Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Парламентаризм - система  государственного  устройства,  при  которой
парламент   играет   преобладающую   роль   не   только    в    качестве
законодательного органа, но и в качестве органа верховного контроля  над
властью  исполнительной.  П.  существует  не  во  всех   конституционных
странах: его нет ни в Германской  империи,  ни  в  отдельных  германских
государствах,  ни  в  Австрии,  ни  в   Соединенных   Штатах.   Типичным
парламентарным государством является Англия;  П.  господствует  также  в
Бельгии,  Франции,  Италии,  Венгрии.  В  государствах   первого   типа,
называемых  обыкновенно  чисто  представительными,   строго   проводится
принцип разделения  между  властями  законодательной  и  исполнительной;
первая  принадлежит  главе  государства   -   монарху   или   президенту
республики, управляющему через посредство  назначаемых  и  сменяемых  им
министров, политически не ответственных  перед  парламентом;  вторая,  в
понятие которой входит также  право  вотирования  бюджетов,  принадлежит
парламенту. Министерства здесь часто  бывают  внепарламентскими,  т.  е.
члены его не принадлежат к составу палат. В  государствах  второго  типа
парламент не довольствуется ролью законодательного корпуса:  он  требует
от исполнительной  власти  отчетов  в  ее  деятельности  и  имеет  право
привлекать ее к ответственности; в случае неодобрения парламентом образа
действий исполнительной власти у последней остается  право  апелляции  к
избирателям, но при ее неудаче министры обязаны выйти в отставку.  Таким
образом  исполнительная  власть  фактически  является   только   органом
парламента.  Министры,  в  парламентарных  государствах,  принадлежат  к
составу парламента; в большей их части  правило  это,  не  включенное  в
писанные конституции, установилось на практике,  в  силу  необходимости,
очень  строго;  нарушается  оно  только  в  таких  государствах   (напр.
Болгария), где П. существует более в теории, чем в жизни. При господстве
П. центр тяжести государственной жизни лежит  в  парламенте,  в  котором
идет постоянная борьба за власть между двумя или  несколькими  партиями.
После падения одного министерства глава государства  поручает  составить
новое общепризнанному вождю  партии,  свергшей  предыдущее;  только  при
большом числе партий у главы государства может быть некоторый выбор,  но
и  тут  он  по   необходимости   должен   стремиться   к   сформированию
министерства,  которое  пользовалось   бы   поддержкой   большинства   в
парламенте, ибо только такое  министерство  может  быть  прочным.  Таким
образом П. всегда означает политическое господство  наиболее  сильной  в
народе (точнее  -  среди  избирателей)  партии.  Все  сказанное  о  роли
парламента относится преимущественно к нижней его палате  (в  странах  с
двумя палатами), хотя строго и безусловно  установленным  это  не  может
считаться. Так, во Франции  министерство  Буржуа  (1895-96),  находившее
опору в палате  депутатов,  но  встречавшее  сильное  противодействие  в
сенате, некоторое время колебалось; думая вступить в конфликт с сенатом,
но после непродолжительной борьбы вынуждено  было  уступить  и  выйти  в
отставку. В Англии до середины XVIII в. поддержка  палаты  лордов  имела
для минства значение ничуть не меньшее, чем поддержка палаты  общин;  но
уже Вальполь опирался преимущественно на последнюю, а с 1832  г.  палата
лордов окончательно потеряла возможность вызвать падение кабинета.  Так,
в 1850 г. лорд Пальмерстон не обратил ни  малейшего  внимания  на  вотум
недоверия, выраженный ею по поводу дела Пасифико. Принцип П. установился
в Англии в XVIII в.: последняя попытка управления страной вопреки палате
общин была сделана  Питтом  младшим,  в  1783-84  г.,  но  и  он,  после
непродолжительной борьбы, должен был прибегнуть к распущению палаты.  Во
Франции господство  П.  установилось  окончательно  только  в  1875  г.;
Италией он унаследован от Пиемонта, в котором  восходит  к  1848  г.;  в
Бельгии он существует с 1831 г. Швейцария занимает  по  отношению  к  П.
особое место: исполнительная власть избирается здесь на  3  года,  но  в
продолжение этого срока она не может быть сменяема; члены  ее  часто  не
принадлежат  к  составу  палат;  поэтому  Швейцарию  нельзя  относить  к
государствам парламентарным. Литературу см. при словах:  Государственное
право, Конституции,  Министерства,  Ответственность  министров,  Партии,
Политика, Разделение властей. Ср.  также  Дайси,  "Основы  госуд.  права
Англии" (СПб., 1891); Lotbar Bucher, "Der Parlamentarismus, wie er  ist"
(3 изд., Штуттг., 1894; только об Англии, весьма враждебна принципу П.);
Hamilton,  "Parlamentarische  Logik,  Taktik  u.  Rhetorik"   (2   изд.,
Тюбинген, 1872); Prins, "La democratie et le  regime  parlementaire"  (2
изд., Брюссель, 1886); Ojeay Somoza, "El parlamentarismo" (Мадр., 1884);
Duvergier  de  Hauraune,  "La  reforme  parlementaire  et   la   reforme
electorale" (П., 1846); его же, "Histoire du gouvernement  parlementaire
en France de 1814-48" (Пар., 1857-73);  Benj.  Constant,  "Principes  de
politique"  (Париж,  1815,  гл.  II  и  IX;  новейшее  издание  Лабуле);
Prevost-Paradol, "Du  Gouvernement  parlementaire",  в  его  "Essais  de
politique" (Пар., 1859).
   В. В-в.

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz