Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Персефона (PerVejonh, Persejassa; Perrejatta, Fersejassa, Ferrejatta,
Korh), у римлян - Proserpina) -  дочь  Деметры  (Цереры),  супруга  Аида
(Плутона); неразрывно связанная в  сказаниях  и  культе  с  этими  двумя
божествами, богиня плодородия и  произрастания,  властительница  царства
мертвых. П. и Деметра обыкновенно упоминаются как "две богини" (sw  Jew)
, с эпитетами владычиц, цариц, великих  богинь.  Культ  П.  относится  к
глубокой древности и коренится  в  земледельческом  характере  народного
быта. К этой же отдаленной эпохе относится  представление  о  П.  как  о
подземной  богини,  почитавшейся  в  местностях,   которые   изобиловали
ущельями и пропастями,  -  а  таких  местностей  в  Греции  было  много.
Средоточием сказаний о Н. служит миф о похищении ее Аидом.  Как  подруга
подземного царя, П. представляется грозной и мрачной богиней смерти.  На
это указывает и происхождение  ее  от  Деметры-Эринии  и  грозного  бога
Посейдона. Некоторые феогонии называют П.  дочерью  Стикса,  елевзинское
учение - его сестрой. Как дочь Деметры  и  Зевса,  П.  представлялась  в
образе веселой, юной и прекрасной девушки  и  была  приобщена  к  резвым
нимфам, устраивавшим весенние хороводы. Сказание  о  похищении  П.  было
подробно  разработано   представителями   елевзинского   и   орфического
вероучений. Местом похищения П. в древнейших сказаниях  считался  Океан,
позднее - Елевзис и другие местности на греческом материке, на Крите,  в
Карии, Понте и Сицилии. Поэзия и изобразительное  искусство  выделили  в
сказании два главных момента: похищение П. во время собирания ею  цветов
(так наз. AnJologia) и скитание Деметры  в  поисках  за  дочерью.  Когда
человеческому роду стала угрожать гибель от  голода  -  так  как  земля,
оставленная  Деметрой,  перестала  быть  плодородной,   -   Зевс   решил
восстановить права матери и  примирил  Деметру  с  Аидом,  согласившимся
отпускать П. ежегодно на свидание с матерью, на срок от весны до  осени.
В этом мифе символизирована смена времен года;  чередование  расцвета  и
увядания, переход от жизни  к  смерти.  Позднее  П.  стали  смешивать  с
Гекатой, богиней таинственного начала  и  ночных  страхов.  Двойственный
характер П. отразился и в культе: весенние праздники  ее  были  веселые,
осенние - таинственные. К весенним праздникам относятся так  наз.  малые
мистерии и Антесфории (в Пелопоннесе и Сицилии), к летним  и  осенним  -
Елевзинии, Фесмофории, Феогамии, Анакалиптерии, Хтонии и др. Точно также
в искусстве мы встречаем П. то как подземную богиню,  сидящую  на  троне
рядом с Аидом, то как богиню плодородия и растительной жизни,  вместе  с
Деметрой. В первом случае  атрибутом  ее  служил  гранат,  во  втором  -
колосья, мак, нарцисс и  пр.  Прозерпина,  соответствовавшая  в  римской
мифологии  подземной  П.  греческого  мифа,   рассматривается   то   как
самостоятельное италийское божество произрастания (ср. proserpere),  при
чем сходство в названиях  греч.  и  лат.  считалось  случайным,  то  как
греческая богиня, принятая в  число  италийских  божеств.  Ср.  Preller.
"Demeter   u.   Persephone"   (Гамб.,    1837);    Overbeck.    "Griech.
Kunstmythologie. IV т. : Demeter u. Кога" (Лпц., 1878);  Forster,  "Raub
und Ruckkehr der Persephone" (Штуттг., 1874).
   Я. О.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz