Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Английский язык индивидуально с преподавателем американского университета. Подъем с любого уровня до самого высокого. 8-926-206-3689 (Москва).
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
 

   Пантеон (собств. Пантейон) -  в  древности  храмы,  посвященные  всем
богам. Наибольшей известностью пользуется римский П.; сооруженный  в  25
или 27 г. до Р. Хр. Марком  Агриппой,  на  Марсовом  поле,  близ  им  же
построенных терм. Он был посвящен божествам рода Юлиев, статуи  которых,
например  Марса  и  Венеры,  стояли  внутри  этого   сооружения.   После
неоднократных повреждений, причиненных пожарами и ударами молнии, П. был
реставрирован сперва ими. Домицианом и Адрианом, затем. в 202 г.  по  Р.
Хр., Септимием Севером и его сыновьями. Об  этой  последней  реставрации
свидетельствует надпись над портиком  храма,  помещенная  под  надписью,
высеченной Агриппой. В 1607 г., при папе Бонифации IV, П. был обращен  в
церковь, посвященную Богоматери и всем мученикам, и получил название  S.
Maria ad Martyres
   - церковь, которую вследствие ее  круглой  формы  называют  также  С.
Maрия-Ротонда, или просто Ротондой. П. представляет собой круглое здание
с портиком, не существовавшим в первоначальном плане, но возведенным еще
при Агриппе, предполагавшим поместить в нем свою  собственную  статую  и
статую Августа. Портик образуют 16 колонн восточного гранита (8 по лицу,
каждая в 4,5 м. в окружности, с  коринфскими  беломрамерными  капителями
превосходной работы). Он увенчан фронтоном, в настоящее время лишившимся
некогда украшавших его бронзовых  фигур.  Внутренность  П.  представляет
круглое  помещение  в  43,5  м.  ширины  и  такой  же  вышины,  покрытое
полукруглым куполом, с проделанным в середине циркульным отверстием  8,5
м. в диаметре. В стенах устроены 8  ниш,  в  которых  помещались  статуи
божеств; колонны, стоящие теперь в отверстиях  этих  ниш,  относятся  ко
времени Домициана; они заменили собой другие колонны,  находившиеся  тут
первоначально. Над  архитравом  идет  представляющая  собой  продолжение
цилиндра аттика, которая, при  одной  из  реставраций,  была  расчленена
пилястрами. Мраморная облицовка этих пилястров была удалена  в  1774  г.
Пол внутреннего  помещения  П.  выполнен  порфиром  и  другими  дорогими
породами камня. Общее впечатление, производимое П., очень грандиозно, не
смотря на то,  что  здание  сильно  пострадало  вследствие  хищнического
отношения к нему некоторых императоров (Констант II, в 655 г., перевез в
Константинополь вызолоченную бронзовую крышу) и пап. В 1881  и  1882  г.
вокруг П. были произведены  раскопки,  при  чем  с  задней  его  стороны
открыты  части  сооружения,  до  того  времени  заслоненные  позднейшими
постройками,  и  обнаружен  весь  цоколь,  скрывавшийся  под   новейшими
наслоениями почвы.  В  П.,  в  числе  других  знаменитых  людей  Италии,
похоронен Рафаэль и первый король  объединенной  страны,  Виктор-Эмануил
II. Кроме римского П., знаменит также парижский. Он стоит на том  месте,
где некогда стояла  церковь,  посвященная  покровительнице  Парижа,  св.
Женевьеве. В 1764 г.  Людовик  XV  заложил  здесь  колоссальное  здание,
которое и было возведено по  планам  архитектора  Суффло.  Парижский  П.
имеет в плане форму  греческого  равноконечного  креста,  над  серединой
которого высится купол на барабане.  С  западной  стороны  П.  находится
обширный портик, образуемый 22  калнелированными  колоннами  коринфского
стиля в 20 м. вышины. Ширина всего здания  -  84  м.,  длина  -  112  м.
Внутренность  П.  представляет  в   середине;   под   куполом,   круглое
пространство, к которому примыкают четыре  боковые  крыла.  Над  куполом
фонарь, обведенный решеткой; отсюда открывается великолепный вид на весь
Париж. Вышина всего здания от пола до фонаря достигает до 90  м.  Здание
еще не было окончено постройкой, когда, в 1791 г., национальное собрание
переименовало его в Panthеon Francais и определило ему  быть  хранилищем
портретных  статуй  великих  людей,  тела  которых  погребались   бы   в
подвальном этаже здания. При Наполеоне I П. снова был передан в духовное
ведомство, при  чем,  однако,  удержал  за  собой  значение  усыпальницы
выдающихся деятелей эпохи империи. В 1822 г., он был обращен  в  церковь
св.  Женевьевы.  Июльская  революция  снова  возвратила  П.  гражданский
характер, который и оставался за ним до 1855 г. Наполеон  III,  декретом
от 6 декабря 1855 года, отдал его опять религиозному культу. Наконец, 27
мая  1885  г.,  президент  французской  республики  Греви,  чтобы   дать
возможность похоронить в П. тело  Виктора  Гюго,  снова  обратил  его  в
усыпальницу великих людей, не имеющую церковного характера. О римском П.
см. Адлера, "Das Panthеon zu Rom" (Б., 1871), и Ланчьяно, "Il Panteon  e
le terme di Agrippa" (в Notizie degli scavi" за 1881 и 1882 гг.).

Начало А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

 

 

Hosted by uCoz