Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Пизано (Pisano) - четыре итальянских художника: 1) Никола П. (род.  в
начале XIII стол., ум. около 1280 г.) - знамениты и скульптор, родом  из
Апулии, прибыл в Пизу уже вполне зрелым художником. Главная  заслуга  П.
заключается  в  том,  что  он,  отрешившись  от  византийской  традиции,
старался возродить в пластики античный стиль. Вопрос о  том,  под  каким
влиянием П. проникся классическим духом, остается до настоящего  времени
открытым, хотя и существует  весьма  правдоподобное  предположение,  что
этот мастер, во время своего пребывания  в  Южной  Италии,  имел  случай
видеть и изучать местные памятники древнегреческого искусства. Первое по
времени произведение П. (1233) рельеф "Снятие со Креста" (находящийся  в
притворе церкви св. Мартина, в Лукке) - еще имеет некоторые  характерные
особенности, какими отличаются скульптуры романского периода. Главная же
его работа, великолепная мраморная  кафедра  в  пизанской  крестильнице,
исполненная в 1260 г., уже сильно отзывается  античным  искусством.  Она
представляет собою как-бы шестигранный ящик, поддерживаемый снизу шестью
колоннами, из которых три стоят на спинах львов, седьмая же, подпирающая
средину ящика - на группе из трех человеческих фигур (еретика,  грешника
и некрещеного), грифа, собаки и льва, держащих  между  передними  лапами
баранью и бычачью головы и сову. Капители угловых колонн соединены между
собою арками; на угловых полях, образуемых этими арками, изваяны пророки
и евангелисты, на самих же капителях  поставлены  аллегорические  фигуры
шести добродетелей. Бока ящика украшены пятью рельефами,  изображающими:
Благовещение,  Рождество  Христово,   Поклонение   волхвов,   Принесение
Младенца Христа во храм, Распятие и Страшный Суд. Хотя в  этих  рельефах
еще  отчасти  сохранены  типы,  установленные  византийским  искусством,
однако, общий  характер  композиции,  фигуры  и  выдержанность  строгого
барельефного  стиля  знаменуют  собою  возрождение  античной   пластики.
Классический стиль, проявившийся в этом произведении, в более смягченном
виде выступает в других работах П., а именно  в  рельефе  саркофага  св.
Доминика (в церкви C. Domenico в Болонье) и в кафедре сьенского  собора,
исполненной художником в 1266 г., при участии его  сына,  Джованни.  Она
сильно напоминает кафедру пизанской крестильницы, но  отличается  от  ее
более  роскошной  орнаментацией;  к  сценам  из  жизни  Спасителя  здесь
прибавлены две: "избиение младенцев" и "Бегство  в  Египет";  первая  из
них, а также "Распятие" отличаются великолепно  переданным  движением  и
пафосом. Кроме означенных работ, Николо П. исполнил, в сотрудничестве  с
Джованни, великолепный фонтан в Перуджи (1277). 2) Джованни П. (род. ок.
1250, ум. ок. 1328) - сын предыдущего; скульптора, архитектор и  ювелир.
В противоположность своему отцу,  П.  не  подпал  под  влияние  античных
образцов, но, познакомившись с произведениями Джотто, старался,  подобно
ему,  передавать  глубокое  чувство  и  религиозное  настроение.   Такое
стремление П.  ярче  всего  выразилось  в  рельефах  фасада  орвиетского
собора, над украшением которого  он  начал  работать  вместе  с  другими
учениками своего отца, в  1290  г.  Эти  рельефы  воспроизводят  историю
грехопадения и искупления вплоть до Страшного Суда; изображенные  в  них
сцены отличаются удивительными для той эпохи натурализмом и эффектностью
-  качествами,  особенно  ясно  выказывающимися  в  моделировке   нагого
человеческого  тела.  Стремление  оттенить  в  рельефах  духовную  жизнь
представленным лицам, при недостаточной еще  выработанности  технических
средств  для  того,  по  необходимости  привело  художников  к  излишней
резкости,  угловатости  я  преувеличениям.  К   той   же   ранней   поре
деятельности П. относятся скульптуры главного алтаря в соборе  Ареццо  -
произведения; исполненного в готическом стиле и  на  котором  изображены
сцены из легенды о св. Донате (1286).  Сильною  страстностью  отличается
изваянный П. рельеф кафедры в црк. Сант-Андреа,  в  Пистойе,  в  котором
художник изобразил  Рождество  Христово,  Поклонение  волхвов,  Избиение
младенцев, Распятие и  Страшный  Суд  (1300).  В  1304  г.  П.  исполнил
гробницу  папы  Бенедикта  XI  (находящуюся  в  црк,   Сан-Доменико,   в
Перуджии).  Из  прочих  скульптурных  работа  этого  художника,  следует
отметить значительное количество статуй Мадонны (самая известная из них,
так  называемая  Мадонна  дель-Фиоре,  украшает   собою   южный   портал
флорентийского собора), чашу для святой воды  в  церкви  Сан-Джованни  в
Пистойе и гробницу Энрико Скровеньи в  црк.  Санта-Mapиа  дель-Арена.  В
Падуе.  Из  архитектурных  произведений  П.,  по  всей   справедливости,
славятся Кампо-Санто в Пизе и фасад сиенского собора. П.,  как  ювелиру,
приписывают изобретение плоской эмали, которая будто бы была им  впервые
пущена в дело при украшении главного алтаря ареццского собора. 3) Андреа
П. (род. ок. 1270 г., ум. ок. 1349 г.) - скульптор и литейщик, родом  из
Пентедеры, свою художественную деятельность начал  в  Пизе  и.  Карраре.
Будучи приглашен потом во Флоренцию, он украсил фасад  тамошнего  собора
скульптурными работами, из которых в настоящее время  уцелели  лишь  две
фигуры апостолов (находящиеся в палаццо  Строцци).  Главная  заслуга  П.
состоит в возрождении древнего литейного искусства;  в  своих  бронзовых
произведениях он  отличался  умелою  композициею  и  точным  соблюдением
правил  передачи  расстояний  и  сокращений  рельефными  планами.  Самые
замечательные из рельефов П., изображающие ряд сцен. из жития св. Иоанна
Предтечи, украшают собою двери флорентийской крестильницы;  модели  этих
рельефов были вылеплены в 1330 г.,  самые  же  двери  отлиты  из  бронзы
венецианцем Лионардо ди Аванцо. Среди прочих  произведений  П.  особенно
замечательны барельефы колокольни флорентийского собора,  представляющие
ветхозаветные сцены и эпизоды истории древнего искусства. В 1345  г.  П.
заведовал мозаичными работами по украшению фасада орвиетского собора. 4)
Нино П. (ум. ок. 1364 г.) - сын предыдущего, скульптора, учился у своего
отца и помогал ему в вышеупомянутых мозаичных  работах.  По  возвращении
своем в Пизу, он окончил начатую Андреа П. Мадонну  в  црк.  Санта-Мариа
Новелла и изваял статую Богородицы с двумя ангелами для црк. Санта-Мариа
дель-Фиоре.  Естественность  и  грация  составляют  отличительные  черты
творчества  этого  мастера,  особенно  хорошо  умевшего   воспроизводить
складки драпировок.  Из  работа  П.,  сверх  вышепоименованных,  следует
отметить: гробницу архиепископа Симона Сальторелли, в црк. св. Екатерины
в Пизе, и "Мадонну, кормящую Младенца своею грудью", в црк.  Санта-Мариа
делла-Спина, в  том  же  городе.  5)  Томмазо  П.  -  брат  предыдущего,
скульптор и архитектор, сочинил в 1364  г.  план  дворца  дожа  Джованни
дельАнджело-де-Конти, а также соорудил гробницу для супруги последнего.
   А. А. С - в.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz