Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Петрарка (Франческо Petrarco, 1304 -  74)  -  знамен,  итал.  поэт  и
гуманист, род. в Ареццо, где нашел себе убежище его отец,  флорентийский
нотариус Петракко ди Parenzo:  изгнанный  из  Флоренции  одновременно  с
Данте, за принадлежность к партии  "белых"  (гибеллинов).  После  долгих
скитаний по мелким городам Тосканы, родители 9-летнего П. переселились в
Авиньон, а затем его мать - в соседний Карпантра. Здесь  П.  поступил  в
школу, научился латинскому языку и получил вкус к римской литературе. По
окончании курса (1319) Петрарка, по желанию отца,  начал  изучать  право
сначала в Монпеллье, а потом в болонском университете, где оставался  до
смерти отца (1326). Но право совсем не  интересовало  Петрарку,  который
все более и более  увлекался  классическими  писателями.  По  выходе  из
университета он не сделался юристом, а посвятился  в  священники,  чтобы
найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил  только
рукопись сочинений Цицерона. Поселившись  в  Авиньоне,  П.  сблизился  с
могущественной фамилией Колонна, один из членов которой,  Джиакомо,  был
его университетским товарищем, а в следующем году (1327) впервые  увидел
Лауру, неразделенная любовь к которой  составила  главный  источник  его
поэзии и послужила одною из причин его удаления из Авиньона в уединенный
Воклюз. Покровительство Колонн и литературная известность доставили  ему
несколько церковных синекур; он приобрел домик  в  долине  речки  Сорги,
где, с перерывами, прожил 16 лет (1337 - 1353). Между тем  письма  П.  и
его литературные произведения сделали  его  знаменитостью,  и  он  почти
одновременно получил приглашение  из  Парижа,  Неаполя  и  Рима  принять
коронование лавровым венком. П. выбрал Рим и был торжественно венчан  на
Капитолии (1341). Прожив около года при дворе пармского тирана  Аццо  ди
Корреджио, он снова вернулся, в Воклюз. Будучи пламенным  патриотом,  П.
увлекся попыткою Кола ди Риенцо и писал ему  сочувственные  письма,  что
испортило его отношение к Колоннам и побудило его переселиться в Италию.
После двух продолжительных путешествий по Италии (1344 -  45  и  1347  -
51), где он завязал  многочисленные  дружеские  связи,  между  прочим  с
Боккаччо, П. навсегда покинул Воклюз в 1353 г., когда на папский престол
вступил Иннокентий VI, считавший П.  волшебником,  в  виду  его  занятий
Вергилием. Отклонив предложенную ему кафедру во Флоренции, П.  поселился
в Милане, при дворе Висконти; исполнял разные дипломатические миссии  и,
между прочим, был в Праге у  Карла  IV,  которого  П.  посетил,  по  его
приглашению, еще во время его пребывания в Мантуе. В 1361 г. П.  оставил
Милан и, после неудачных попыток вернуться в Авиньон  и  переселиться  в
Прагу, поселился в Венеции (1362 - 67), где жила его  незаконнорожденная
дочь, с мужем. Отсюда он  почти  ежегодно  предпринимал  продолжительные
путешествия  по  Италии.  Последние  годы  жизни  П.  провел  при  дворе
Франческо да Каррара, отчасти в Падуе, отчасти в подгородной  деревеньке
Арква, где и умер, Произведения П. распадаются на  две  неравные  части:
итальянскую поэзию (Canzoniere) и  разнообразные  сочинения,  написанные
по-латыни. Канцоньере П. заключает в себе сонеты и канцоны, изображающий
любовь  П.  к  Лауре  при  ее  жизни  и  после  ее   смерти,   несколько
стихотворений  разного  содержания,  преимущественно   политического   и
религиозного, и аллегорическая картина любви поэта - Триумфы  (Trionfi),
в которых  изображается  победа  любви  над  человеком,  целомудрия  над
любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и
вечности над временем. Канцоньере, выдержавшее уже до начала XVII в. ок.
200 изданий и комментированное целой  массой  ученых  и  поэтов,  от  Л.
Марсильи в XIV в. до Леопарди в XIX в., определяет значение П. в истории
итальянской и всеобщей  литературы.  Он  создал  истинно  художественную
форму для итальянской лирики: поэзия впервые является у него  внутренней
историей  индивидуального  чувства.  Этот  интерес  к  внутренней  жизни
человека проходит красной  нитью  и  через  латинские  произведения  П.,
которые  определяют  его  значение,  как  гуманиста.   Сюда   относятся,
во-первых, две его автобиографии: одна, неоконченная, в форме  письма  к
потомству ("Epistola ad posteros"),  излагает  внешнюю  историю  автора,
другая, в виде диалога П. с блажен. Августином ("De coutemptu mundi" или
"De secreto conflictu  curarum  suarum"),  изображает  его  нравственную
борьбу  и  внутреннюю  жизнь  вообще.  Источником  этой  борьбы   служит
противоречие между личными стремлениями П. и  традиционной  аскетической
моралью; отсюда особый интерес  П.  к  этическим  вопросам,  которым  он
посвятил  4  трактата  ("De  remediis  utriusque  fortunae",  "De   vita
solitaria", "De otio religioso" и "De vera sapientia"). Оставаясь строго
верующим католиком, П. в этих трактатах,  а  также  в  переписки  и  др.
произведениях, старается примирить свою любовь к классической литературе
(латинской, так как по-гречески П. не научился) с  церковной  доктриной,
при чем резко нападает на схоластиков и на современное  ему  духовенство
(особенно в "Письмах без адреса" - "Epistolae sine titulo"). Критическое
отношение П. к церковной современности  с  одной  стороны  и  к  древней
литературе с другой служит проявлением его  повышенного  самосознания  и
критического  настроения   вообще:   выражением   первого   служат   его
полемические сочинения -  инвектива  против  медика,  который  осмелился
поставить свою науку выше поэзии и красноречия ("Contra medicum  quendam
invecivarum  libri  IV"),   инвектива   против   французского   прелата,
порицавшего возвращение в Рим Урбана V ("Contra cujusdam  Galli  anonymi
calumnias apologia"), такая  же  инвектива  против  одного  французского
прелата, нападавшего на сочинения и поведение П. ("Contra qaendam Gallum
innominatum, sed in dignitate positum") и  полемический  трактат  против
авероистов ("De sui ipsius et multorum ignorantia"). Критицизм П. и  его
интерес  к  этическим  вопросам  обнаруживается  и  в  его  исторических
сочинениях -  "De  rebus  memorandis  libri  IV"  (сборник  анекдотов  и
изречений,  заимствованных  из  латинских   авторов   и   современности,
расположенных по этическим рубрикам, напр. об уединении, о мудрости и т.
п.) и "Vitae virorum illustrium" - биографии знаменитых римлян. Особенно
важное значение имеет обширная переписка П. ("Epistolae  de  rebus  fami
iaribus  et  variae  libri  XXV"  и  "Epistolae  seniles  libri  XVII"),
составляющая главный источник для  его  биографии  и  дополнение  к  его
произведениям; многие  из  его  писем  представляют  собою  моральные  и
политические трактаты, иные - публицистические статьи (напр.  письма  по
поводу переселения пап  в  Рим  и  переворота  Кола  ди  Риенцо;.  Менее
значения имеют  речи  П.,  произнесенные  им  при  разных  торжественных
случаях,  его  путеводитель  в  Палестину  (Itinerarium   Syriacum")   и
латинская поэзия - эклоги, в которых он аллегорически изображает события
из своей личной жизни и современной ему политической истории ("Васоlicum
carmen in XII aeglogas  distinctum),  эпическая  поэма  "  Африка",  где
воспеваются подвиги  Сципиона,  покаянные  псалмы  и  несколько  молитв.
Значение П. в истории  гуманизма  заключается  в  том,  что  он  положил
основание всем направлениям  ранней  гуманистической  литературы,  с  ее
глубоким интересом ко всем сторонам  внутренней  жизни  человека,  с  ее
критическими отношением к современности и  к  прошлому,  с  ее  попыткою
найти в древней  литературе  основание  и  опору  для  выработки  нового
миросозерцания и оправдания новых потребностей. Наиболее полное собрание
сочинений П. - "Opera omnia" (Базель, 1554) лучшее издание его переписки
Fracassett, "Epist. famil.  et  variae"  (Флоренция,  1854  -  63)  и  в
итальянск, перевод. с  многочисленными  примечаниями  (Флор.,  1863-67).
Полное издание биографий знамен, людей дал  Razzolini  (Болонья,  1874):
речи П. изданы Hortis ("Scritti inediti F.P. ",  Триест,  1874);  лучшее
издание не любовных стихотворений П. - Carducci. ("Rime di F.  P.  sopra
argomenti morali e divesi", Ливорно, 1876). Кроме утраченной комедия  П.
"Philologia", ему приписываются находящиеся в рукописях: "Vita Senesae",
"Sententia de  Terentii  vita",  "De  casu  Medeae"  и  "Comoedia  super
destructionem  Caeseuae".  Лучшая  из  новых  биографий  П.  :   DeSade,
"Memoires pour la vie de F. P.  "  (Амстердам,  1744  -  47);  Mezieres,
"Petrarque" (Пар., 1868); L. Geiger, "Petrarka" (Лпц.,  1874),  Zumbini,
"Studj sul P. " (Неаполь, 1878); Korting, P.  Leben  und  Werke"  (Лпц.,
1878). Указатель литературы о П. - Ferrazzi, "Bibliografia Petrarchesca"
(Бассано, 1877). На рус.  яз.  :  Де-Губернатис,  "Фр.  Петрарка  и  его
юбилей" ("Вестн. Европы", 1874 г., кн. 9);  Корелин,  "П.  как  политик"
("Русская Мысль", 1888 г., кн. 7 и 8).
   М. К.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz