Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Петр, св. Апостол - один из виднейших учеников И.  Христа,  оказавший
огромное влияние на последующую судьбу христианства. Родом  из  Галилеи,
рыбак по профессии, он всей душой  отдался  мессианской  идее,  нашедшей
себе  воплощение  в  Назаретском  Учителе,  и  первый  провозгласил  Его
"Христом, Сыном Бога живого", за что удостоен был  названием  камня,  на
котором основана церковь (Mф. XVI, 17 -  19).  Принадлежа  к  теснейшему
кругу приближенных учеников Христа, к тем трем, которых  Он  посвящал  в
величайшие тайны Своей жизни (например при  Преображении),  апостол  П.,
однако, в самый решительный момент жизни своего Учителя отрекся от Него,
хотя за несколько дней перед тем клялся, что готов и жизнь  положить  за
Него. Зато после  этого  он  "горько  плакал"  и  заслужил  прощение  от
бесконечного милосердия воскресшего Христа.  После  Воскресения  ап.  П.
становится  одним  из   главных   вождей   христианского   общества,   и
самоотверженно трудится с целью его распространения на  пространстве  от
Вавилона до Рима, где его постигает мученическая смерть  (чрез  распят.,
вниз головой, при Нероне, в одно время с ап. Павлом). Память его  чтится
29 июня. Пребывание  ап.  П.  в  Риме  послужило  исходным  пунктом  для
развития  идеи  папства,  которое,  с  течением  времени,  создаю  целую
легенду, будто ап. П. в течение 25  лет  был  первым  епископом  Рима  и
передал главенство над всею христианскою  церковью  своим  преемникам  -
папам римским. Не впадая в крайность протестантских ученых, утверждавших
что П. совсем не был в Риме, следует признать, что епископствовать там в
течение  25  лет  он  никак  не  мог.  Этому  противоречат   несомненные
хронологические данные: известно, что в 50 г. П. присутствовал на апост.
соборе в Иерусалиме, а не позже 68 г. уже потерпел распятие в Риме. Свое
учение ап. П. выразил в двух окружных или соборных посланиях, помещаемых
в Нов. Завете обыкновенно  после  книги  Деяний  Апостольских.  Оба  эти
послания носят на себе яркий  отпечаток  самобытной  личности  апостола,
выдвигавшего  особенно  внешнюю,  обрядовую  сторону   христианства,   в
противоположность  ап.  Павлу,  как  представителю  внутренней,  идейной
стороны его.  Эти  особенности  послужили  для  западной  протестантской
критики поводом к признанию двух противоположных направлений в  развитии
первобытного христианства, так называемых петринизма  и  павлинизма;  но
это разделение основывается на недоразумении, и  в  новейшее  время  его
начинают  оставлять   даже   сторонники   тюбингенской   школы.   Лучшие
комментарии Bruckner'a (1865), Huther'a (1877), Fronmuller'a (у  Ланге);
по вопросу о епископстве ап. Петра в Риме -  Lipsius,  "Chronologie  der
romischen Bischofe" (1869) и "Quellen d. Petrussage" (1872);  Литература
у J. Schmidt, "Petrus in Rom" ( 1879).
   А. Л.
   В христианской иконографии лику aп. П., как в  вост.  так  и  в  зап.
церкви присвоен тип седого старца, с курчавыми волосами и бородою, более
или менее лысого. На католических иконах ап. П. чаще всего  изображается
с двумя ключами, которые, согласно преданию римско-католической  церкви,
вручены ему Иисусом Христом; передачу  этих  ключей,  служащих  символом
власти церкви вязать и разрешать грехи, изобразил Перуджино на фреске  в
Сикстинской  капелле  и  Рафаэль  на  одном   из   своих   картонов   (в
Кенсингтонском музее в Лондоне); по  этим  образцам  вытканы  ковры  для
Сикстинской капеллы. Иногда апостола П. изображают  с  рыбой  в  руке  -
намек на его рыбацкий промысел. Бронзовая статуя апостола в  соборе  св.
П. в Риме, которая прежде  считалась  наиболее  старинной,  по  новейшим
исследованиям признается произведением XIII  в.  Колоссальная  бронзовая
статуя апостола помещается (с 1587 г.) на колонне  Траяна,  другая  -  в
Ватикане, в Giardino della Pigna (с 1885 г.).  Шествие  апостола  П.  по
морю составляет  содержание  мозаики  Джотто,  известной  под  названием
Navicella, в притворе собора св. П. в Риме.  Заключение  и  освобождение
апостола П.  из  темницы,  изобразил  Рафаэль  на  ватиканских  стансах,
распятие его - да-Караваджо [Америги] (картина  в  Имп.  Эрмитаже).  Гв.
Рени (картина в  ватиканской  галерее),  Рубенс  -  на  алтарном  образе
кельнского собора  св.  апостолов.  Превосходно  лик  ап.  П.  изображен
Альбрехтом Дюрером в так наз. "Четырех апостолах",  написанных  на  двух
досках (в мюнхенской пинакотеке), и Пальмой Старшим (в венецианской акд.
худож.), Апокалипсис (Откровение св. П.), приписываемый апостолу  Петру,
во II ст. и позже ставился на ряду с новозаветными книгами. До недавнего
времени он был известен лишь из свидетельств отцов церкви и из некоторых
отрывков. В 1886 г. была найдена  франц.  археологической  миссией,  при
раскопке  коптской  монашеской  могилы  в   Ахмиме   (Bepхний   Египет),
пергаментная рукопись, маленького  квадратного  формата,  заключающая  в
себе отрывки из "Апокалипсиса" и "Евангелия П.". В 1892 г. они появились
в "Мемуарах" археологической миссии; в 1893 г. издано  полное  факсимиле
рукописи (гелиогравюра). Судя по характеру  письма,  эти  отрывки  можно
отнести к VIII и IX ст. Отрывок из апокалипсиса П. занимает страницы  13
- 19 найденной  рукописи;  начинается  он  заключением  речи  Господа  о
предстоящем конце мира и повествует  о  том,  как  Иисус  с  двенадцатью
апостолами отправился на гору, где, по их просьбе, вызвал перед ними  из
загробного мира души праведных и показал им место вечного  блаженства  и
мук.  Пылкая  фантастика  описания  небесного  величия  и   адских   мук
свидетельствует об испорченности вкуса; особенно ярко отразилось  здесь,
как и в других иудео-христианских апокрифах,  влияние  культа  греческих
мистерий. Данное здесь  описание  ада  составляет,  по-видимому,  первое
звено предания, доходящего до Дантовского "Ада". Автор  говорит  о  себе
как об одном из "двенадцати"; имя П. в отрывке не  встречается.  Тем  не
менее весьма вероятно, что рукопись заимствована из древнего  сочинения,
носившего название "Откровения П". Она, по-видимому, относится к  началу
сочинения и составляет, приблизительно, половину его  общего  объема.  С
откровением Иоанна она не имеет сходства, зато  поразительно  напоминает
II-е послание П. Ср. A. Dieterich, "Nekyia. Beitrage zur  Erklarung  der
neuentdeckten Petrusapokalypse" (Лпц., 1893).
   Евангелие П., апокрифическое, во  II  стол.  находилось  в  церковном
употреблении, но вскоре было оставлено.  Епископ  Серапион  антиохийский
(около 200 г.) сначала считал его не опасным, но, при  более  тщательном
рассмотрении, нашел в нем "докетические"  лжеучения  и  запретил  его  в
своей епархии. Ориген читал его; Евсевий его не  признавал.  Утраченное,
за исключением немногих отрывков, Евангелие  П.  сделалось  в  настоящее
время, благодаря открытию пергаментной рукописи,  предметом  тщательного
исследования. В рукописи отрывок занимает страницы 2 - 10; он начинается
сценою суда Пилата и кончается рассказом о появлении воскресшего  Иисуса
у оз. Генисаретского. Гностическо-еретическое происхождение евангелия П.
явствует из некоторых подробностей  истории  распятия,  которые  как  бы
намекают, что Иисус Христос не испытывал страданий и  не  приял  смерти.
Существует мнение, что евангелием П. пользовался уже Иустин мученик. Ср.
Harnack, "Bruchstucke des Evangeliums  u.  der  Apokalypse  des  Petrus"
("Sitzungsberichte der Berliner Akademie", 1892 и отд., Лпц., 1893); von
Gebhardt, "Das Evangelium und die Apokalypsn des Petras"  (Лпц.,  1893);
Ludemann, в "Theologischen Jahresbericht" (Брауншв., 1894).

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz