводом к написанию П. послужила полемика между
Рейхлином и Пфефферкорном, из-за апокрифических еврейских книг,  которые
Пфефферкорн считал нужным истребить; затем борьба перешла на более общую
почву. После ряда памфлетов, выпущенных тою и другою стороной  ("Глазное
зеркало", "Зажигательное стекло", "Триумф Капниона" и т. д.), появились,
наконец, "Epistolae obscuroгum virorum" -  собрание  вымышленных  писем,
будто бы написанных разными обскурантами и адресованных Ортуину  Грацию,
одному из главных противников гуманистического движения. Язык "П. темных
людей" - испорченный латинский, с примесью немецких слов, т.  е.  именно
такой, на каком зачастую писали тогда обскуранты. Стиль  П.  -  искусное
подражание высокопарному и запутанному слогу большей части  произведений
старой партии. Вопросы, волнующие и затрудняющие "темных людей", сами по
себе достаточно характерны; один  желает,  напр..  узнать,  как  следует
называть  того,  кто  готовится  получить  степень  доктора   богословия
(magister noster) - noster  magistrandus  или  же  magister  nostrandus?
Другой желает быть успокоенным насчет того, не совершил  ли  он  тяжкого
греха, съев в  постный  день  яйцо,  в  котором  уже  находился  зародыш
цыпленка; третьего мучит воспоминание о том, как однажды он, по  ошибке,
отвесил на улице низкий поклон какому-то  еврею  в  длиннополой  одежде,
приняв его издали за доктора богословия; четвертый пресерьезно разбирает
вопрос о том, можно  ли  назвать  какого-нибудь  ученого  членом  десяти
университетов, и приходит к заключению, чтo
   - нет, потому что нельзя быть  одновременно  членом  нескольких  тел.
Мнимые корреспонденты  Ортуина,  нападая  на  гуманистов,  высказываются
вообще против чрезмерной учености, например против изучения греческого и
еврейского языка. В тексте "vos estis sal terrae" (вы  соль  земли)  они
принимают estis за форму от глагола edere  -  есть;  слово  Капнион  они
считают  еврейским;  слово  Mercurius  они  объясняют,  как  "mercatorum
curius" (заботящийся о купцах), Маvors (Марс)  разлагают  на  "mares"  и
"vorans" (пожирающий самцов);  "magister",  по  их  мнению,  состоит  из
"magis" (больше) и "ter" (трижды), потому что магистр должен знать втрое
больше, чем обыкновенные люди. Искусно затронуты в  письмах  вопросы  об
индульгенциях,  о  безнравственности   католического   духовенства,   об
отрицательных сторонах монашеских орденов и т. д.; местами  авторы  "П."
явились, в этом случае, предшественниками Лютера и его  сподвижников,  и
несомненно  только  по  недоразумению  реформатор  отнесся  к   памфлету
холодно, даже враждебно, как это видно из одного его письма  (1517  г.).
Заглавие: "П. темных людей" было навеяно сочинением Рейхлина: "Epistolae
clarorum virorum" (1514; во втором издании - "illustrium").  "П.  темных
людей" состоят из 2-х частей; 1-я  появилась  в  1515  г.  и,  вместе  с
дополнением к ней, изданным несколько позже, заключает  в  себе  48  П.;
вторая (1517) состоит из 70 П.  (также  вместе  с  дополнением).  Третья
часть "П. темных людей", напечатанная в 1689 г., не связана  органически
с первыми двумя, составлена посторонним лицом и  принадлежит  к  той  же
группе подделок или подражаний "П.",  как  напр.  "Epistolae  obscurorum
virorum de concilio  Vaticano",  выпущенные  в  свет  в  нашем  столетии
(1872). Немало догадок возбуждал вопрос о том, кто  был  автором  П.  По
мнению  Дав.  Штрауса,  подкрепленному  вескими   аргументами,   главным
составителем их был гуманист Крот  Рубиан,  а  во  второй  части,  более
серьезной, отражающей  местами  реформационные  идеи,  чувствуется  рука
Ульриха фон-Гуттена. Вскоре после выхода  в  свет  "П.  "  авторство  их
приписывалось  Рейхлину,  потом  Эразму  и  Гуттену;  в   разное   время
высказывались также предположения относительно участия в составлении  П.
Германна фон Нуэнара, Эобана Гессе и нек. др. При самом появлении  своем
"П. темных людей" ввели многих в заблуждение; коегде люди старой партии,
не разобрав иронии, сочли их произведением  подлинных  обскурантов  и  с
радостью покупали книгу; скоро они поняли свою ошибку и увидели, как зло
посмеялись над ними противники. Озлоблению обскурантов не было  предела;
желая отомстить анонимным авторам, они добились  того,  что  папа  издал
приказание об истреблении экземпляров П.,  где  бы  они  ни  нашлись,  и
безусловно осудил их, как еретическую и безнравственную книгу. Ортуин  и
его единомышленники пытались бороться с авторами  "П.  темных  людей"  и
литературным путем; с этой целью выпущены были "Сетования темных  людей"
("Lamentationes  obscurorum   virorium,   поп   prohibitae   per   sedem
apostolicam, Ortuino Gratio auctore", 1518). Это была попытка  выставить
"темными людьми" самих гуманистов, оплакивающих будто бы неудачный исход
предпринятой ими полемики. Но ни  это  ответное  произведение,  довольно
бездарное, ни стеснительные меры  против  "П.  темных  людей"  не  могли
помешать крупному их успеху; в короткое время они были изданы  несколько
раз  и  породили  множество  подражаний.  И  теперь  "П.  темных  людей"
производят впечатление смелого, остроумного  памфлета,  многие  страницы
которого  могут  быть  прочитаны  с  большим  удовольствием.   Неприятно
поражает местами грубоватый, цинический тон, прорывающийся иногда в  "П.
темных людей" - напр. в намеках на интимные  отношения  Ортуина  к  жене
Пфефферкорна. Историческое значение "П. " было весьма велико; в  истории
борьбы между  истинным  просвещением,  независимыми  взглядами,  широким
кругозором - с одной стороны, и педантизмом, нетерпимостью и  умственной
ограниченностью - с другой, "П. темных людей" занимают видное и почетное
место. Ср. Дав. Штраус, "Ульрих фон Гуттен" (русский перевод под ред. Э.
Радлова, СПб.,  1896);  Н.  Puntz,  Ulrich  von  Hutten"  (Лпц.,  1876);
Reichenbach, "Ulr. v. Hutten" (Лпц., 1877); Ludwig  Geiger,  "Reuchlin";
C. Krause,  "H.  Eobanus  Hessus";  H.  UImann,  "Franz  v.  Sickingen";
Kampschulte, "De Croto Rubiano" (Бонн, 1862); его же,  "Die  Universitat
Erfurt  in  ihrem  VerhaItnisse  zu  Humanismus  u.   Reformation";   А.
Кирпичнииков, "П. темных людей" (статья в "Ж. М. Н. Пp.", 1869, CXLIII);
Hagen,  "Deutschland's  litlerarische  und  religiose  Verhaltnisse   im
Reformationszeitalter (Эрланген, 1841  -  44).  Из  изданий  "П.  темных
людей" лучшее - Восking'a (Лпц., 1864), в дополнительном  томе  собрания
сочинений Ульр. ф. Гуттена.
   Ю. Веселовский.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz