Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Перов (Василий Григорьевич)  -  один  из  лучших  русских  живописцев
новейшего времени, род. в Тобольске, 23 декабря 1833 г. Окончив  курс  в
арзамасском уездном училище, был отдан  в  художественную  школу  А.  В.
Ступина, в Арзамасе. Находясь в ней, кроме копирования оригиналов,  стал
впервые, пробовать свои силы в  композиции  и  в  живописи  с  натуры  и
написал,  между  прочим,  картину  "Распятие"  (наход.   в   црк.   села
Никольского, Арзамасского  уезда).  В  1853  г.  поступил  в  московское
училище живописи, ваяния и зодчества, где имел наставниками  М.  Скотти,
А. Мокрицкого и С. Зарянка. В 1856 г., за представленный в императорской
акд. худ. этюд головы мальчика, получил  малую  серебренную  медаль.  За
этою наградою следовали другие, присужденные ему академией: в 1858 г.  -
большую серебренную медаль, за картину "Приезд станового на  следствие",
в 1860 г. - малую золотую медаль, за картины "Сцена на  могиле"  и  "Сын
дьячка, произведенный в первый чин", в 1861 г. - большую золотую медаль,
за "Проповедь в селе". Означенные четыре произведения П. и написанные им
вскоре после того "Проповедь в селе" (нах. ул. Солдатенкова  в  Москве),
"Сцена на могиле" (в Третьяковской галерее, в М.) и "Чаепитие в Мытищах"
(там же), будучи выставлены в Москве и  Петербурге,  произвели  огромное
впечатление    на    публику    и    показали    художника    остроумным
жанристом-сатириком,  прямым  наследником  П.  Федотова,  не  менее  его
наделенным тонкою наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую  жизнь,
умеющим  особенно  ярко  выставлять  на  вид  ее  темные   стороны,   но
несравненно более искусным в рисунке и технике,  чем  автор  "Сватовства
майора". Получив, вместе с большою золотою медалью, право на  поездку  в
чужие края на казенный счет, П.  отправился  туда  в  1862  г.,  посетил
главные художественные центры Германии и провел около  полутора  года  в
Париже. Здесь он делал  этюды  с  натуры  и  написал  несколько  картин,
изображающих местные типы и сцены уличной жизни  ("Продавец  статуэток",
"Савояр",  "Шарманщик",  "Нищие  на  бульваре,  "Музыканты  и   зеваки",
"Тряпичники" и пр.), но вскоре убедился, что воспроизведение незнакомых,
чужеземных нравов не  дается  ему  столь  же  успешно,  как  изображение
родного, русского быта, а потому,  с  разрешения  академии,  в  1864  г.
возвратился  в  Россию  до   окончания   срока   своего   пенсионерства.
Поселившись снова в Москве, П. принялся работать в том  же  направлении,
на которое выступил в начале своей артистической  карьеры,  и  в  период
времени с 1865 по 1871 г. создал ряд произведений,  поставивших  его  не
только во главе  всех  бывших  доселе  русских  жанристов,  но  и  между
первоклассными живописцами подобного рода в Европе. В этот период из под
его кисти вышли такие бесподобные картины, как  "Очередная  у  фонтана",
"Монастырская трапеза", "Проводы покойника" (нах.  у  К.  Солдатенкова),
"Тройка" (в  Третьяковской  галерее),  "Чистый  понедельник"  (там  же),
"Приезд гувернантки в купеческий дом" (там  же),  "Учитель  рисования"(у
наследн. Д. Боткина), "Сцена у железной дороги (в Третьяковской гал.), "
Последний кабак у заставы" (там же), "Птицелов" (там же). "Рыболов" (там
же), " Охотники на привале (там же) и нек. друг. Четвертая и  шестая  из
этих картин доставили  художнику,  в  1866  г.,  степень  академика;  за
"Птицелова", в 1870 г., он получил звание профессора.  Однако,  рядом  с
такими замечательными  произведениями,  порою  являются  у  П.  картины,
странно задуманные и неудачно исполненные, напр. "Божия Матерь с Христом
у житейского моря" и  "Выгрузка  извести  на  Днепре".  Кроме  того,  он
пристращается к портретной живописи, для успеха в которой хотя и обладал
необходимою наблюдательностью  и  способностью  схватывать  человеческие
характеры, но не имел вполне жизненной палитры,  и  которая,  во  всяком
случае, не  составляла  его  главного  призвания.  Среди  написанных  им
портретов,  многие  замечательны  в  отношении  лепки,  экспрессивности,
передачи индивидуальных черт в изображенных  лицах,  но  лишь  некоторые
отличаются свежестью и естественностью колорита. Лучшие  в  их  числе  -
портреты А. А. Борисовского, В. В. Безсонова, А. Ф. Писемского, А. Г.  и
Н. Г. Рубинштейнов, М. П. Погодина, Ф. М. Достоевского и купца Камынина.
Получив в 1871 г. место профессора в московском училище живописи, ваяния
и зодчества и примкнув около того же времени к товариществу  передвижных
художественных выставок, П. в первые, следовавшие затем годы,  продолжал
писать портреты и жанровые картины в прежнем роде, которые надо признать
вообще уступающими его предшествовавшим  работам;  чем  далее,  тем  все
сильнее и сильнее  увлекался  он  более  возвышенными,  по  его  мнению,
задачами - пытался быть живописцем религиозных и аллегорических  сюжетов
("Христос в Гефсиманском саду", "Снятие со креста", "Распятие",  "Весна"
и др.) и, наконец, пристрастился к темам из отечественной истории ("Плач
Ярославны",   "Первые   русские   христиане",   "Поволжские    хищники",
"Пугачевцы", "Никита Пустосвят"). В этих последних произведениях П.  еще
просвечивает его талант, но уже не так ярко, как в былое время; за  ними
нельзя не признать некоторых достоинств, но вообще они слишком  изысканы
по композиции, мелодраматичны  и  свидетельствуют,  что  в  создании  их
участвовал больше ум, чем художественное чувство их  автора.  Под  конец
своей жизни П. пустился в литературу и напечатал  в  газете  "Пчела"  за
1875 г. и в "Художественном Журнале" Н. Александрова за 1881  -  82  гг.
несколько, не лишенных занимательности, рассказов из быта  художников  и
свои воспоминания. Он ум. от чахотки, в  с.  Кузьминках,  неподалеку  от
Москвы,  29  мая  1882  г.  Ср.  Д.  Ровинского  и  Н.  Собко,  "Василий
Григорьевич П., его жизнь и произведения" (СПб., 1892).
   А. С-в.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz