Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Пиррон из Элиды - греческий философ, умерший около 270 г.  до  Р.  X.
Биографические сведения о нем, по большей части легендарного  характера,
сообщает Диоген  Лаэртийский.  П.,  в  качестве  живописца,  сопровождал
Анаксарха. спутника Александра Македонского, во время похода в Азию.  По
возвращении из похода сограждане П. выбрали его  в  жрецы.  Учителем  П.
считают, хотя и без достаточного основания, мегарика  Бризона.  Умер  он
ок. 270 г. до Р. Хр. Сочинений от П. не осталось. Уже древние  почерпали
сведения о нем из сочинений Тимона из  Флиунта,  ученика  П.  Учение  П.
сводится к трем положениям: 1)  о  качествах  предметов  человек  ничего
знать не может; поэтому 2) следует воздерживаться от  какого  бы  то  ни
было суждения о предметах (акаталепсия или афазия) и 3)  человек  должен
придерживаться атараксии, т. е. полного равнодушия. Первое  положение  о
непознаваемости вещей П. доказывал  ссылкою  на  то,  что  познание  как
чувственное, так и разумное шатко; чувственное познание представляет нам
предметы не такими, какие они в действительности, а такими,  какими  они
нам  кажутся;  с  другой  стороны,  всякому   утверждению   может   быть
противопоставлено иное утверждение, и притом с тем же основанием, ибо  и
разумное познание основано на мнении и привычке, а не на  действительном
знании. Впоследствии доказательства в  пользу  шаткости  знания  приняли
форму так называемых 10 троп; но эта форма  принадлежит  уже  не  П.,  а
Энезидему. Если мы не можем ничего знать о  предметах,  то  нам  следует
воздерживаться от суждений о них. Что нам кажется таким  ,  а  не  иным,
того мы не должны выставлять как утверждение, а  лишь  как  субъективное
мнение; поэтому и трем основным положениям своим П. вовсе не  приписывал
значения твердого и общего учения. Из воздержания от  суждения  вытекает
атараксия, ведущая к истинному блаженству. Предрассудки вызывают споры и
страсти людей, для скептика же не существует страстей, для него важно  и
действительно лишь его настроение. Так  как  абсолютное  воздержание  от
суждений  и  действий  невозможно,  то  скептик  следует  вероятности  и
обычаям,  сознавая,  что  он  не  руководствуется  ни  истиной  в  сфере
теоретической, ни твердым убеждением в сфере практической. До  П.  никто
сомнение не возводил в принцип, не делал его методичным;  П.  первый  не
только попытался  систематизировать  сомнение,  но  очень  ясно  отметил
субъективность представлений о качествах предметов. В этом отношении  П.
несомненно пошел дальние, чем шли софисты, оправдание  сомнения  у  него
более  глубокое.  Впрочем,  не  всегда  легко   разграничить   то,   что
принадлежит самому П., от того, что в скепсис было  внесено  позднейшими
скептиками, принадлежавшими к новой академии. Источники для философии П.
-  Диоген  Лаэртийский   (9-я   кн.)   и   Секст   Эмпирик   ("Пирроновы
основоположения" и "Против математиков"). Ср. Waddington, "Pyrrhon et ie
Pyrrhonisme" ("Seances et travaux de l'Acad. d. Sciences mor. et pol. ",
1876); Crousaz, "Examen du Pyrrhonisme ancien et moderue" (Гага,  1737);
Saisset, "Le scepticisme" (П., 1865).
   Э. P.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz