Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Перикл (PeriklhV) - знаменитый госуд. деятель Афин, с именем которого
обыкновенно  связывается  представление   о   поре   расцвета   афинской
демократии,  греческой  литературы  и  искусства  (Периклов  век).   Сын
Ксантиппа, победителя при Микале, и Агаристы,  племянницы  Клисфена,  он
родился между 500 и 490 г. до Р. Хр. Особенно сильное влияние оказал  на
него Анаксагор, своею возвышенною философией, признававшею разум началом
регулирующим и управляющим.  Начал  свою  карьеру  П.  воином,  а  затем
выступил на общественно-политическое поприще. Сам знатного происхождения
(по матери - Алкмеонид), он примкнул, однако, к демократической  партии.
Его первым делом было выступление обвинителем в процессе против  Кимона,
главы аристократической партии, по поводу его действий во Фракии. П. был
другом Эфиальта,  тогдашнего  вождя  демоса;  основываясь  на  Плутархе,
полагали даже, что именно  П.  был  истинным  виновником  и  инициатором
реформы ареопага, проведенной Эфиальтом и положившей конец политическому
влиянию этого учреждения; но это противоречит  свидетельству  Аристотеля
(в "Афинской Политии"). Со смертью Эфиальта (462 - 461  г.)  руководство
демократической партией перешло к П. В то время на первом  плане  стояла
борьба с внешними врагами, требовавшая страшного напряжения сил, так как
Афинам приходилось воевать и в Египте (с Персами), и в самой  Элладе  (с
Коринфом, Эпидавром, Эгиной, затем и со Спартой). П. участвовал в  битве
при Танагре, в которой афиняне  были  побеждены  спартанцами  (457  г.).
Когда,  под  влиянием  этой  неудачи,  обнаружилась  реакция  в   пользу
изгнанного  посредством  остракизма  (вовремя   борьбы   из-за   реформы
ареопага) Кимона, то П. пошел на встречу народному желанию  и  сам  внес
предложение о возвращении своего соперника из  изгнания,  раньше  срока.
Когда спартанцы, вопреки заключенному в 451
   -  50  г.  перемирию,  вторглись  в  Среднюю  Грецию,  чтобы   помочь
дельфийцам против  фокидян,  П.  тотчас  после  их  удаления,  возвратил
фокидянам обладание дельфийским святилищем. Вскоре  в  Беотии  поднялось
восстание против афинского господства; Толмид, поспешивший туда, вопреки
совету П., с небольшими силами, пал в битве при Коронее (447  -  6  г.),
окончившейся поражением афинян; вслед затем восстала  Евбея,  отложилась
Мегара, спартанцы вторглись в Аттику. П., переправившийся было с войском
в Евбею для подавления восстания, должен был спешить на спасение Аттики.
Действуя с большою  осторожностью  и  не  вступая  в  битву,  он  достиг
отступления спартанцев, что объясняли подкупом. Теперь П.  направил  все
силы на покорение Евбеи, которая и подчинилась афинянам. В 445 г.  между
Афинами и Пелопоннесским союзом заключен был тридцатилетний  мир  (иначе
Периклов), по которому афиняне отказались от всего, что принадлежало  им
в Пелопоннесе, и возвратились к тому положению, какое занимали до войны;
оба союза взаимно  признали  друг  друга.  С  прекращением  войны  снова
возгорелась борьба внутренняя.  Столкновение  произошло  по  вопросу  об
употреблении союзной казны на украшение города: глава  аристократической
партии, Фукидид, находил  такое  употребление  несправедливым.  П.  имел
опору преимущественно в городском населении, его противник, вероятно - в
сельском.  Только  остракизм  мог  положить  конец  борьбе,  и   Фукидид
принужден был отправиться в изгнание. Влияние П. достигает теперь  своей
высшей степени. В течение почти 15 лет он правит Афинами без соперников;
из года в год  он  избирается  в  стратеги,  облекается  иногда  особыми
полномочиями. Значение П.  основывалось,  однако,  не  столько  на  этой
должности, в то время очень важной, сколько на самой  его  личности.  П.
является благороднейшим типом эллина, в котором гармонически  сочетались
разнообразные таланты и качества. При тогдашнем строе Афин всего  важнее
был талант ораторский, столь необходимый для того, кто  желал  подчинять
своей воле народное собрание. П. называли олимпийцем; говорили,  что  он
мечет перуны, поражая своим словом, как громом и  молнией,  и  что  само
убеждение  восседает  на  его   устах.   С   талантом   ораторским,   со
способностями государственного человека, с  опытностью  и  благоразумием
полководца П. соединял  высокую  честность  и  бескорыстие,  простоту  и
умеренность в образе жизни. Почти все время посвящал он  государственным
делам; единственным развлечением для  него  служила  беседа  в  домашнем
кругу, среди друзей, избранных  умов  и  талантов  Греции.  В  его  доме
сходились философы, как  Анаксагор,  Зенон,  Протагор,  молодой  Сократ,
поэты, как Софокл, художники, как Фидий и  архитектор-философ  Гипподам.
Душою этого кружка была талантливая, образованная Аспазия.  Демагогом  в
позднейшем смысле слова П. не был, хотя при нем  афинская  демократия  и
достигла своего расцвета. "Перикл",  говорит  Фукидид,  "был  первый  из
афинян  своего  времени,  сильный  словом  и  делом...  Стоя  во   главе
государства в мирное время, он правил умеренно и  охранял  безопасность.
Афины достигли при нем высшего могущества... Не столько масса руководила
им, сколько он - массой, потому что он приобрел власть,  не  прибегая  к
недостойным средствам, и не имел вследствие, этого, нужды льстить толпе,
но, пользуясь уважением, мог и резко противоречить ей. Когда  он  видел,
что афиняне не вовремя смелы, он своими речами пробуждал в них страх - и
наоборот, видя их падающими духом без основания, внушал им смелость. "По
имени это была демократия, на деле же - господство лучшего мужа". П.  не
был реформатором, пролагающим новые пути: по творчеству и смелости мысли
он уступал некоторым из своих предшественников, и  его  реформы  -  лишь
один из  моментов  в  последовательном,  органическом  развили  афинской
демократии, естественное и логическое следствие  предшествовавшего  хода
афинской  истории.  П.  -  лишь  продолжатель  дела  Солона,   Клисфена,
Фемистокла. Неизвестно, способствовал ли П. открытию зевгитам доступа  к
архонтству (457 - 6) и к восстановлению так наз. судей по демам  (453  -
2); но он несомненно внес закон касательно права гражданства (451 - 50),
по которому  тот  не  мог  иметь  этого  права,  кто  не  происходил  от
афинянина. Чем больше стекалось разного люду в Афины и чем больше прав и
выгод предоставлялось афинскому демосу, тем более  казалось  необходимым
сохранить эти права только за настоящими афинянами и  удалить  из  среды
гражданства посторонние элементы. Затем, П. ограничил права ареопага еще
более, нежели Эфиальт (в чем состояло  это  ограничение  -  неизвестно).
Главной и наиболее характерной реформой его является введение  денежного
вознаграждения гелиастам (первоначально 1 обол); членам совета (1 драхма
пританам и 5 об. остальным.  Есть  основание  думать,  что  в  то  время
существовало вознаграждение и архонтам.), войску и флоту. Введение платы
гелиастам (присяжным)  источники  объясняют  тем,  что  иначе  П.  не  в
состоянии  был  соперничать  с  богатым  и  щедрым   Кимоном;   но   это
нововведение вызывалось необходимостью и стоит  в  связи  с  расширением
деятельности гелиэи (суда присяжных). Не будь вознаграждения, не было бы
и нужного числа гелиастов: суд очутился  бы  в  руках  одних  знатных  и
богатых и не был бы народным; между тем, чем влиятельнее становилось это
учреждение, тем важнее было не допускать, чтобы оно  оказалось  в  руках
одной аристократической партии; наконец, отправление обязанностей  судьи
по делам не только сограждан, но и многочисленных союзников было немалым
трудом, и плата являлась тут вполне заслуженным вознаграждением. То  же,
еще в большей степени, можно сказать о плате членам совета,  а  также  о
жалованье войску и флоту, в  виду  войн  50-х  годов  и  продолжительных
морских маневров в мирное время. Плата за посещение  народного  собрания
введена не при П.,  а  лишь  в  начале  IV  в.  Что  касается  феорикона
(зрелищных денег), то тут возникает сомнение: если феорикон отличать  от
диобелии и видеть в последней  отдельную  от  него  денежную  раздачу  в
праздники, то мы имеем основание введение феорикона приписывать П.; если
же отожествлять их, согласно  обычному  мнению,  то  введение  феорикона
нужно приписать не ., а Клеофонту, по словам Аристотеля (в "Аф.  Пол."),
впервые введшему диобелию (в  конце  V  в.).  При  П.  получила  большое
развитие  система  колоний  и  клерухий,  служивших  средством  поднятия
благосостояния наименее состоятельных граждан, путем наделения их землею
за пределами Аттики. Клерухии являлись в  то  же  время  наблюдательными
постами, опорой и охраной афинского могущества; они имели также  большое
торговое  значение.  При  П.  они  основывались  обыкновенно  в   важных
стратегических или торговых пунктах. Так, афинские клерухи поселены были
в Херсонесе Фракийском, для  поддержки  тамошних  греков,  в  отдаленном
Синопе и в некоторых других припонтийских городах, на  о-вах  Наксосе  и
Андросе и, вероятно, на Амбросе и Лемносе. Во  Фракии  основана  колония
Брея. На нижнем течении Стримона, где был узел дорог, шедших  по  разным
направлениям, и окрестности были богаты корабельным лесом и драгоценными
металлами, основан Амфиполь (437 г.); в  Италии,  недалеко  от  прежнего
Сибариса, положено начало Туриям, куда отправились поселенцы  из  разных
греческих городов. В связи  с  демократическим  направлением  Перикловой
политики находится и его строительная деятельность. С одной стороны, она
имела  целью  укрепление  и  украшение  города,  с  другой  -   доставку
заработков городскому населению, массе рабочих  и  ремесленников;  "весь
город", выражаясь словами Плутарха, "находился как бы на жаловании,  сам
себя украшая и в то же время содержа". И в строительной деятельности  П.
является  в  сущности  лишь  продолжателем  и  завершителем  дела  своих
предшественников, в том числе  Кимона.  Еще  в  457  г.,  около  времени
танагрской битвы, возведены были так наз. "Длинные  стены",  из  которых
одна шла от Афин к Пирею, другая - к Фалеру; но пространство между  ними
не  было  защищено.  Чтобы  завершить  укрепление  Афин  и  сделать   их
неприступными, по  предложению  П.,  построена  была  третья,  так  наз.
"средняя"  или  "южная"  стена,   между   двумя   уже   существовавшими,
параллельно северной и недалеко от ее,  т.  е.  от  Афин  к  Мунихии.  С
возведением этой стены значение Пирея еще более поднялось. При П. он был
перестроен вновь; арсеналы, верфи, доки приведены в  исправность,  число
их увеличено; военная гавань отделена от торговой; на  берегу  последней
тянулись хлебные магазины, из которых самый большой построен при П.; при
нем же построена и deigma (биржа). В  Афинах  воздвигнуты  замечательные
памятники искусства,  по  выражены  Плутарха  "величественные  по  своей
громадности, неподражаемые по красоте и изяществу", которых "и время  не
коснулось,  как-  будто  кто  вдохнул  в  них  вечно  цветущую  жизнь  и
нестареющую душу". При П. закончена постройка Парфенона, начатая еще при
Кимоне или,  быть  может,  даже  при  Фемистокле  (мнение  Фуртвенглера,
Бузольта), а также и Одеона; начат Эрехтейон, построены так наз. Тезейон
и Пропилеи, вне Афин на  мысе  Сунии  -  храм  Афины,  в  Рамне  -  храм
Немезиды; в Елевсине  возобновлена  постройка  святилища  для  мистерий.
Созданы статуи Афины Промахос, Афины Лемнии и Афины Парфенос. Украшенный
такими зданиями и произведениями Фидия, Афины являлись как бы "школою" и
столицею Эллады. Средства на  украшение  города  брались  не  только  из
союзной казны, но также из городской кассы, из храмовых  сумм  и  проч.,
при чем деньги союза употреблялись, по-видимому, лишь на такие здания  и
произведения,  которые  имели  какое-либо  отношение  к  союзу  или  его
покровительнице, богине Афине. Не смотря  на  крупные  расходы,  финансы
Афин никогда не были в таком цветущем состоянии,  как  при  П.  Понимая,
каким могущественным орудием являются  денежные  средства,  особенно  на
случай войны, П. старался увеличить финансовые  силы  Афин.  В  середине
30-х гг. в казне хранилось 9700 талантов и еще  к  началу  пелопонесской
войны, не смотря на громадные издержки по постройке Пропилеев и на осаду
Потидеи, в ней оставалось 6000 талантов, не считая священных  предметов,
которыми, в крайнем случай, государство также могло  воспользоваться.  В
самом управлении финансами господствовали порядок и строгая  отчетность,
о чем  свидетельствуют  дошедшие  до  нас  постановления:  одно  из  них
определяет порядок уплаты долга "другим" (кроме Афины) богам и  полагает
основание  казне  этих  богов,  другое  касается  казны  богини   Афины.
Материальное благосостояние афинян в  век  П.  достигло  своего  высшего
развития.  Владычествуя  на  море,  они  властвовали  и  над  торговлею,
господствовали на денежном рынке. Их торговые связи  обнимали  Восток  и
Запад; Афинам принадлежало посредничество  между  восточной  и  западной
половинами Средиземного  моря:  они  были  торговым  центром  и  главным
складочным местом греч. мира, богатейшим и многолюднейшим городом, Пирей
- самой оживленной гаванью. Сюда свозились самые разнообразные  продукты
из отдаленных краев. - Главную силу Афин П. видел во флоте и обращал  на
него особенное внимание. Афинский флот состоял при нем из 300 триер.  П.
завел морские маневры,  происходившие  ежегодно  в  течение  8  месяцев.
Сухопутное войско при П. состояло из 29000  гоплитов  разных  категорий,
1600 всадников, 200 конных и 1600 пеших стрелков.  Внешняя  политика  П.
направлена была к расширению сферы влияния Афин и к упрочению  и  охране
существующего. П. был враг рискованных предприятий, от которых  старался
удержать  афинян.  Борьба  с  Персией  прекратилась.  Экспедиция  П.   к
Херсонесу Фракийскому имела в виду лишь оказать помощь тамошним  грекам;
экспедиция  в   Понт   (Черное   море),   предпринятая   им   во   главе
многочисленного и блестящего флота, имела целью, кроме того, показать во
всем блеске могущество Афин,  подчинить  их  протекторату  припонтийские
города и упрочить торговые связи, что было особенно важно,  так  как  из
припонтийских стран Аттика получала столь необходимый  для  нее  хлеб  и
многие другие сырые  продукты.  На  Западе  заключены  были  договоры  с
Эгестой (еще около середины V в.), затем, накануне пелопонесской войны -
с Регием и с Леонтинами (433 - 32 г.). П. сделал попытку созвать в Афины
национальный конгресс из представителей греческих городов,  по  вопросам
религиозно-национальным, в  интересах  мира  и  общей  безопасности;  но
попытка эта не удалась, вследствие противодействия  Спарты.  Зависимость
союзников от Афин при П. увеличилась, союзная  казна  с  острова  Делоса
перенесена была в Афины  (вероятно  -  в  454  г.);  но  это  было  лишь
естественным развитием процесса, начавшегося уже раньше, еще при Кимоне,
и  заключавшегося  в  том,  что  члены  делосско-аттического  союза   из
автономных мало-помалу превращались в зависимых, а афинская гегемония  -
в arch. Общая сумма ежегодного фороса (дани) перед пелопонесскою  войной
равнялась, по Фукидиду, 600 талантам, а по надписям - приблизительно 400
- 500 талант. Характерно, однако, что не  смотря  на  перенесете  казны,
форос при П. не увеличивался, а напротив, с прекращением войны 50х  гг.,
обыкновенно понижался. Тем  не  менее  союзники  были  недовольны  своею
зависимостью,  особенно  аристократическая  партия,  вообще   враждебная
Афинам. В 450 - 49 г. произошли смуты в Мелете; в 440 г. восстал  Самос,
бывший автономным союзником и имевший сильный флот. В восстании  приняла
участие и Византия. П., разбив самосский флот у Трагии, осадил Самос; не
смотря на применение усовершенствованных орудий,  прошло  около  9  мес.
прежде чем Самос сдался,  обязавшись  выдать  флот,  срыть  стены,  дать
заложников и уплатить контрибуцию. Пока Афинам не грозил  внешний  враг,
они могли справляться с недовольными союзниками; опасность  увеличилась,
когда  началась  пелопонесская  война.  Когда  Керкира,   вступившая   в
столкновение с Коринфом, обратилась  в  Афины,  ища  там  союза,  то  П.
склонил афинян в пользу этого союза, в виду того, что  Керкира  обладала
сильным флотом и занимала важное  географическое  положение  на  пути  в
Италию. До тех пор старавшийся сохранить мир,  П.  высказался  теперь  в
народном собрании против требований спартанцев , видя в них лишь предлог
к заранее решенному разрыву. Он старался ободрить афинян, указывая на их
богатые денежные средства и  сильный  флот;  он  предостерегал  лишь  от
рискованных предприятий, и  согласно  его  совету  афиняне  дали  ответ,
сводившийся к тому, что "сами они войны не начнут, но с тем, кто  начнет
ее, будут сражаться". К общим соображениям в пользу  войны  у  П.  могли
присоединяться и  мотивы  личные:  положение  его  начинало  колебаться;
против него была  крайняя  демократическая  парт;  враги,  не  смея  еще
нападать  на  него  самого,  преследовали  процессами   его   друзей   -
Анаксагора,  Фидия,  Аспазию.  П.  мог  надеяться,  что  война  отвлечет
внимание от внутренней  борьбы,  заставит  умолкнуть  мелкие  интриги  и
раздоры, даст  почувствовать  всю  необходимость  его  для  государства.
Первый год войны  закончился  торжественным  погребением  павших  в  бою
воинов, при чем П. произнес  знаменитую  речь,  приводимую  Фукидидом  и
являющуюся, быть может, больше произведением самого историка -  речь,  в
которой  прославлялась  и  идеализировалась  афинская   демократия.   На
следующий год, когда в Афинах появилась чума, положение П. было тяжелое.
Предпринятая под его начальством экспедиция  к  берегам  Пелопоннеса  не
имела   существенного   результата;   подавленные   бедствиями   афиняне
негодовали на него, винили во всех несчастиях и готовы были просить мира
у Спарты. Перикл созвал народное собрание и  убеждал  не  падать  духом,
терпеливо переносить невзгоды и прервать переговоры со Спартой.  Афиняне
последовали совету П., но недовольство не прекратилось. Он не был избран
вновь в стратеги и, с целью окончательно  уничтожить  его  влияние,  был
даже обвинен в растрате денег и приговорен к штрафу. Правда,  вскоре  П.
опять был призван к государственной деятельности, но прежнее  влияние  к
нему не возвратилось; силы "его падали, и осенью 429 г. он умер. Главные
источники:  Плутарх,  Фукидид  (кн.  I  -  II),  Аристотель   ("Афинская
Полития", гл. 26 -  28).  Монографии:  Ad.  Schmidt,  "Das  perikleische
Zeitalter" (1877 -  89);  Oncken,  "Athen  und  Hellas"  (т.  I,  1865);
Pflugk-Harttung, "Pericles als Feldherr" (1884); Filleul,  "Histoire  du
siecle de Pericles" (1873); Abbot,  "Pericles  and  the  golden  age  of
Athens" (1891);  П.  И.  Люперсольский,  "Очерк  госуд.  деятельности  и
частной жизни П." ("Известия Ист.Фил. Инст. в Неж.", 1877); В. Бузескул,
"П."  (Харьк.,  1889).  Сын  П.,  также  П.,  был  одним   из   афинских
стратегов-победителей при Аргинузах (406); в  числе  других  осужден  на
казнь после этой победы .
   В Бузескуль.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz