Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Петрушка - народный кукольный театр в России  и  главное  действующее
лицо даваемых на этом театре пьес. Первое известие о нем  мы  находим  в
путешествии   0леария,   к   запискам   которого   приложена   картинка,
изображающая тогдашнего петрушку. По описанию 0леария, "Камедь  о  П.  "
устраивалась таким образом: комедиант,  обвязав  вокруг  тела  простыню,
поднимает ее свободную сторону, натянутую на обруч, вверх;  из-за  краев
ее он показывает своих кукол. "Камедь о П. " относится к так  называемым
пьесам с постоянными типами: меняется содержание, но действующими лицами
всегда остаются сам П., жена его Маланья, Пигасья  или  Акулина,  цыган,
доктор, квартальный, немец,  иногда  "две  арапки"  и  татарин.  Юбку  с
обручем допетровских скоморохов сменила простыня, развешенная на палках,
а  затем  ширмы,  образующие  четырехгранный  столб,   внутри   которого
помещается, с ящиком, показыватель. Куклы высовываются не на проволоках,
как в вертепе , а на пальцах кукольника, воткнутых  в  пустую  голову  и
рукава куклы;  таким  образом  на  сцене  одновременно  могут  быть  два
действующих  лица.  Непременный  аксессуар  представления  -   шарманка,
заменившая  старого  гусляра,  изображенного  Олеарием,  гудочника   или
волынщика. П. говорит хриплым и визгливым голосом, картавя и гнуся,  что
достигается при помощи машинки из бересты, приставляемой  кукольником  к
небу (так наз. практика или пищик). После предварительных переговоров  с
шарманщиком из-за ширм является П., танцует с женой  и  дерется  с  ней.
Цыган предлагает ему купить лошадь и надувает  его:  лошадь  оказывается
норовистой и при первой попытке героя сесть  на  нее  сбрасывает  его  с
седла. На стоны П. является доктор-немец; в ответ на его  расспросы  (по
другому варианту - вместо платы за лечение)  П.  колотит  его  палкой  и
убивает. Следует  комический  монолог  П.,  боящегося  кары,  которая  и
является в лице квартального ("фатальнаго"). П. сперва просит пощады, но
затем кончает и  с  полицейским.  "Эта  расправа  производит  в  публике
настоящий фурор" (Д. А. Ровинский). Пьеса оканчивается или приглашением,
обращенным П. к публике, пожаловать на его свадьбу с Пигасьей, или -  по
другому варианту  -  неожиданным  появлением  собаки,  которая,  схватив
неистово  визжащего  героя  за  нос,   утаскивает   его   в   тартарары.
Представление пересыпано блестками грубого, иногда непристойного  юмора,
иногда площадной бранью. Герой пьесы "блудлив, как кошка,  труслив,  как
заяц" и очевидно сродни героям плутовского романа, равно  как  немецкому
народному Эйленшпигелю и мольеровским  Скапену  и  Сганарелю.  "В  итоге
пьеса такова, что даже название водевиль для ее слишком почетно, а между
тем в ней все признаки оперы, балета и ложноклассической  драмы.  Как  в
опере, в ней оркестр - шарманка - и тенор-солист - П.; как в  балете,  в
ней танцы П. и  Пигасьи;  наконец,  в  ней  есть  три  ложноклассические
единства: времени, места (декорации не меняются)  и  действия  -  драка"
(Алферов).  П.  образовался  из  слияния  элементов  русского  народного
шутовства с чертами итальянского Полишинеля  и  немецкого  Гансвурста  -
Пикельгеринга. Это подтверждается рядом лубочных картинок с изображением
Петрухи Фарноса, "дурацкой персоны", на "виноходной свинье" (непременный
аксессуар Гансвурста) и русскими "перечневыми интермедиями", где, как  и
в "comedia dell'arte" , дана только канва для импровизации. В  наши  дни
П. встречается  все  реже  и  реже.  Ср.  Марионетки.  См.  "Путешествие
Олеария", в Чтениях "имп. Моск. Общ. Ист. Древ." (1868, III, стр.  678);
Алексей Веселовский, "Старинный театр в Европе" (М., 1870, стр. 309); Н.
С. Тихонравов, "Русские драматические произведения. 1672 - 1725 г. " (т.
1, СПб., 18Т4) и "Первое пятидесятилетие русского театра" (М., 1873); П.
0. Морозов, "Очерки  из  истории  русской  драмы"  и  "история  русского
театра"; Д. А. Ровинский, "Русские народные картинки" (т.  V);  Алферов,
"Десять чтений по литературе" (М., 1895); В. Перетц, "Кукольный театр на
Руси" ("Ежегодник Имп. Театров", сезон 1894 - 95 г., прилож. 1,  СП  б.,
1895); П. Пекарский, "Мистерии и старинный театр в России"  (1857).  Вс.
Крестовский, в ст. "искусства на дальнем Востоке ("Худож. Журнал", 1881,
№ 2), приводит русского П. в связь с китайским.
   Ар. Г.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz