Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Патриотизм  -  любовь  к   отечеству.   Когда   собирательная   жизнь
человечества  держалась  на  кровной  связи  между   членами   отдельных
небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с  чувством
семейным. Такой первичный П. рода или  племени  совместен  и  с  кочевым
бытом. При переходе племен к оседлому земледельческому биту, П. получает
свое специфическое значение,  становясь  любовью  к  родной  земле.  Это
чувство естественно слабеет в городском быту, но здесь развивается новый
элемент Я. -  привязанность  к  своей  культурной  среде  или  к  родной
гражданственности. С этими естественными  основаниями  патриотизма,  как
природного  чувства,  соединяется   его   нравственное   значение,   как
обязанности и добродетели.  Основной  долг  благодарности  к  родителям,
расширяясь в своем объеме,  но  не  изменяя  своей  природы,  становится
обязанностью  по  отношению  к  тем  общественным  союзам,  без  которых
родители произведи бы только физическое существо, но не  могли  бы  дать
ему преимуществ достойного, человечного  существования.  Ясное  сознание
своих обязанностей по отношению  к  отечеству  и  верное  их  исполнение
образуют добродетель П., которая издревле имела и религиозное  значение.
Отечество не было только географическим и этнографическим термином - оно
было вотчиной особого бога, который сам, по всей вероятности, было более
или  менее  отдаленною  трансформацией  умершего  родоначальника.  Таким
образом служба родине была деятельным богослужением,  и  П.  совпадал  с
благочестием.  Не  культ  зависел  от  родины,  а  родина,  как   такая,
создавалась культом: отечество было землею  отцовских  богов,  и  потому
беглецы, уносившие с  собою  этих  богов,  через  них  основывали  новое
отечество. Забирать к себе чужих богов было самым прочным средством  для
завоевания чужих земель, как это и делалось римлянами. Мирный синкретизм
различных  культов,  преобладавший   у   эллинов,   также   содействовал
ослаблению местного П.  К  концу  древнего  мира  греческое  смешение  и
римское поглощение  привели  к  образованию  двоякого  П.,  окончательно
упразднявшего  этнографические  и  географические  границы:   П.   общей
государственности  (воплощенной  окончательно  в  лице  императора,   на
которого в учреждении кесарской апофеозы было перенесено  и  религиозное
значение общего отечества) и  П.  высшей  культуры.  У  евреев  П.  хотя
сохранял преобладающий религиозный характер,  но  при  этом  стал  также
универсальным. Через духовную работу пророков еврейского народ дошел  до
сознания, что его племенной и местный Бог есть единое Божество над  всем
миром. В сознании пророков и апостолов первое, земное  отечество  должно
было погибнуть, чтобы возродиться во всеобъемлющем  царствии  Божием.  К
познанию и созиданию этого царства призывались равно все народы, и  этим
освящался  П.  национальный,  но  лишь  под   условием   всечеловеческой
солидарности, т. е. как любовь к  своему  народу  не  против  других,  а
вместе со всеми другими. Не только для исполнения,  но  и  для  сознания
большинством человечества этого высшего  требования  нужен  был  еще  не
окончившийся доныне переходный  процесс,  характеризуемый  преобладанием
исключительно национального П. и враждебного  соперничества  народов.  В
средние века народная вражда не имела принципиального значения,  уступая
теократической  идее   (царства   Божия),   в   двух   ее   исторических
материализациях  -  церковной  (папство)  и  государственной  (империя).
Естественная любовь к ближайшему отечеству существовала,  но  решительно
подчинялась в нравственном сознании требованиям  высшего  универсального
порядка. Как некогда пророк  Иеремия  проповедовал  евреям  политическое
самоотречение и покорность чужому завоевателю, как  второй  Исаия  видел
спасителя своего народа в персидском царе Кире, так  величайший  патриот
Италии,  Дант,  призывал  для  спасения   своего   отечества   немецкого
императора из-за Альп. В чисто национальном виде патриотическое  чувство
ярко проявилось в начале XV в. во Франции, в лице Жанны д'Арк. Столетняя
война французов с  англичанами  не  имела  принципиального  характера  в
других отношениях: в религиозном - обе стороны принадлежали  к  одной  и
той   же   церкви,   в   политическом   -   к   одному   и    тому    же
феодально-монархическому строю; основы быта общественного были одни и те
же; война представлялась сначала  лишь  династическою  борьбою  Валуа  и
Плантагенетов  за  престол  Франции.  Но  постоянные  встречи  с  чужими
народным характером мало по малу пробуждали у французов ревнивое чувство
своей народности и вызвали наконец откровение национальной  идеи.  Жанна
д'Арк  впервые  дала  простую  и  ясную  формулу   чисто   национальному
патриотизму: быть независимыми от чужеземцев  на  своей  земле  и  иметь
среди себя своего собственного верховного главу.  В  Германии  столетием
поздние возбуждение национального П. в  борьбе  с  чужеземною  церковною
властью ослаблялось и осложнялось принципиальным  религиозным  значением
этой власти, которое для многих  перевешивало  национальные  требования.
Вследствие этого произошел раскол между немцами  католиками:  и  немцами
протестантами, и национальный П. Германии мог утвердиться только  в  XIX
в., с ослаблением религиозного чувства и под влиянием внешней борьбы  за
политическое существование против двух Наполеонов. Подобным же образом в
борьбе с  чужими  элементами  развивался  национальный  П.  и  в  других
странах.  В  настоящее  время  он   достигает,   по   видимому,   своего
кульминационного пункта. В передовой европейской стране - Франции -  П.,
для большинства нации, заменил собою  религию.  Первоначально  отечество
было священно как вотчина  своего,  настоящего  бога;  теперь  оно  само
признается чем-то абсолютным, становится единственным  или,  по  крайней
мере,   самым   высшим   предметом   поклонения   и   служения.    Такое
идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактическою
враждою к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель. В историческом
процессе все более и более  обнаруживается  действие  сил,  объединяющих
человечество, так что исключительное национальное обособление становится
физическою невозможностью. Повсюду сознание  и  жизнь  приготовляются  к
усвоению новой, истинной идеи П., выводимой  из  сущности  христианского
начала: "в силу естественной любви и нравственных обязанностей к  своему
отечеству полагать его интерес  и  достоинство  главным  образом  в  тех
высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы".
   Вл. Соловьев Патристика (от pathr,  pater)  -  одна  из  богословских
наук, имеющая своим предметом  изучение  творений  св.  отцов  церкви  и
систематическое изложение содержащегося в  них  учения.  В  христианской
церкви название  "отца"  усвояется,  еще  со  времен  апостолов,  вообще
пастырям церкви. В более специальном смысле название "св. отцов  церкви"
усвояется тем церковным учителям, которые  в  своих  творениях  оставили
изложение и объяснение веры христианской,  принятое  церковью  к  своему
руководству. Из ряда  "отцов  церкви"  особенно  выделяются  "вселенские
учители", имеющие наивысший личный авторитет в церкви, как оказавшие  ей
особые услуги защитою, формулированием и разъяснением догматов  веры.  В
восточной церкви такое значение усвояется св. Василию Великому, Григорию
Богослову, Иоанну Златоусту и Афанасию Александрийскому , на  Западе,  -
кроме того  Иерониму  Стридонскому,  Августину  Гиппонийскому,  Амвросию
Медиоланскому и папе Григорию Вед. Кроме того,  западная  церковь  имеет
так наз. doctores ecclesiae, к которым причисляются: Лев  Великий,  Фома
Аквинат, Бернард Клервосский (с 1830 г.), Гиларий  Пуатьерский  (с  1852
г.), Франциск Салийский (с 1875 г.).  Некоторые  богословы  ограничивают
существование в церкви "отцов церкви"  известным  периодом  времени;  на
Востоке - от начала церкви до Иоанна Дамаскина ( 754 г.), на Западе - до
Григория Великого включительно ( в 601 г.); по мнению других -  до  XIII
в. Ультрамонтанские богословы думают, что папа  во  всякое  время  может
возвести в звание отца церкви кого признает достойным. Церковь восточная
не имеет писанного канонического постановления  по  этому  предмету,  но
богословы и патрологи большею частью думают, что так как церковь  всегда
одна и та же и всегда обладает одними и теми же благодатными силами,  то
в ней во всякое  время  возможно  явление  лиц,  обладающих  дарованиями
святоотеческими и могущих быть признанными в качестве "отцов церкви", по
суду  самой  церкви.  По  этому-то  в   русской   П.,   напр.   Филарета
Черниговского ("Историческое учение  об  отцах  церкви"),  излагается  и
рассматривается учение св. Димитрия  Ростовского  и  других,  ранее  его
бывших святых иерархов, оставивших после себя писания. Нахождение в лике
канонизированных святых и согласие с учением церкви считаются на столько
необходимыми для причисления к отцам  церкви,  что  даже  такие  великие
богословы христианского  мира,  как  Климент  Александрийский,  Оригень,
Евсевий Кесарийский, Тертуллиан не признаются "отцами  церкви",  а  лишь
церковными писателями; восточная церковь  не  удостаивает  этого  титула
Иеронима и Августина,  как  не  канонизованных  ею  в  качестве  святых.
Литература П., в смысле науки, занимающейся  систематическим  изложением
учения св. отцов, обильна монографиями об отдельных св. отцах, но скудна
полными систематическими курсами, содержащими в  себе  полное  изложение
учений всех отцов церкви. Из старинных сочинений имеют доселе  некоторое
значение книги  Бонавентуры,  "De  optima  legendarum  ecclesiae  patrum
methodo"  (ХII  в.),  и  Daille,  "De  usu  Patrum"  (1618).  Лучшая  из
современных П. - "Patrologie" Мёлера, "Patrologie" Альцога;  Boehringer,
"Kirchengeschichte  in  Biographien"  (1873);  Ebert,  "Geschichte   der
christl.  Catholisch.  Literatur"  (1874).  Единственная  система  П.  в
русской литературе - "историческое учение  об  отцах  церкви"  Филарета,
apxиеп. Черниговского собственно патрология, а не  П.  Более  или  менее
общий недостаток всех современных систем П. -  недостаток  генетического
метода при изложении святоотеческих учении, т.  е.  выяснения  отношения
учения  одних  к   учению   других   (напр.   западных   к   восточным),
преемственности  и  последовательности  развития  богословских  идей   и
зависимости их друг от друга чисто литературной. Каждая из известных  П.
представляет  более  механически  сбор  патристических  монографий,  чем
систему.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz