Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Пастораль I. Пастораль или пастушеская поэзия - так наз.  особый  вид
поэзии, где в качестве героев выступают пастухи и  пастушки.  Древнейшим
образчиком П. считаются идиллии греческого поэта Феокрита, жившего в III
в. до Р. Хр. Пасторальная  тенденция,  т.  е,  желание  противопоставить
шумную и суетную жизнь больших городов  простой  и  близкой:  к  природе
жизни пастухов,  пробивается  однако,  у  Феокрита  довольно  слабо;  он
изображает своих героев людьми грубыми и необразованными, а жизнь  их  -
исполненной лишений и далеко не завидной. Феокриту  подражали  греческие
поэты александрийской эпохи Бион и Мосх и римский поэт Виргилий,  эклоги
которого  проникнуты  не  только   пасторальной,   но   и   политической
тенденцией: главной их целью было прославление Августа. К I в. по Р. Хр,
относится новелла греческого софиста и философа Дюна Хризостома. Хотя  в
этой новелле действующими лицами являются не пастухи, а охотники, тем не
менее пасторальная тенденция выступает весьма  ярко.  Автор  показывает,
что деревенские бедняки не только счастливее,  но  и  щедрее,  добрее  к
ближнему, чем утопающие в роскоши городские богачи. Под влиянием новеллы
Диона был написан знаменитый пастушеский любовный роман "Дафнис и Хлоя",
приписываемый греческому писателю IV в.  по  Р.  Хр.  Лонгу.  Древнейший
памятник пасторальной поэзии  на  Западе  Европы  -  "Амето",  Боккаччио
(1340); это нечто среднее между романом и  драмой.  Элемент  античный  -
нимфы, дриады, поэтические состязания пастухов и т. п. - сливается здесь
с элементом христианско-аллегорическим, возникшим под влиянием  Данте  и
превратившим здоровую юношескую любовь Амето в  идеальное  поклонение  и
спиритуалистический восторг. Хотя в Амето описывается  быть  пастухов  и
охотников, но простая жизнь не  противополагается  жизни  искусственной,
городской. Наоборот, пасторальная тенденция  сквозит  в  каждой  строчке
"Аркадии"  Саннацаро  (1541).  Автор   откровенно   высказывает   ее   в
предисловии, уверяя  читателей,  что  лесные  птицы,  щебечущие  в  тени
зеленых листьев, более  пленяют  наш  слух,  чем  их  городские  сестры,
сидящие в раззолоченных клетках, что простые напевы пастухов  бесконечно
выше торжественных песен, которые раздаются в королевских дворцах  и  т.
д. Саннацаро ведет рассказ от своего имени и  повествует,  как,  гонимый
несчастной любовью, он удалился в  Аркадию  и  нашел,  на  вершине  горы
Партения, прелестную долину, куда ежедневно сходились окрестные пастухи,
упражнялись в стрельбе из лука, в метании копья, пели, танцевали,  а  по
праздникам устраивали между собой поэтические состязания. Описание  этих
развлечений и составляет содержание и главный интерес романа.  Разговоры
пастухов слишком утонченны и совершенно  не  соответствуют  их  простому
быту: они кажутся  не  настоящими  пастухами,  а  переодетыми  в  платье
пастухов дилетантами пастушеской жизни.  Не  смотря  на  это,  "Аркадия"
имела громадный успех, выдержала в Италии, в продолжение XVI в, около 60
изданий и была переведена на многие европейские языки. Ее  очень  хорошо
знал Шекспир, заимствовавший оттуда имя Офелии. В Италии влияние Аркадии
особенно заметно в двух  драматических  пасторалях:  "Aminta",  Торквато
Тассо (1583 г.) и "Pastor Fido", Гварини (1590 г.); в Испании  "Аркадия"
послужила образцом самому  популярному  пастушескому  роману  -  "Диане"
Монтемайора.  Под  влиянием  "Аркадии"  и  "Дианы"  с  одной  стороны  и
рыцарских романов Артурова цикла с другой написал свою "Аркадию"  (1580)
Сидней. Его поэма сделалась любимой книгой мечтательных душ, искавших  в
ней забвения от  земных  страданий.  Карл  I,  перед  казнью,  почти  не
выпускал  из  рук  книги  Сиднея  и  любил  читать  своим   приближенным
поэтическую молитву заключенной  в  темницу  Памелы,  несчастья  которой
напоминали ему его собственные. "Аркадия"  Сиднея  была  родоначальницей
пастушеского романа в Англии и вдохновила собой пастушеские романы Грина
и Лоджа, послужившие источником для Шекспира; из ее заимствовал  Шекспир
эпизод о Глостере и  его  сыновьях  в  "Короле  Лире".  Одному  месту  в
"Аркадии",  заключающему  себе  характеристику  завистливого   человека,
подражал Ричард Стиль в своем известном эпизоде о  "Зависти";  несчастья
Памелы и самое ее имя были перенесены Ричардсоном в его знаменитый роман
"Памела". В 1610 г. вышел  в  свет  вдохновленный  "Дианой"  Монтемайора
лучший из французских пастушеских  романов  -  "Астрея",  Оноре  д'Юрфе.
Успех этого романа был колоссальный: в  пастухах  и  пастушках  "Астреи"
узнавало себя тогдашнее французское образованное общество. Когда в  1616
г. вышла вторая часть романа, а в 1619 г. третья, слава автора  шла  все
crescendo.   Имя   главного   героя   "Астреи",   Селадона,    сделалось
нарицательным  именем  нежного   и   послушного   любовника.   Некоторые
восторженные  поклонники  "Астреи"  доходили  до   того,   что   нарочно
отправлялись в Форез  -  место  действия  романа  -  и  доставляли  себе
наслаждение прочесть его среди той самой обстановки, которая вдохновляла
автора. Слава "Астреи" не  ограничивалась  одной  Францией:  в  1624  г.
д'Юрфе получил из Германии послание, подписанное 12 немецкими принцами и
принцессами, которые приняли имена героев и героинь  "Астреи",  устроили
на манер собраний, описанных в романе, Академию  истинных  любовников  и
просили автора принять в этой академию имя Селадона, так  как  никто  из
них не чувствовал себя достойным носить его. В XVII в. пастушеский роман
во Франции сменяется романом героическим и реально-бытовым, а  пастораль
ищет себе убежища в драме. В XVIII в. пастушеский род поэзии  падает  во
всей Европе; за исключением  идиллий  "Цюрихского  Феокрита",  Гесснера,
нашедших свой отголосок во  Франции,  и  некоторых  стихотворений  Андрэ
Шенье нет  ничего  в  этом  роде,  что  можно  было  бы  поставить  выше
посредственности. В XIX в., когда поэзия, помимо художественности, стала
ставить себе широкие общественные задачи, пастораль не только выходит из
моды, но и совершенно прекращает свое существование.

   Литератора. Fontenelle, "Discours sur la nature  de  l'Eglogue"  (П.,
l688);  Villemain,  "Tableau  de  la  Littеrature  аu   XVIII   Siecle";
Saint-Mare  Girardin,  "Cours  de  la  Litterature  Dramatique"   (Lecon
XLII-LIV); Rohde, "Der Griechische  Roman"  (Лпц.,  1876);  Кирпичников,
"Греческий роман в новой литературе" (Харьков. 1876);  Dunlop,  "History
of prose Fiction" (новое изд. Вильсона,  Л.,  1888);  Гаспари,  "История
итальянской  литературы"  (рус.  перев.,  т.  2-й.  М.,  1887);  Тикнор,
"История испанской литературы" (рус. перевод, т. I и II);  Windisclield,
"Die Englische Hirtendichtung von 1579-1625" (Гейдельберг, 1895).
   Н. Стороженко.

   II. Пастораль (pastorale франц. и итал., пастушеский, сельский)  -  в
музыке так называются сочинения мирного, идиллического  характера.  Сюда
относятся,  напр.:   а)   пасторальная   музыка   -   небольшая   пьеска
преимущественно в 6/8, 9/8; b) пастушеская веселая  песня  (pastorello);
с) танец, похожий на musette или siciliano, но только в более  медленном
темпе;  d)  небольшая  опера,  пантомима   или   балет,   где   главными
действующими лицами являются пастухи или пастушки; наконец, е) симфония,
в  которой  изображается   сельская   жизнь,   природа,   напр.   шестая
(пасторальная) симфония Бетховена.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz